• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 апреля 2010 года N 309

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280703 Пожарная безопасность

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2014 года на основании
приказа Минобрнауки России от 18 апреля 2014 года N 354
____________________________________________________________________


В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст.2562; 2005, N 15, ст.1350; 2006, N 18, ст.2007; 2008, N 25, ст.2990; N 34, ст.3938; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; N 48, ст.5619; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 14, ст.1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1110),

приказываю:


Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандартОб утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280703 Пожарная безопасность (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 18.04.2014 N 354) среднего профессионального образования по специальности 280703 Пожарная безопасность и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
________________
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280703 Пожарная безопасность (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 18.04.2014 N 354) Федеральные государственные образовательные стандарты, являющиеся приложениями к приказам об их утверждении, опубликованным на стр.24-54 данного номера Бюллетеня, не приводятся. Они размещены на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mon.gov.ru. - Прим.ред.

Министр
А.Фурсенко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 июня 2010 года,
регистрационный N 17445

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 280703 Пожарная безопасность

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 апреля 2010 года N 309

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 280703 Пожарная безопасность всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по специальности

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.

Таблица 1.

Таблица 1

Образовательная база приема

Наиме-
нование
квалификации
базовой подготовки

Нормативный срок освоения
ОПОП СПО базовой подготовки
при очной форме получения
образования

на базе среднего (полного) общего образования

Техник

2 года 10 месяцев

на базе основного общего образования

3 года 10 месяцевОб утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280703 Пожарная безопасность (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 18.04.2014 N 354)

________________

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280703 Пожарная безопасность (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 18.04.2014 N 354) Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.

Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.

Таблица 2.

Таблица 2

Образовательная база приема

Наименование
квалификации
углубленной
подготовки

Нормативный срок освоения
ОПОП СПО углубленной
подготовки при очной форме
получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Старший техник

3 года 10 месяцев

на базе основного общего образования

4 года 10 месяцевОб утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280703 Пожарная безопасность (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 18.04.2014 N 354)

________________

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280703 Пожарная безопасность (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 18.04.2014 N 354)Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в очагах пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей пожарного вооружения и аварийно-спасательного оборудования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;

население, находящееся в опасных зонах пожара;

объекты защиты (продукция), в том числе промышленные и сельскохозяйственные объекты, здания и сооружения различного назначения;

технологические процессы пожароопасных производств;

материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;

технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

нормативно-правовая документация, используемая при предупреждении и устранении последствий пожаров;

процесс управления и организация труда на уровне отделов государственного пожарного надзора и пожарно-спасательного подразделения;

первичные трудовые коллективы;

технические средства, используемые для предупреждения, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;

пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;

пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;

огнетушащие вещества;

аварийно-спасательное оборудование и техника;

системы и оборудование противопожарной защиты;

системы и устройства специальной связи и управления;

медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;

иные средства, вспомогательная и специальная техника.

4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

4.3.2. Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности.

4.3.3. Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:

4.4.1. Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

4.4.2. Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности.

4.4.3. Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

4.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.

ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.

ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.

ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.

5.2.2. Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности.

ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.

ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.

ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.

ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.

5.2.3. Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.

ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.

ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.

5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

5.3. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

5.4.1. Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.

ПК 1.2. Изучать пожары и разрабатывать документы предварительного планирования действий пожарных подразделений.

ПК 1.3. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.

ПК 1.4. Организовывать действия по тушению пожаров.

ПК 1.5. Организовывать действия звеньев газодымозащитной службы по тушению пожаров.

ПК 1.6. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.

5.4.2. Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности.

ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.

ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.

ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по делам о пожарах, нарушениях и по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.

ПК 2.4. Организовывать делопроизводство при осуществлении государственного пожарного надзора.

ПК 2.5. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.

ПК 2.6. Проводить расследование пожаров.

5.4.3. Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.

ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.

ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.

ПК 3.4. Организовывать учет эксплуатации технических средств.

5.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:


учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

Таблица 3. Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки


Таблица 3

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего
макси-
мальной учебной нагрузки
обучаю-
щегося

В т.ч. часов
обяза-
тельных
учебных
занятий

Индекс и
наименование
дисциплин,
междисцип-
линарных
курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть циклов ОПОП

3132

2088

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

648

432

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

48

ОГСЭ.01. Основы
философии

ОК 1-10

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

уметь:

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1-10

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI века);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI века;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;


содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

уметь:

168

ОГСЭ.03. Иностранный

ОК 1-10

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

язык

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

уметь:

336

168

ОГСЭ.04. Физическая

ОК 2

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

культура

ОК 3
ОК 6
ОК 10

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

EН.00

Математический и общий естественнонаучный цикл

108

72

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

ЕН.01. Математика

ОК 1-10
ПК 1.1-1.4

уметь:

ПК 2.1-2.4

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

ПК 3.1-3.3

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа;

основы теории вероятностей и математической статистики;

основные понятия и методы дискретной математики, линейной алгебры

уметь:

ЕН.02. Экологические

ОК 1-10

анализировать и прогнозировать экологические

основы
природо-

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4

последствия различных видов деятельности;

пользования

ПК 3.1-3.3

соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

знать:

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;

принципы и методы рационального природопользования;

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

принципы размещения производств различного типа;

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов, экозащитную технику и технологии;

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

загрязнения окружающей среды огнетушащими веществами и пожарной техникой;

деятельность пожарной охраны по сохранению экологии и профилактике пожаров как мере защиты окружающей среды

П.00

Профессиональный цикл

2376

1584

ОП.00

Общенрофессиональные дисциплины

888

592

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

ОП.01. Инженерная графика

ОК 1-10
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.3

уметь:

читать рабочие, сборочные и строительные чертежи и схемы по профилю специальности;

выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов;

выполнять графические изображения схем проведения аварийно-спасательных работ;

знать:

виды нормативно-технической и производственной документации;

правила чтения конструкторской и технологической документации;

способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы проектной документации для строительства и Единой системы технологической документации (ЕСТД);

правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;

технику и принципы нанесения размеров;

типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления

уметь:

ОП.02. Техническая механика

ОК 1-10
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4

читать кинематические схемы;

ПК 3.1-3.3

проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;


определять напряжения в конструкционных элементах;

производить расчеты элементов конструкций на (прочность, жесткость и устойчивость;

знать:

основы теоретической механики;

виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;

типы соединений деталей и машин;

основные сборочные единицы и детали;

характер соединения деталей и сборочных единиц;

виды движений и преобразующие движения механизмы;

виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;

передаточное отношение и число;

соединения разъемные, неразъемные, подвижные, неподвижные;

общие схемы и схемы по специальности;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

уметь:

ОП.03.
Электротехника

ОК 1-10

использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;

и электроника

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.3

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

знать:

способы получения, передачи и использования электрической энергии;

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

характеристики и параметры электрических и магнитных полей;

свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

правила эксплуатации электрооборудования

уметь:

ОП.04. Метрология и

ОК 1-10

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

стандартизация

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.3

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

знать:

основные понятия метрологии;

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

формы подтверждения качества;

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

уметь:

ОП.05.

ОК 1-10

использовать законы идеальных газов при решении задач;

Термо-
динамика, тепло-
передача и

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.3

решать задачи по определению количества теплоты с помощью значений теплоемкости и удельной теплоты сгорания топлива;

гидравлика

определять коэффициенты теплопроводности и теплоотдачи расчетным путем;

осуществлять расчеты гидравлических параметров:

напор, расход, потери напоров, гидравлических сопротивлений;

осуществлять расчеты избыточных давлений при гидроударе, при движении жидкости;

знать:

предмет термодинамики и его связь с другими отраслями знаний;

основные понятия и определения, смеси рабочих тел;

законы термодинамики;

реальные газы и пары, идеальные газы;

газовые смеси;

истечение и дросселирование газов;

термодинамический анализ пожара, протекающего в помещении;

термодинамику потоков, фазовые переходы, химическую термодинамику;

теорию теплообмена: теплопроводность, конвекцию, излучение, теплопередачу;

топливо и основы горения, теплогенерирующие устройства;

термогазодинамику пожаров в помещении;

теплопередачу в пожарном деле;

основные законы равновесия состояния жидкости;

основные закономерности движения жидкости;

принципы истечения жидкости из отверстий и насадок;

принципы работы гидравлических машин и механизмов

уметь:

ОП.06.
Теория горения

ОК 1-10

осуществлять расчеты параметров воспламенения и горения веществ, условий взрыва горючих газов, паров горючих жидкостей, тепловой энергии при горении, избыточного давления при взрыве;

и взрыва

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.3

знать:

физико-химические основы горения;

основные теории горения, условия возникновения и развития процессов горения;

типы взрывов, классификацию взрывов, основные параметры энергии и мощности взрыва, принципы формирования формы ударной волны;

горение как основной процесс на пожаре, виды и режимы горения;

механизм химического взаимодействия при горении;

физико-химические и физические процессы и явления;
сопровождающие горение;

показатели пожарной опасности веществ и материалов и методы их определения;

материальный и тепловой балансы процессов горения;

возникновение горения по механизмам самовоспламенения и самовозгорания, вынужденного воспламенения;

распространение горения по газам, жидкостям и твердым материалам;

предельные явления при горении и тепловую теорию прекращения горения;

огнетушащие средства, свойства и область их применения при тушении пожаров;

механизм огнетушащего действия инертных газов, химически активных ингибиторов, пен, воды, порошков. комбинированных составов;

теоретическое обоснование параметров прекращения горения газов, жидкостей и твердых материалов

уметь:

ОП.07. Психология

ОК 1-10

оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику;

экстремальных ситуаций

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.3

оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;

учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи;

знать:

особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;

факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;

о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;

классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

основные направления работы с различными группами пострадавших;

общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;

алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации;

признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;

механизмы образования толпы;

принципы профилактики образования толпы;

основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;

алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;

влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях;

принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса

уметь:

ОП.08.
Здания и

ОК 1-10

оценивать поведение строительных материалов в условиях пожара;

сооружения

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.3

определять предел огнестойкости зданий, строительных конструкций и класс их пожарной опасности, поведение строительных конструкций в условиях пожара;

применять классификацию строительных конструкций и зданий по степеням огнестойкости;

определять категорию помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности;

находить опасные места, в которых может начаться разрушение конструкции, понимать механизм износа, коррозии и разрушения строительных конструкций под воздействием различных факторов;

использовать методы и средства рациональной защиты;

знать:

виды, свойства и применение основных строительных материалов:

пожарно-технические характеристики строительных материалов;

поведение строительных материалов в условиях пожара;

основы противопожарного нормирования строительных материалов и способы их огнезащиты;

объемно-планировочные решения и конструктивные схемы зданий;

несущие и ограждающие строительные конструкции, типы и конструкции лестниц;

предел огнестойкости строительных конструкций и класс их пожарной опасности, поведение несущих и ограждающих металлических, деревянных и железобетонных строительных конструкций в условиях пожара и способы повышения их огнестойкости;

степень огнестойкости зданий, класс конструктивной и функциональной пожарной опасности зданий и сооружений;

поведение зданий и сооружений в условиях пожара;

категорирование помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности;

требования к устойчивости зданий и сооружений в чрезвычайных ситуациях;

конструктивные особенности промышленных зданий, объектов с массовым пребыванием людей

уметь:

ОП.09.

ОК 1-10

пользоваться основными видами средств связи и автоматизированных систем управления;

Автоматизи-
рованные системы управления

ПК 1.1-1.4
ПК 2.-2.4
ПК 3.1-3.3

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

и связь

применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации;

общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;

состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

преобразования сообщений, сигналов и их особенности, методы передачи дискретных и непрерывных сообщений и сигналов, элементы сжатия данных и кодирования;

основные понятия построения оконечных устройств систем связи;

общую характеристику аналоговых и цифровых многоканальных систем связи;

информационные основы связи;

устройство и принцип работы радиостанций;

организацию службы связи пожарной охраны;

основные физические процессы в системах связи и автоматизированных системах управления;

сети передачи данных;

автоматическую телефонную связь;

организацию сети спецсвязи по линии 01;

диспетчерскую оперативную связь;

основные элементы радиосвязи;

устройство и принцип работы радиостанций;

организацию службы связи пожарной охраны;

сети передачи данных;

информационные технологии и основы автоматизированных систем;

автоматизированные системы связи и оперативного управления пожарной охраны;

правила эксплуатации типовых технических средств связи и оповещения;

принципы основных систем сотовой связи

уметь:

ОП.10. Экономические

ОК 1-10

анализировать социально-экономическую эффективность проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации пожаров;

аспекты обеспечения
пожарной
безопасности

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.3

определять размер прямого и/или косвенного ущерба от пожаров;

разрабатывать экономически обоснованные мероприятия по защите от пожаров людей и имущества, определять капитальные затраты и текущие расходы на обеспечение пожарной безопасности;

оценивать социально-экономическую эффективность защитных мероприятий;

знать:

функции и роль системы обеспечения пожарной безопасности для создания и сохранения национального богатства страны;

понятие и виды экономического ущерба от пожаров;

значение и сущность страхования от пожаров;

методы оценки экономической эффективности

использования техники и пожарно-профилактических мероприятий;

основы финансового и материально-технического обеспечения пожарной охраны;

основы организации и планирования материально-технического снабжения и вещевого довольствия работников пожарной охраны

уметь:

ОП.11.
Медико-

ОК 1-10

устанавливать связь между экологическими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья, применять полученные знания для оказания помощи пострадавшим;

биологические основы
безопасности
жизне-
деятельности

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.3

оказывать помощь пострадавшим, получившим травмы и/ или находящимся в терминальных состояниях;

знать:

характеристики поражающих факторов, механизм воздействия на организм человека высоких и низких температур, повышенного и пониженного давления воздуха, предельные значения опасных факторов влияющих на организм человека;

особенности выполнения работ, связанных с физическими нагрузками, в условиях воздействия опасных факторов;

признаки травм и терминальных состояний;

способы оказания помощи пострадавшим

уметь:

68

ОП.12. Безопасность

ОК 1-10

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

жизне-
деятельности

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.4
ПК 3.1-3.3

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов

экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях

противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации:

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и

специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО:

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

ПМ.00

Профессиональные модули

1488

992

ПМ.01

Организация службы пожаротушения и проведение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

МДК.01.01. Организация службы и подготовки в
подраз-

ОК 1-10
ПК 1.1-1.4

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

делениях пожарной охраны

иметь практический опыт:

организации несения службы дежурным караулом пожарной части;

МДК.01.02. Тактика тушения пожаров

организации выезда дежурного караула по тревоге;

разработки и ведения оперативной документации дежурного караула;

МДК.01.03. Тактика
аварийно-

разработки оперативных планов тушения пожаров;

спасательных работ

разработки мероприятий по подготовке личного состава;

организации и проведения занятий с личным составом дежурного караула;

организации занятий и инструктажей по мерам безопасности с работниками караулов (смен);

участия в организации действий по тушению пожаров;

участия в организации и проведении подготовки личного состава дежурных караулов (смен) к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в непригодной для дыхания среде;

участия в аварийно-спасательных работах;

уметь:

организовывать службу внутреннего наряда караула, поддерживать дисциплину;

руководствоваться основными принципами служебного этикета в профессиональной деятельности;

соблюдать морально-этические нормы взаимоотношения в коллективе;

анализировать деятельность подчиненных, планировать работу с кадрами и принимать эффективные решения;

обеспечивать правовую и социальную защиту сотрудников;

рационально и эффективно организовывать свою профессиональную деятельность и работу подчиненных;

использовать автоматизированные средства извещения о пожаре;

осуществлять мониторинг района выезда пожарной части;

организовывать выезд дежурного караула по тревоге;

разрабатывать и вести оперативную документацию дежурного караула;

передавать оперативную информацию;

организовывать мероприятия по восстановлению караульной службы после выполнения задач по тушению пожара;

разрабатывать планы занятий для личного состава дежурного караула, тренировок, комплексных учений;

организовывать и проводить занятия и тренировки с личным составом дежурного караула;

обеспечивать своевременное прибытие к месту пожара или аварии;

организовывать и проводить разведку, оценивать создавшуюся обстановку на пожарах и авариях;

осуществлять расчеты вероятного развития пожара;

выбирать главное направление действий по тушению пожаров;

выявлять опасные факторы пожара и принимать меры по защите личного состава от их воздействия;

принимать решения об использовании средств индивидуальной защиты;

использовать средства индивидуальной защиты;

организовывать работу караулов (смен) на пожарах и авариях;

использовать средства связи и оповещения, приборы, и технические средства для сбора и обработки оперативной информации;

ставить задачи перед участниками тушения пожара;

контролировать выполнение поставленных задач;

обеспечивать контроль изменения обстановки на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ;

пользоваться современными системами пожаротушения и спасения людей;

выбирать и применять пожарную, аварийно-спасательную и инженерную технику и оборудование при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

поддерживать групповое взаимодействие и работать в команде;

обеспечивать безопасность личного состава караулов (смен) при работе на пожарах, авариях и проведении аварийно-спасательных работ;

рассчитывать силы и средства для тушения пожара и планировать их эффективное использование;

определять зоны безопасности при выполнении профессиональных задач;

осуществлять расчеты вероятного развития чрезвычайных ситуаций;

идентифицировать поражающие факторы и анализировать информацию об угрозах природного и техногенного характера;

определять зоны безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ;

организовывать мероприятия по обеспечению безопасности работ, защите личного состава от поражающих факторов;

принимать решения на использование средств индивидуальной защиты;

знать:

требования наставлений, указаний и других руководящих документов, регламентирующих организацию и несение караульной и гарнизонной службы;

порядок, формы и методы проверки состояния организации оперативно-тактической деятельности пожарно-спасательного подразделения;

задачи гарнизонной (территориальной) и караульной (дежурной) службы;

обязанности должностных лиц караула и лиц внутреннего наряда, порядок смены караула;

организация обработки вызовов, порядок выезда и следования к месту вызова;

порядок допуска личного состава пожарно-спасательных подразделений для работы на пожарах и авариях;

порядок передачи и содержание оперативной (информации;

особенности профессиональной этики сотрудника подразделения противопожарной службы;

основные категории профессиональной этики: долг, честь, совесть и справедливость, моральный выбор и моральную ответственность сотрудника;

соотношение целей и средств в моральной деятельности сотрудников;

нравственные отношения в служебном коллективе (начальник - подчиненный, взаимоотношения между сотрудниками);

служебный этикет: основные принципы и формы;

цели, задачи, функции и структуру управления;

информационные технологии в сфере управления;

управленческие решения: прогнозирование, планирование, организацию исполнения, корректирование и контроль принятых решений;

организацию и стиль работы руководителя;

системный анализ и организационно-управленческие проблемы обеспечения пожарной безопасности;

организацию и основные элементы работы с кадрами;

управление рисками, управление конфликтами;

систему мотивации труда, стимулирование служебно-трудовой активности и воспитание подчиненных;

правовую и социальную защиту сотрудников;

основные параметры характеристик районов выезда пожарных частей;

нормативно-правовую базу по вопросам организации пожаротушения и проведению аварийно-спасательных работ;

принципы и документы предварительного планирования основных действий по тушению пожаров;

приемы и способы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

причины возникновения пожаров;

классификацию пожаров;

процесс развития пожаров;

опасные факторы пожара и последствия их воздействия на людей;

приемы и способы прекращения горения;

классификацию и характеристику основных (главных) действий по тушению пожаров;

организацию руководства основными действиями дежурных караулов (смен) при тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ;

основные принципы проведения занятий и построения учебного процесса;

порядок организации тренировок, занятий и комплексных учений;

порядок планирования и осуществления подготовки личного состава к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

нормативы пожарно-строевой и физической подготовки;

содержание, средства, формы и методы тактической и психологической подготовки личного состава караулов (смен);

способы проведения разведки на месте пожара, обязанности ведущих разведку, меры безопасности;

порядок оценки обстановки на пожаре и принятие решения на ведение действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ;

порядок определения главного направления действий по тушению пожара;

приемы и способы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ:

правила работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и со средствами (приборами) химической защиты;

классификацию аварийно химически опасных веществ и опасные факторы пожара;

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в непригодной для дыхания среде;

меры безопасности при эксплуатации оборудования газодымозащитной службы;

порядок работы со средствами связи;

правила ведения радиообмена;

причины, последствия характер, и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;

способы организации и основные технологии проведения спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, методы локализации чрезвычайных ситуаций

ПМ.02

Осуществление государственных мер в области обеспечения пожарной безопасности

МДК.02.01. Организация деятельности государст-

ОК 1-10
ПК 2.1-2.4

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

венного
пожарного надзора

иметь практический опыт:

проведения пожарно-технического обследования объектов;

МДК.02.02. Пожарная профилактика

разработки мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов;

разработки документов при осуществлении государственного пожарного надзора;

МДК.02.03. Правовые основы
профес-

проведения правоприменительной деятельности по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений;

сиональной деятельности

разработки планов работы по противопожарной пропаганде, инструктажу и обучению правилам пожарной безопасности;

проведения противопожарной пропаганды, инструктажа и обучения граждан, персонала объектов правилам пожарной безопасности;

обучения нештатных пожарных подразделений, добровольных пожарных обществ и нештатных аварийно-спасательных формирований по пожарно-техническому минимуму;

организации взаимодействия объектового подразделения пожарной охраны с объектовыми службами по предупреждению и тушению пожаров;

уметь:

применять законодательство, регулирующее отношения в области борьбы с пожарами, стандарты, нормы и правила пожарной безопасности;

организовывать деятельность объектового подразделения пожарной охраны по пожарно-профилактическому обслуживанию охраняемого объекта;

проводить расчеты необходимых расходов на наружное и внутреннее противопожарное водоснабжение;

информировать органы исполнительной власти, руководителей организаций о фактах нарушений мер пожарной безопасности, которые могут привести к пожарам, авариям и катастрофам техногенного характера, а также при проведении оздоровительных, культурных, спортивных и других массовых мероприятий;

проводить обследования и проверки обслуживаемых объектов (зданий, сооружений, помещений и территорий) на соответствие их требованиям пожарной безопасности и по их результатам оформлять необходимые документы;

осуществлять планирование и контроль реализации планируемых мероприятий, требований нормативных актов в области обеспечения пожарной безопасности;

проверять техническое состояние средств пожарной автоматики и пожаротушения, систем противопожарного водоснабжения и дымоудаления, установок оповещения людей при пожаре, аварии или стихийном бедствии;

передавать информацию о неисправностях, имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

обеспечивать проведение противопожарных мероприятий, предусмотренных правилами, нормами и стандартами на строительные работы, технологические процессы и отдельные виды продукции;

проверять исполнение персоналом организаций положений Инструкции о мерах пожарной безопасности;

руководить действиями работников при пожаре, в том числе организовывать эвакуацию людей, давать указания по аварийной остановке технологического оборудования, отключению вентиляции и электрооборудования,

организовывать применение средств пожаротушения и установок пожарной автоматики, организовывать эвакуацию горючих веществ и материальных ценностей, организовывать работы по содействию пожарной охране при тушении пожаров, предоставления пожарной охране при тушении пожаров на территории организации необходимых сил и средств;

рассчитывать пути эвакуации, составлять планы эвакуации персонала из зданий и сооружений;

определять потребность в штатных средствах эвакуации для зданий и сооружений;

определять огнестойкость зданий и строительных конструкций;

осуществлять расчет автоматических систем пожарной сигнализации, необходимых для защиты зданий и сооружений и технологических установок;

осуществлять расчеты систем противопожарного водоснабжения объектов и зданий;

применять меры административного воздействия к нарушителям;

принимать меры к устранению нарушений противопожарного режима на охраняемых объектах:

информировать органы исполнительной власти, руководителей организаций о фактах нарушений мер пожарной безопасности, которые могут привести к пожарам, авариям и катастрофам техногенного характера, а также при проведении оздоровительных, культурных, спортивных и других массовых мероприятий;

оформлять необходимые документы для получения заключения о соответствии объектов правилам пожарной безопасности;

представлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в организации, в том числе о пожарной опасности производимой продукции, а также о происшедших на ее территориях пожарах и их последствиях;

принимать участие в работах по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших в организации;

представлять интересы организации в государственных органах, в судах при рассмотрении дел о нарушении правил пожарной безопасности, представлять необходимые документы и давать объяснения;

проводить противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

разрабатывать планы работы по противопожарной пропаганде;

проводить инструкторско-методические занятия с лицами, ответственными за противопожарное состояние объектов и обучение граждан мерам пожарной

безопасности на производстве и по месту жительства;

проводить практические тренировки по отработке планов эвакуации и действиям в случае возникновения пожара;

разрабатывать мероприятия по повышению качества пожарно-
профилактической работы;

участвовать в разработке мероприятий и подготовке населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

разрабатывать планы взаимодействия с организациями добровольной пожарной охраны, совместной работы с другими противопожарными объединениями (формированиями), общественностью, а также организациями, работающими в сфере обучения мерам пожарной безопасности;

знать:

законодательство, требования уставов, наставлений и приказов, других государственных и ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию и осуществление государственного пожарного надзора;

основные направления, современные формы и методы работы по осуществлению государственного пожарного надзора и совершенствованию системы обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и организаций;

организацию и функционирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

принципы и порядок разработки противопожарных и противоаварийных мероприятий;

порядок организации и проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора);

цели, задачи, функции, права, обязанности и ответственность государственных инспекторов по пожарному надзору;

организацию деятельности объектовых подразделений пожарной охраны;

учет, отчетность, анализ пожаров и их последствий, мероприятия по профилактике пожаров;

методику анализа взрывопожарной и пожарной опасности технологических процессов, помещений, зданий;

особенности пожарной опасности, пожароопасные и другие опасные свойства веществ, материалов, конструкций и оборудования;

характеристики потенциально опасных промышленных объектов и основные виды и системы контроля их состоянием;

основы обеспечения безопасности технологических процессов;

нормативные требования по обеспеченности зданий и сооружений средствами защиты и системами безопасности;

способы и возможности, виды эвакуации персонала промышленных объектов;

методики расчета путей эвакуации персонала организации;

основы нормативного правового регулирования и осуществления государственных мер в области пожарной безопасности;

порядок привлечения юридических лиц, должностных лиц и граждан к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности, а также применения других мер пресечения нарушений требований пожарной безопасности;

порядок организации и осуществления должностными лицами органов государственного пожарного надзора

правоприменительной деятельности о нарушениях и пресечению нарушений требований пожарной безопасности;

права и обязанности должностных лиц органов государственного пожарного надзора при осуществлении правоприменительной деятельности по нарушениям требований пожарной безопасности;

порядок обжалования действий должностных лиц органов государственного пожарного надзора при осуществлении правоприменительной деятельности по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

порядок взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, другими надзорными и правоохранительными органами по вопросам нарушения состояния пожарной безопасности объектов контроля (надзора);

основы противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности;

правила охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и оказание медицинской помощи;

основные задачи, формы и методы противопожарной агитации и пропаганды;

принципы информационного обеспечения, противопожарной пропаганды и обучения населения в области пожарной безопасности;

организацию работы со средствами массовой информации, порядок публикации материалов в печати, выступления по районному (объектовому) радиовещанию, порядок взаимодействия с местными телеканалами, студиями кабельного телевидения

ПМ.03

Ремонт и обслуживание технических средств, используемых для предупреждения, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

МДК.03.01.
Пожарно-
спасательная техника
и оборудование

ОК 1-10
ПК 3.1-3.3

В результате изучения профессионального модуля

обучающийся должен:

иметь практический опыт:

регламентного обслуживания пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования;

проведения периодических испытаний технических средств;

оценки неисправностей технических средств и
оборудования и их пригодности к дальнейшей
эксплуатации;

участия в организации ремонта пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования;

расконсервирования и подготовки к работе пожарной и аварийно-спасательной техники и оборудования;

уметь:

организовывать и проводить техническое обслуживание пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования;

осуществлять ведение документации по регламентному

обслуживанию, по складскому учету и ремонту пожарной и

аварийно-спасательной техники и оборудования;

оценивать неисправности и осуществлять несложный

ремонт пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования;

принимать решения по прекращению эксплуатации неисправных технических средств;

использовать слесарный и электротехнический инструмент;

консервировать и хранить пожарную, аварийно-спасательную технику и оборудование;

расконсервировать и подготавливать к работе пожарную аварийно-спасательную технику и оборудование;

знать:

устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования;

технические возможности и условия применения различных видов транспорта, инженерной и аварийно-спасательной техники и оборудования;

порядок организации регламентного обслуживания пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования;

классификацию пожарно-спасательных средств, их назначение, характеристики и принцип работы;

порядок проведения периодического испытаний технических средств;

основные нормативные технические параметры пожарно-спасательной техники и оборудования;

устройство и принцип работы основных видов пожарно-спасательной техники и оборудования;

назначение и применение слесарного и электротехнического инструмента;

правила хранения расконсервирования и подготовки к работе пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования;

основные свойства и классификацию горюче-смазочных материалов;

режимы и условия эксплуатации основных видов пожарно-спасательной техники и оборудования

ПМ.04

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

1404

936

Всего часов обучения по циклам ОПОП

4536

3024

УП.00

Учебная практика

25 нед.

900

ОК 1-10

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПК 1.1-3.3

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

Таблица 4.

Таблица 4


Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам

84 нед.

Учебная практика

25 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

6 нед.

Каникулярное время

23 нед.

Итого

147 нед.

Таблица 5. Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки


Таблица 5

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего
макси-
мальной учебной нагрузки
обучаю-
щегося

В т.ч. часов
обяза-
тельных
учебных
занятий

Индекс и
наименование
дисциплин,
междисцип-
линарных
курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть циклов ОПОП

4428

2952

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

918

612

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1-10

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

уметь:

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1-10

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI века);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI века;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

уметь:

48

ОГСЭ.03.

ОК 1- 10

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности:

Психология общения

ПК 1.1-1.6
ПК 2.1-2.6

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

уметь:

234

ОГСЭ.04.

ОК 1-10

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

Иностранный язык

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов

профессиональной направленности

уметь:

468

234

ОГСЭ.05.

ОК 2

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей:

Физическая культура

ОК 3
ОК 6
ОК 10

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный цикл

108

72

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

ЕН.01. Математика

ОК 1-10
ПК 1.1-1.6

уметь:

ПК 2.1-2.6

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности:

ПК 3.1-3.4

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы:

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа;

основы теории вероятностей и математической статистики;

основные понятия и методы дискретной математики, линейной алгебры

уметь:

EH.02.

ОК 1-10

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

Экологические основы природо-
пользования

ПК 1.1-1.6
ПК 2.1-2.6
ПК 3.1-3.4

соблюдать регламенты экологической безопасности в профессиональной деятельности;

знать:

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;

принципы и методы рационального природопользования;

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

принципы размещения производств различного типа;

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов, экозащитную технику и технологии;

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

П.00

Профессиональный цикл

3402

2268

ОП.00

Общепрофесснональные дисциплины

888

592

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

ОП.01. Инженерная графика

ОК 1-10
ПК 1.1-1.6
ПК 2.1-2.6
ПК 3.1-3.4

уметь:

читать рабочие, сборочные и строительные чертежи и схемы по профилю специальности;

выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов;

выполнять графические изображения схем проведения аварийно-спасательных работ;

оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

знать:

виды нормативно-технической и производственной документации;

правила чтения конструкторской и технологической документации;

способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации, Единой системы проектной документации для строительства и Единой системы технологической документации;

правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;