Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПИСЬМО

от 24 февраля 2010 года N ВФ-150/09

О Декларациях пожарной безопасности



В соответствии с Законом Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Минобрнауки России рекомендует довести до руководителей образовательных учреждений на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности требования о необходимости в срок до 1 мая 2010 года подать и зарегистрировать в территориальных органах МЧС России Декларации пожарной безопасности (далее - Декларации) в соответствии с методическими рекомендациями (далее - рекомендации) Общероссийской общественной организации Всероссийское добровольное пожарное общество (далее - ВДПО) (направляются по электронной почте).

При этом Минобрнауки России сообщает, что в территориальных органах МЧС России и региональных отделениях ВДПО открыты соответствующие консультационные пункты и консультационные центры (стр.87 рекомендаций), оказывающие бесплатные услуги по вопросам декларирования и оценки пожарного риска.

Минобрнауки России считает целесообразным провести с руководителями образовательных учреждений на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности совместно с представителями МЧС России и ВДПО инструктивные занятия (совещания) по данному вопросу, обратив внимание на то, что:

Декларация носит уведомительный характер и должна содержать в себе требования, предъявляемые к объектам защиты в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности;

паспорта комплексной безопасности образовательных учреждений, заполняемые (разрабатываемые) руководителями образовательных учреждений в соответствии с решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (п.2 протокола заседания Комиссии от 26 августа 2009 года N 6), должны отражать реальное (текущее) положение дел в области защиты людей и объектов от угроз различного характера, в том числе пожарных;

расхождения в степени предъявляемых требований, отражаемых в Декларации, и реальном (текущем) положении дел, отражаемом в паспорте комплексной безопасности, должны лечь в основу разработки плана выполнения мероприятий по обеспечению (совершенствованию) комплексной (в том числе пожарной) безопасности образовательных учреждений, включая учреждения с круглосуточным пребыванием людей;

Декларация подписывается лично руководителем образовательного учреждения (объекта защиты), заверяется печатью учреждения и может быть представлена в территориальные органы МЧС России руководителем, уполномоченным лицом, по почте, электронной почте и т.п.;

руководитель образовательного учреждения (объекта защиты) вправе привлечь к составлению Декларации любого технического работника (специалиста) или организацию, при этом наличие у последней каких-либо лицензий, аккредитаций (в том числе территориальных органов МЧС России и др.) и т.п. не требуется;

правильность заполнения Декларации проверяется в ходе плановых (контрольных) проверок образовательных учреждений органами Государственного пожарного надзора МЧС России;

отказ в приеме и регистрации Декларации со стороны территориальных органов МЧС России возможен в случае несоответствий различного характера в ее адресной части, касающейся образовательного учреждения (объекта защиты), отсутствия личной подписи руководителя и печати образовательного учреждения.

О фактах коррупционных проявлений со стороны должностных лиц, принимающих и регистрирующих Декларации, необходимо сообщать на телефоны доверия МЧС России 8-495-449-99-99 или Минобрнауки России 8-495-629-52-44 (телефон доверия по вопросам противодействия коррупции).

Руководителю Рособразования (Булаеву Н.И.), руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, прошу в срок до 15 мая 2010 года представить в Минобрнауки России письменные доклады о результатах регистрации Деклараций руководителями образовательных учреждений на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности в территориальных органах МЧС России.

В.Н.Фридлянов

     

Общероссийская общественная организация
Всероссийское добровольное пожарное общество

     
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

     

     

Объекты образования и науки, здравоохранения и социального развития, культуры и спорта, с массовым пребыванием людей



Настоящие рекомендации разработаны коллективом Центрального совета Всероссийского добровольного пожарного общества при поддержке Научно-исследовательского института ВДПО по обеспечению пожарной безопасности.

В рекомендациях дан анализ требований действующего законодательства и нормативной базы в сфере декларирования пожарной безопасности, в доступной форме изложен алгоритм действий по подготовке декларации пожарной безопасности. Даны подробные примеры подготовки деклараций на характерные объекты образования, здравоохранения и социального развития, культуры и спорта, с массовым пребыванием людей.

Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и учреждений сферы образования, науки, здравоохранения и социального развития, культуры и спорта.

1. Введение


Вступивший в силу 1 мая 2009 года Закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" внес ряд существенных изменений в законодательное регулирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности.

Положениями данного закона предусмотрена новая форма оценки соответствия объектов капитального строительства требованиям пожарной безопасности - декларация пожарной безопасности (далее - Декларация).

Декларация пожарной безопасности - предусмотренное федеральным законом уведомление, подаваемое декларантом в органы МЧС России, содержащее сведения о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Декларация пожарной безопасности составляется и подается в отношении объектов, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Для зданий, строений и сооружений, эксплуатирующихся на момент вступления в силу указанного закона, Декларация должна быть подана в органы МЧС России не позднее одного года с момента вступления его в силу (т.е., не позднее 01.05.2010).

В соответствии со статьей 64 ФЗ-123 ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление Декларации, а также за полноту и достоверность представленных в ней данных ложится на собственника объекта капитального строительства (или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию).

Декларация на проектируемый объект составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, до ввода объекта в эксплуатацию.

В случае наличия на объекте отступлений от требований действующей нормативной документации Декларация включает расчет пожарного риска. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Обязательное требование по составлению Декларации распространяется не на все категории объектов.

Не требуется разрабатывать Декларацию для:

- отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

- жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

- многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

- отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

- отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

2. Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности


Федеральный закон N 123-Ф3 предусматривает замену многочисленных документов, содержащих обязательные требования пожарной безопасности, на технические регламенты с требованиями к объектам защиты, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования реализации и утилизации. До момента вступления в силу соответствующих технических регламентов требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Федерального закона N 123-Ф3.

Ст.6. ФЗ-123: Устанавливает условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

5. Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Федерального закона 123-ФЗ.

6. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

7. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Ст.64. ФЗ-123: Определяет требования к декларации пожарной безопасности.

1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

2. В случае, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты.

3. Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

4. Собственник объекта защиты, или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей.

6. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.

7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.

8. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены приказом МЧС N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации деклараций пожарной декларации"* от 24 февраля 2009 года (приложение 1**).

_______________

* Вероятно ошибка оригинала, следует считать "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности". - Примечание изготовителя базы данных.

** Приложение 1 см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Декларация пожарной безопасности подается и регистрируется в территориальных органах МЧС России собственником объекта защиты не позднее одного года после вступления в силу Федерального закона N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (1 мая 2009 года) либо застройщиком или лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, на проектируемые объекты до ввода в эксплуатацию.

3. Оценка пожарного риска


Пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствия для людей и материальных ценностей.

Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

- Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.

- Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.

Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»