Недействующий

     

КОМИССИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА


РЕШЕНИЕ


 от 20 мая 2010 года N 267

     
О ходе приведения национальных законодательств Сторон в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза

____________________________________________________________________
Утратило силу с 13 июня 2018 года на основании
решения Коллегии ЕЭК от 10 мая 2018 года N 77
____________________________________________________________________

1. Принять к сведению информацию Секретариата Комиссии таможенного союза о результатах сравнительно-правового анализа проектов документов, разрабатываемых Сторонами, в части приведения национальных законодательств в соответствие с Таможенным кодексом таможенного союза (прилагается).

2. Просить Стороны до 20 июня 2010 года информировать Комиссию таможенного союза о ходе исполнения Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17 в части приведения национальных законодательств в соответствие с Таможенным кодексом таможенного союза и положениями статьи 2 Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года.

Члены Комиссии таможенного союза:

От Республики Беларусь
А.Кобяков

От Республики Казахстан
У.Шукеев

От Российской Федерации
И.Шувалов

     

Приложение
к Решению Комиссии
таможенного союза
от 20 мая 2010 года N 267

Сравнительный анализ отдельных норм уголовного и административного законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации


С 1 июля 2010 года вводится в действие Таможенный кодекс таможенного союза, принятый Договором о Таможенном кодексе таможенного союза согласно Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 года N 17.

Названный Кодекс вводит новые термины и определения, которые будут применяться на единой таможенной территории в государствах-членах таможенного союза Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации - "таможенная территория таможенного союза", "таможенная граница таможенного союза", ввоз (и, соответственно, вывоз) товаров на таможенную территорию таможенного союза", "таможенные операции", "таможенные процедуры", "таможенный представитель" и другие, которые содержатся в уголовном, административном и таможенном законодательстве государств-членов таможенного союза.

В этой связи особо актуальным является исполнение вышеназванного Решения Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) в части приведения уголовного и административного законодательства государств-членов таможенного союза в соответствие с Таможенным кодексом таможенного союза для его неукоснительного и точного применения на таможенной территории таможенного союза на соответствующих территориях Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации

Согласование законодательных актов государств Союза в области уголовной и административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела необходимо для реализации положения Договора о создании единой таможенной территории и таможенного союза от 6 октября 2007 года об унифицированном порядке таможенного регулирования на таможенной территории таможенного союза, устанавливающего приоритет таможенного законодательства таможенного союза над иными нормами права и предусматривающий применение национального законодательства на территориях Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации в части, не противоречащей таможенному законодательству таможенного союза.

Действующие законодательные акты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в области уголовной и административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела можно классифицировать в нижеприведенном порядке.

Уголовные составы "контрабанды" Республики Беларусь и Российской Федерации в целом идентичны и квалифицирующим признаком является незаконное перемещение товаров через таможенную границу соответствующего государства. В Республике Казахстан квалифицирующие признаки указанного уголовного деяния квалифицируются в двух статьях Уголовного кодекса Республики Казахстан (подробнее - см. прилагаемую сравнительную таблицу).

Законодательство в области административной ответственности в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации представлено Кодексами об административных правонарушениях (далее - КоАП). Указанные акты закрепляют основы административной ответственности, особенности процесса привлечения лиц к административной ответственности, предусматривают составы административных правонарушений в различных областях деятельности государства, в том числе и в области таможенного дела.

В качестве особенностей правового регулирования необходимо отметить действие в Республике Беларусь процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее ПИК об АП РБ) от 20 декабря 2006 года N 194-З, которым устанавливает порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административных взысканий. Принятие данного акта свидетельствует о создании административно-процессуального законодательства, что является важным шагом в развитии доктрины административного права.

В России и Казахстане материальные и процессуальные нормы административной ответственности закреплены в соответствующих КоАП.

Эти различия углубляются на уровне структуры кодексов. Так, КоАП России и Казахстана содержат 5 разделов, а КоАП Республики Беларусь - 4 раздела. Наименования и содержание разделов КоАП также различны.

Например, КоАП России содержит следующие разделы: Общие положения (I); Особенная часть (II); раздел о судьях, органах, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (III); производство по делам об административных правонарушениях (IV); исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (V).

КоАП Казахстана предусматривает: Общую часть (I); административное правонарушение и административная ответственность (II); раздел об органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (III); производство по делам об административных правонарушениях (IV); исполнение постановлений о наложении административных взысканий (V).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях содержит следующие разделы: общие положения (I); административное правонарушение, административная ответственность (II); административное взыскание (содержащий Особенную часть) (III); заключительные положения (IV).

Наряду со структурными различиями имеются различия и терминологического порядка, используемые в названных Кодексах государств-членов Таможенного союза.

К специфике терминологического аппарата следует отнести специальные термины, такие, как "административные правонарушения", "административные наказания", используемые в кодексах государств-членов Таможенного союза для обозначения определенных процедур. В этом ключе необходимо подчеркнуть, что основополагающее понятие "административное правонарушение" используется во всех названных Кодексах государств-членов Таможенного союза. Однако содержание этого термина несколько разнится. Так, формулировка "противоправное, виновное деяние (действие или бездействие)" характерно для всех Кодексов. Однако в КоАП России (ст.2.1) и Казахстана (ст.28) при создании дефиниции административного правонарушения конкретизируется субъект ответственности: физическое или юридическое лицо. В Кодексе Республики Беларусь субъект ответственности не прописывается, однако уточняется, что административным правонарушением может быть деяние в виде как оконченного административного правонарушения, так и покушения на него. Данный аспект является очень важным для данного анализа правоприменительной практики, поскольку соответствует подходу, содержащемуся в Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. При этом необходимо отметить, что КоАП России и Казахстана покушение административным правонарушением не признает.

Еще одним важным аспектом КоАП Беларуси является определение административной ответственности в ст.4.1 КоАП, которой предусмотрено, что административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности. Определение административной ответственности в КоАП России и Казахстана не содержится.

В качестве различий следует также отметить использование различных терминов, обозначающих административные наказания. Так, КоАП России содержит термин "административные наказания" (гл.3 Кодекса), КоАП Беларуси и Казахстана - "административные взыскания" (разд.III и гл.6 соответственно). Определенные различия наблюдаются и по видам административных наказаний (подробнее - см. прилагаемую сравнительную таблицу).

Общим для всех государств является применение предупреждения, административного штрафа, конфискации, административного ареста, а также административного выдворения (депортации - Казахстан). При этом величина административного штрафа в России измеряется в рублях (ст.3.5 КоАП России), в Беларуси размер определяется исходя из базовой величины (ст.6.5 КоАП), в Казахстане - в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя (ст.48 КоАП). Использование формулировки такого вида административного наказания, как "возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения", характерно для КоАП России. Кодекс Казахстана придерживается формулировки "возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения АП", а кодекс Беларуси - "взыскание стоимости предмета административного правонарушения".

Кроме этого, в качестве вида административного наказания в России предусмотрено использование административного приостановления деятельности, в Казахстане - приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя. В России используются также дисквалификация как вид административного наказания, в Беларуси - лишение права заниматься определенной деятельностью и исправительные работы, в Казахстане - лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий; принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения.

Административным правонарушениям в области таможенного дела в кодексах всех стран также уделяется соответствующее внимание. В КоАП России им посвящена гл.16, которая называется "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)" и содержит 23 статьи, в Кодексе Казахстана - гл.26 "Административные правонарушения в сфере таможенного дела" 38 статей, в КоАП Беларуси - гл.14 "Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения)" 18 статей.

При сравнении составов административных правонарушений в области таможенного дела следует отметить наличие существенных расхождений в подходах, используемых в этих государствах (подробнее - см. прилагаемую сравнительную таблицу). Следует подчеркнуть, что под составом правонарушения понимается совокупность юридических фактов, служащих основанием юридической ответственности и способом индивидуализации наказания. Состав административного правонарушения состоит из объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Объект административного правонарушения рассматривается с точки зрения охраняемых законодательством общественных отношений, на которые направленно правонарушение и которым причиняется вред, ущерб либо создается реальная угроза его причинения. Объекты статей Кодексов России, Беларуси и Казахстана имеют существенное отличия.

Под объективной стороной административного правонарушения в области таможенного дела следует понимать систему признаков, закрепленных нормой права и характеризующих внешнюю сторону его совершения, противоправный акт, нарушающий установленные законодательством нормы права. Применительно к рассматриваемой области общественных отношений специфика объективной стороны выражается в форме проявления (наличие активного действия либо бездействия); в наличии последствий, т.е. результата деяния, который может иметь как материальный, так и формальный характер вреда, причиняемого данной группой правонарушений.

Специфика субъекта административного правонарушения в области таможенного дела рассматривается как важный признак, элемент административного правонарушения. Как правило, субъектами выступают юридические и физические лица. Например, КоАП России в качестве субъекта ответственности рассматривает граждан, должностных и юридических лиц. КоАП Беларуси - физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При этом в санкции статей физические лица как субъекты ответственности обезличиваются, поскольку их упоминание при перечислении административных наказаний структурой статьи не предусмотрено. Кодекс Казахстана в качестве субъекта ответственности рассматривает физических, должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. При этом ответственность юридических лиц разнится в зависимости от их статуса как субъектов малого (среднего) и крупного предпринимательства.

Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла (ч.1 ст.2.2) или неосторожности (ч.2 ст.2.2 КоАП России). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП России).

По законодательству Казахстана формы вины физических лиц также установлены в форме умысла (ст.29 КоАП) и неосторожности (ст.30 КоАП). В отношении юридических лиц закреплено правило, в соответствии с которым юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение в случаях, предусмотренных Особенной частью Кодекса. При этом юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение, если деяние было совершено, санкционировано, одобрено органом или лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом (ст.36 КоАП).

Наиболее четко формы вины прописаны в законодательстве Республики Беларусь. Так, в Кодексе Беларуси в ст.3.1 содержится как определение вины, так и ее формы: умысел (ст.3.2) и неосторожность (ст.3.3). При этом умысел подразделяется на прямой (ч.2 ст.3.2) и косвенный (ч.3 ст.3.2), а неосторожность предусмотрена в форме легкомыслия (ч.2 ст.3.3) и небрежности (ч.3 ст.3.3). Вина юридического лица устанавливается в виде несоблюдения норм и правил, а также непринятия всех мер по их соблюдению (ст.3.5).

В связи с вышеизложенным, необходимо констатировать, что законодательные акты об административной ответственности России, Беларуси и Казахстана имеют серьезные отличия. Например, в Республики Беларусь действует два нормативных акта в области привлечения лиц к административной ответственности (материальные нормы закреплены в КоАП; процессуальные - в Процессуально-исполнительном кодексе). В России и Казахстане процессуальных кодексов об административных правонарушениях на сегодняшний день нет. Серьезные различия существуют и в Особенных частях кодексов, закрепляющих составы административных правонарушений в области таможенного дела. Это обусловлено тем, что таможенное законодательство названных государств-членов таможенного союза также имеет ряд серьезных отличий.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза должна предшествовать и унификация норм уголовного и административного законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применительно к указанному таможенному законодательству Таможенного союза. В противном случае не будет создано правовых механизмов ответственности за нарушения правовых предписаний таможенного законодательства Таможенного союза на таможенной территории Таможенного союза. Указанная проблема имеют не только теоретическое, а прежде всего важное практическое значение - единообразное и неукоснительное применение таможенного законодательства таможенного союза на таможенной территории Таможенного союза.

При всем этом требует тщательного анализа постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2010 года N 185 "Об утверждении Положения о порядке дачи заключений по вопросу о соотнесении решений Комиссии таможенного союза актам законодательства Республики Беларусь и доведения таких заключений до всеобщего сведения", о его соответствии положениям Решения Межгоссовета (высшего органа Таможенного союза) N 15 от 27 ноября 2009 года, об обязательном характере решений Комиссии таможенного союза и их непосредственном применении в государствах-членах Таможенного союза.

В целях исполнения Решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 17 в части приведения национального уголовного и административного законодательство Сторон в соответствие с Таможенным кодексом таможенного союза указанную работу было бы целесообразным осуществить в два этапа:

Первый этап (до 1 июля 2010 года) внесение технических поправок в соответствующие статьи уголовного и административного законодательства государств-членов Таможенного союза, которые приведут термины указанных отраслей права в соответствие с терминологией таможенного законодательства Таможенного союза - "таможенная территория таможенного союза", "таможенная граница таможенного союза", "перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза", "декларирование товаров" и ряд других.

Второй этап (до 1 января 2011 года) разработка, с учетом правоприменительной практики, модельных поправок в уголовное и административное законодательство государств-членов Таможенного союза в области таможенного регулирования. При этом, особое внимание необходимо будет уделить практике применения положений Главы 17 Таможенного кодекса таможенного союза "Взаимная административная помощь таможенных органов" и, в частности, о взаимном признании на таможенной территории таможенного союза решений, принимаемых соответствующими таможенными органами государств-членов Таможенного союза.

Приложение: Сопоставительная таблица норм уголовных и административных кодексов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан*.

________________

* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Электронный текст документа

 подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Комиссии

таможенного союза

 http://www.tsouz.ru по

состоянию на 10.06.2010

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»