Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 мая 2010 года N 500

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 130405.04 Горномонтажник подземный

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании
приказа Минобрнауки России от 2 августа 2013 года N 894
____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1110),

приказываю:


Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 130405.04 Горномонтажник подземный и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.

________________

Федеральные государственные образовательные стандарты, являющиеся приложениями к приказам об их утверждении, опубликованным на стр.12-43 данного номера Бюллетеня, не приводятся. Они размещены на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mon.gov.ru. - Прим.ред.     

Министр
А.Фурсенко

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
15 июля 2010 года,
регистрационный N 17838

          

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 13 мая 2010 года N 500

     

Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 130405.04 Горномонтажник подземный

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 130405.04 Горномонтажник подземный всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по профессии


ЗЛ. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1


Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Горномонтажник подземный

10 мес.

на базе основного общего образования

2 года 5 мес.

________________

ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: ведение монтажных и демонтажных работ горного оборудования и комплексов под руководством лиц технического надзора.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

горные машины, механизмы, оборудование;

средства доставки; расходные материалы;

техническая документация.

4.3. Обучающийся по профессии Горномонтажник подземный готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Ведение погрузки, доставки, разгрузки материалов и оборудования.

4.3.2. Проведение монтажа, демонтажа и наладки проходческого и очистного оборудования.

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Ведение погрузки, доставки, разгрузки материалов и оборудования.

ПК 1.1. Вести погрузку материалов и оборудования.

ПК 1.2. Вести доставку материалов и оборудования.

ПК 1.3. Вести разгрузку материалов и оборудования.

ПК 1.4. Соблюдать инструкции по охране труда и правила безопасности при ведении доставочных работ.

5.2.2. Проведение монтажа, демонтажа и наладки проходческого и очистного оборудования.

ПК 2.1. Проводить монтаж и демонтаж проходческих горных комплексов и вспомогательного оборудования.

ПК 2.2. Проводить монтаж и демонтаж очистных комплексов.

ПК 2.3. Соблюдать правила безопасности при ведении монтажных и демонтажных работ.

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:


физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

     

Таблица 2


Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего макси-
мальной учебной нагрузки обучаю-
щегося

В т.ч. часов обяза-
тельных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисципли-
нарных курсов
(МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

864

576

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

300

200

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

ОП.01.
Техническое черчение

ОК 1-7
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3

уметь:

читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;

знать:

общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;

основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;

требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем

уметь:

ОП.02.
Электротехника

ОК 1-7
ПК 2.1-2.3

контролировать выполнение заземления, зануления;

производить контроль параметров работы электрооборудования;

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

знать:

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных

полей;

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

основные законы электротехники;

типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

методы расчета электрических цепей;

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки;

способы экономии электроэнергии;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

виды и свойства электротехнических материалов;

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

уметь:

ОП.03.
Основы

ОК 1-7
ПК 1.1-1.4

выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

технической механики и слесарных работ

ПК 2.1-2.3

пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;

читать кинематические схемы;

определять напряжения в конструкционных элементах;

знать:

виды износа и деформации деталей и узлов;

виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;

кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;

назначение и классификацию подшипников;

основные типы смазочных устройств;

принципы организации слесарных работ;

типы, назначение, устройство редукторов;

трение, его виды, роль трения в технике;

устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

уметь:

ОП.04.
Охрана труда

ОК 1-7
ПК 1.1-1.4

оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

ПК 2.1-2.3

пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;

применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

знать:

виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

действие токсичных веществ на организм человека;

законодательство в области охраны труда;

меры предупреждения пожаров и взрывов;

нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

общие требования безопасности на территории организации и производственных помещениях;

основные источники воздействия на окружающую среду;

основные причины возникновения пожаров и взрывов;

особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

права и обязанности работников в области охраны труда;

правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

уметь:

32

ОП.05.
Безопасность

ОК 1-7
ПК 1.1-1.4

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

жизнедеятель-
ности

ПК 2.1-2.3

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

П.00

Профессиональный цикл

484

336

ПМ.00

Профессиональные модули

484

336

ПМ.01

Ведение погрузки, доставки, разгрузки материалов и оборудования

МДК.01.01.
Технология доставки материалов и

ОК 1-7
ПК 1.1-1.4

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

оборудования

иметь практический опыт:

погрузки и крепления габаритных, негабаритных грузов и конструкций в транспортные средства и их доставки;

участия в управлении монорельсовым транспортом; лебедками;

технического обслуживания машин, приспособлений, применяемых при доставке оборудования и материалов;

разгрузки оборудования и материалов с использованием механизмов и вручную в установленных местах;

участия в доставке оборудования: крепления оборудования на погрузочных площадках, спуска оборудования и разгрузки его на приемных площадках в установленном месте;

уметь:

проводить погрузку материалов на транспортные средства с учетом рационального распределения центра тяжести с помощью погрузочных механизмов или вручную;

доставлять оборудование по горизонтальным и наклонным выработкам с применением машин, механизмов, приспособлений и прицепных устройств;

производить прием материалов и оборудования на приемных площадках и их разгрузку с помощью вспомогательных механизмов или вручную;

оказывать первую помощь при травмировании грузом и поражении электрическим током;

знать:

устройство, назначение и технические характеристики монтируемых и обслуживаемых машин, механизмов и приспособлений;

правила установки и крепления такелажных механизмов;

способы строповки и крепления грузов, деталей, узлов;

допустимые нагрузки на обслуживаемые машины, механизмы, приспособления, прицепные устройства;

свойства применяемых материалов;

способы устранения основных неисправностей в работе обслуживаемого оборудования;

устройство, назначение и технические характеристики обслуживаемых машин, механизмов и приспособлений;

способы устранения основных неисправностей в работе обслуживаемого оборудования;

порядок разгрузки, перегрузки и складирования оборудования и материалов в выработках;

требования охраны труда и инструкции по безопасным методам при доставочных работах;

правила эксплуатации электроустановок;

назначение установленных сигналов и указательных и запрещающих знаков

ПМ.02

Проведение монтажа, демонтажа и наладки проходческого и очистного оборудования

МДК.02.01.
Технология монтажных работ и наладки оборудования

ОК 1-7
ПК 2.1-2.3

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

участия в монтаже и демонтаже механической части проходческих комбайнов, скребковых конвейеров в проходческом забое;

перемещения и установки лебедок, приспособлений и управления ими при монтажных работах в подготовительных забоях;

участия в управлении устройствами и приспособлениями для: монтажа и демонтажа механической части скребковых и ленточных конвейеров; секций гидрофицированной крепи и маслостанций, гидроразводки, узлов гидравлики, гидрораспределителей, гидрозамков, блоков управления, бункеров;

перемещения и установки лебедок, монтажных станков;

возведения органной крепи, выкладки клеток;

контроля соответствия состояния рабочего места безопасным условиям работ;

контроля исправности машин и механизмов;

контроля исправности средств связи и сигнализации;

контроля газового состава рудничной атмосферы;

уметь:

вести монтаж и демонтаж механической части проходческих комбайнов, скребковых конвейеров в проходческом забое;

перемещать и устанавливать лебедки, приспособления и управлять ими при монтажных работах в подготовительных забоях;

проводить монтаж и демонтаж механической части выемочных комбайнов, скребковых конвейеров в очистном забое, секций гидрофицированной крепи и маслостанций, гидроразводки, узлов гидравлики, гидрораспределителей, гидрозамков, блоков управления, бункеров, баков, конденсаторов холодильников, теплообменников и испарителей холодильных установок;

вести монтаж, демонтаж, наладку и опробование: стационарных и участковых ленточных конвейеров; стационарных водоотливных и углесосных установок; лебедок; монорельсовых дорог; механической и электрической сигнализации;

перемещать и устанавливать лебедки, монтажные станки, приспособления и управлять ими при доставке и монтажных работах в очистных забоях;

пользоваться доставочными механизмами и приспособлениями в соответствии с правилами техники безопасности;

знать:

порядок монтажа и демонтажа механической части проходческих комбайнов, скребковых конвейеров в проходческом забое, узлов гидравлики, гидрораспределителей, гидрозамков, блоков управления, толкателей, местных водоотливных установок; лебедок; монорельсовых дорог; пускорегулирующей аппаратуры;

порядок перемещения и установки лебедок, монтажных станков, приспособлений и правила управления ими при монтажных работах в подготовительных забоях;

устройство подмостей, укосин, настилов и правила доставки по ним материалов, деталей, узлов, секций крепи в забой;

устройство, назначение, технические характеристики монтируемых и обслуживаемых машин, механизмов и другого оборудования, правила опробования и наладки их;

устройство и правила технической эксплуатации монорельсовых дорог;

причины и признаки неисправностей в работе монтируемого оборудования, порядок их устранения;

допустимые нагрузки на обслуживаемое оборудование;

порядок, правила и способы производства монтажных работ;

устройство применяемых контрольно-измерительных приборов и правила пользования ими;

свойства применяемых материалов;

условия ведения монтажных работ в монтажных камерах очистных забоев;

виды применяемого крепления, порядок и способы его установки и снятия;

требования охраны труда и инструкции по безопасным методам ведения горномонтажных работ;

правила эксплуатации электроустановок

ФК.00

Физическая культура

ОК 2
ОК З

В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:

ОК 6
ОК 7

уметь:

использовать физкультурно-
оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

80

40

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

216

144

Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП

1080

720

УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

684

ОК 1-7
ПК 1.1-2.3

ПП.00

Производственная практика

ПА.00

Промежуточная аттестация

1 нед.

ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»