РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 марта 2008 года N 537р
О классификации пассажирских вагонов повышенной комфортности и требованиях к предоставлению пассажирам платного сервисного обслуживания в вагонах повышенной комфортности
(с изменениями на 17 февраля 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением ОАО "РЖД" от 17 февраля 2010 года N 342р.
____________________________________________________________________
В целях повышения качества обслуживания пассажиров в вагонах повышенной комфортности поездов дальнего следования формирования Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО "РЖД":
1. Установить, что вагоны повышенной комфортности в зависимости от типа и комплекса предоставляемых пассажирам услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда (далее - комплекс услуг), подразделяются на следующие классы обслуживания: "люкс", "бизнес", "экономический", "базовый" (пункт в редакции распоряжения ОАО "РЖД" от 17 февраля 2010 года N 342р - см. предыдущую редакцию).
2. Утвердить прилагаемые:
Классификацию пассажирских вагонов повышенной комфортности по условиям проезда и предоставляемым пассажирам услугам (приложение N 1, далее - Классификация);
Требования к предоставлению пассажирам платного сервисного обслуживания в вагонах повышенной комфортности (приложение N 2, далее - Требования).
3. Отнести вагоны повышенной комфортности, введенные в обращение до утверждения Классификации, к вагонам:
класса обслуживания "люкс" - вагоны с купе, оборудованные душевым модулем и туалетом в каждом купе, и вагоны с одним душевым модулем и туалетом на два купе с предоставлением комплекса услуг;
класса обслуживания "бизнес" - вагоны с 2-местными купе, оборудованные умывальником в каждом купе и душевым модулем и туалетом в вагоне; вагоны с 2-местными купе (СВ) и вагоны с местами для сидения в скоростных поездах с предоставлением комплекса услуг;
класса обслуживания "экономический" - вагоны с 4-местными купе и вагоны с местами для сидения в скоростных поездах с предоставлением комплекса услуг.
4. Начальнику Департамента пассажирских сообщений Верховых Г.В., генеральному директору Федеральной пассажирской дирекции Шатаеву В.Н., начальникам региональных дирекций по обслуживанию пассажиров организовать предоставление услуг в вагонах повышенной комфортности с соблюдением Порядка предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, утвержденного приказом Минтранса России от 9 июля 2007 года N 89, прилагаемых Классификации и Требований, а также обеспечить контроль за их соблюдением.
5. Начальнику Департамента информатизации и корпоративных процессов управления Илларионову А.В., директору Главного вычислительного центра Вишнякову В.Ф., генеральному директору Федеральной пассажирской дирекции Шатаеву В.Н. обеспечить к 5 апреля 2008 года ввод изменений в нормативно-справочную информацию АСУ "Экспресс" в соответствии с пунктами 1-3 настоящего распоряжения.
6. Начальникам железных дорог, начальникам региональных дирекций по обслуживанию пассажиров, начальникам региональных дирекций железнодорожных вокзалов обеспечить:
а) информирование пассажиров, в том числе через средства массовой информации, о предоставляемых в вагонах повышенной комфортности услугах;
б) оформление проездных документов в вагоны повышенной комфортности в соответствии с утвержденными настоящим распоряжением Классификацией и принятыми условными обозначениями.
Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов
Классификация пассажирских вагонов повышенной комфортности поездов дальнего следования по условиям проезда и предоставляемым пассажирам услугам
Условия проезда и | Пассажирские вагоны с местами для лежания, классы обслуживания | Пассажирские вагоны с местами для сидения, классы обслуживания | ||||||||
перечень услуг | Люкс | Бизнес 1Б | Экономи- | Базовый | Бизнес | Экономи- | Базовый | |||
по отношению к классу обслуживания* | 1А | 1М | (У1, У2..., У0) | ческий 2Э (У1, У2..., У0) | 2Т (У1, У2..., У0) | 2У (У1, У2..., У0) | 1С (У1) | ческий 2Е (У1, У0) | 2Р (У1) | 2В (У1) |
________________ | ||||||||||
Тип вагона | Купейный М | Купейный М | Купейный Л | Купейный К | Купейный К | Купейный К | Вагон с местами для сидения С | Вагон с местами для сидения С | Вагон с местами для сидения С | Вагон с местами для сидения С |
Количество мест в вагоне | 4 | 5-6 | 16-20 | 12-36 | 12-36 | 12-36 | 18/36 | 48/62 | 48/62 | 48/62 |
Количество мест в купе | 2 | 2 | 2 | 4 | 3-4 | 3-4 | -/- | -/6 | -/6 | -/6 |
Наличие кондиционера | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Нет | Есть | Есть | Есть | Нет |
Санитарно- | Душевая кабина и туалет в каждом купе, душевая кабина и туалет на два купе | Душевая кабина и туалет в каждом купе, душевая кабина и туалет на два купе | Умывальник в каждом купе, туалет в вагоне или душевая кабина и туалет в вагоне, или умывальник в купе, туалет в вагоне | Туалет в вагоне | Туалет в вагоне | Туалет в вагоне | Туалет в вагоне | Туалет в вагоне | Туалет в вагоне | Туалет в вагоне |
Рацион горячего питания** | Не менее 3 наимено- | Не менее 5 наимено- | Не менее 4 наиме- | Не менее 3 наиме- | Не менее 3 наиме- | Не менее 3 наиме- | Не менее 4 наиме- | Не менее 3 наиме- | Не менее 3 наиме- | Не менее 3 наиме- |
________________ | ||||||||||
Прохладитель- | Не менее 5 наименова- | Не менее 5 наименова- | Не менее 2 наименова- | Минераль- | Минераль- | Минераль- | Не менее 2 наиме- | Мине- | Мине- | Мине- |
Печатные издания | 6 наиме- | 6 наиме- | 5 наиме- | 3 наиме- | Нет | Нет | 5 наиме- | 3 наиме- | Нет | Нет |
Постельное белье | Повышен- | Повышен- | Повышен- | Повышен- | Повышен- | Повышен- | Нет | Нет | Нет | Нет |
Набор предметов санитарно- | Не менее 12 предметов | Не менее 12 предметов | Не менее 8 предметов | Не менее 7 предметов | Нет | Нет | Не менее 8 предме- | Не менее 7 предме- | Нет | Нет |
Требования к предоставлению пассажирам платного сервисного обслуживания в вагонах повышенной комфортности поездов дальнего следования
1.1. Услуги, предоставляемые пассажирам в поездах дальнего следования, должны быть безопасны для окружающей среды, жизни и здоровья пассажира.
1.2. Сырье и продукты питания, используемые для производства рационов горячего питания (рационов холодного питания), а также условия их производства, хранения, реализации и организации потребления должны отвечать требованиям государственных стандартов: ГОСТ Р 51074-97, ГОСТ Р 50764-95, ГОСТ Р 50762-95, санитарным правилам СанПиН 42-123-4117-86, СанПиН 2.3.2.1324-03, сборникам рецептур блюд и кулинарных изделий.
1.3. Кулинарная продукция, включаемая в рационы горячего питания и предоставляемая пассажирам в вагонах повышенной комфортности, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50763-95.
1.4. Столовая посуда, приборы и инвентарь, другие предметы материально-технического оснащения, используемые для предоставления услуг пассажирам, должны отвечать требованиям СП 2.5.1198-03.
1.5. Работники вагонов-ресторанов и вагонов-кафе должны иметь специальную подготовку, соблюдать предъявляемые к ним ГОСТ Р 50935-96 и ОСТ 28-1-95 требования.
1.6. Комплект постельных принадлежностей должен включать матрац с чехлом, подушку с корсажем, одеяло (зимнее или летнее), ремни безопасности (для верхних полок в купе), если это предусмотрено конструктивной возможностью вагона.
1.7. Комплект постельного белья должен быть упакован в индивидуальные пакеты размером не более 430 х 320 х 90 мм. При использовании постельных принадлежностей и постельного белья должны соблюдаться установленные сроки эксплуатации в соответствии с ОСТ 32-24-93.
1.8. Уборка салона, купе и туалетов вагонов повышенной комфортности, дезинфекционная обработка постельных принадлежностей, мягкого инвентаря должна осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".
1.9. В вагонах повышенной комфортности должно обеспечиваться информирование пассажиров о перечне предоставляемых услуг, наименовании и адресе подразделения Федеральной пассажирской дирекции, обслуживающего и формирующего поезд дальнего следования. По радиотрансляционной сети поездного радиовещания должна передаваться информация об услугах вагона-ресторана (вагона-кафе) и режиме его работы.
2.1. В вагонах класса обслуживания "люкс" пассажирам предоставляется питание, изготовленное в вагоне-ресторане по заказу из предложенного меню. Блюда и кулинарные изделия изготавливаются с использованием свежих натуральных продуктов (мяса, птицы, рыбы, овощей, фруктов, зелени). В каждом купе обеспечивается наличие художественно оформленного меню рационов питания с включением не менее 5 наименований блюд на выбор.
Доставка блюд осуществляется в удобное для пассажиров время. При обслуживании используются предметы сервировки улучшенного качества (столовые приборы мельхиоровые, салфетки льняные, столовая посуда с фирменной эмблемой).
В перечень предлагаемых на выбор напитков включаются соки натуральные и минеральная вода в стеклянных бутылках, винно-водочные изделия в сувенирном исполнении.
2.2. В вагонах класса обслуживания "бизнес" пассажирам предоставляются рационы горячего питания или холодного питания. При обслуживании используются блюда и закуски, приготовленные в вагоне-ресторане, или кулинарная продукция, изготовленная в специализированных цехах (замороженные блюда, холодные закуски, в т.ч. упакованные с использованием модифицированной газовой среды, далее - МГС).
Скомплектованные рационы холодного питания должны включать не менее 15 наименований продуктов в индивидуальной упаковке с указанием сроков годности и условий хранения.
Обслуживание осуществляется с использованием столовых приборов из нержавеющей стали, бумажных салфеток, столовой посуды единого фирменного стиля.
В перечень предлагаемых на выбор напитков должны включаться соки натуральные в ассортименте, минеральная вода, пиво, вино, спиртные напитки в сувенирном исполнении.
Доставка рационов питания осуществляется в купе к местам размещения пассажиров в специализированной таре, отвечающей санитарным требованиям. По желанию пассажиров обслуживание питанием может быть осуществлено в зале вагона-ресторана. Время предоставления рационов указывается в меню в соответствии с технологическим процессом обслуживания и может быть изменено с учетом продолжительности нахождения пассажиров в пути следования.
2.3. В вагонах класса обслуживания "экономический" и "базовый" пассажирам предоставляются рационы горячего или холодного питания. При обслуживании используются блюда и закуски, приготовленные в вагоне-ресторане, или разогретые готовые блюда, поставляемые в замороженном виде, холодные закуски в упаковках с МГС. Обслуживание допускается с применением столовой посуды и приборов одноразового использования.
Доставка блюд в купе к местам размещения пассажиров осуществляется в разносных контейнерах или с использованием развозных тележек.
Допускается доставка соков в упаковке тетрапак и минеральной воды в пластиковых бутылках.
Кипятком для горячих напитков пассажиров обеспечивают проводники вагонов.
В каждом купе обеспечивается информация о составе рационов питания и меню предоставляемых горячих блюд и напитков.
Состав наборов предметов санитарно-гигиенического назначения определяется в зависимости от класса обслуживания вагонов. Изменение состава санитарно-гигиенических наборов осуществляется с учетом пожеланий пассажиров.
3.1. В вагонах класса обслуживания "люкс" пассажирам предоставляются в наборах предметы санитарно-гигиенического назначения: парфюмерно-косметические средства в индивидуальной упаковке (мыло, шампунь и гель для душа, губка для тела, зубной набор, ватные палочки и диски, шапочка для душа, бритвенный набор), косметичка, тапочки, влажные и бумажные салфетки, расческа, средства по уходу за обувью, швейный набор.
Предметы санитарно-гигиенического назначения размещаются в туалетно-душевом модуле купе, тапочки - в спальном отделении купе (в шкафу).
3.2. В вагонах класса обслуживания "бизнес" пассажирам предоставляется набор из не менее 8 предметов (мыло в индивидуальной упаковке, бумажные носовые платки, зубной набор, рожок и губка для обуви, влажные салфетки, расческа, тапочки). Набор упакован в косметичку, размещается в купе на спальных местах (на видном месте).
3.3. В вагонах класса обслуживания "экономический" пассажирам предоставляются наборы из комплектующих не менее 7 предметов санитарно-гигиенического назначения (влажная и бумажная салфетки, мыло в индивидуальной упаковке, зубной набор, салфетка для обуви, рожок для обуви, тапочки), которые упаковываются в косметичку и размещаются на спальных местах или на настенных полках в купе.
3.4. В вагонах класса обслуживания "базовый" санитарно-гигиенические наборы пассажирам не предоставляются.
Печатная продукция предоставляется пассажирам на местах их проезда в вагонах повышенной комфортности класса обслуживания "люкс", "бизнес" и "экономический" и включает журнал и комплект газет. Комплекты газет с цветными вкладышами упаковываются в пленку с нанесением логотипа ОАО "РЖД". На вкладышах должен быть обозначен перечень печатных изданий и класс обслуживания вагона повышенной комфортности.
В поездах с продолжительностью маршрута следования более двух суток в комплекты печатных изданий включаются газеты с еженедельным выходом. В праздничные и выходные дни перечень печатных изданий с ежедневным выходом заменяется на газеты с еженедельным выходом.
В вагонах класса обслуживания "базовый" печатная продукция пассажирам не предоставляется.