Неактуальный

Комментарий к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 N 569

Комментарий к пунктам 35, 36 и 37 Порядка     

Согласно статье 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

СИЗ, выдаваемые в соответствии с ТОН (как основные, так и дополнительные) относятся к обязательным.

Дополнительными являются СИЗ, выдаваемые согласно части второй статьи 221 ТК РФ и п.6 "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года N 290н, где указано, что "работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с ТОН защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты".

В последнем случае согласно пункту 6 "Межотраслевых правил" основанием служат результаты измерений и оценок факторов производственной среды. Например, - протокол измерения по фактору "Шум" показывает превышение предельно допустимого уровня. Следовательно, требуются СИЗ органов слуха, даже если в ТОН они не предусмотрены. В ряде правил по охране труда приведены требования о необходимости применения СИЗ при проведении тех или иных работ (например, - на высоте).

В связи с этим оценку обеспеченности работников СИЗ следует проводить при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и факторов травмобезопасности рабочего места. Оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда производится путем сравнения параметров условий труда с маркировкой СИЗ, предусмотренной требованиями их классификации по защитным свойствам.

При оценке обеспеченности СИЗ проверяются как обязательные, так и дополнительные СИЗ. Критерии их оценки одинаковы.

Наличие личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты и ее заполнение в порядке, установленном "Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года N 290н, является обязательным основанием положительной оценки в части обеспеченности работников СИЗ. Отступление от "Межотраслевых правил+" влечет за собой оценку "не соответствует требованиям обеспеченности СИЗ".

Согласно постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 45 "Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи" на работах, связанных с загрязнением, работникам выдается мыло; на работах, связанных с трудносмываемыми загрязнениями, маслами, смазками, нефтепродуктами, клеями, битумом, химическими веществами раздражающего действия и др., выдаются защитные, регенерирующие и восстановительные кремы, очищающие пасты для рук. Сведения о полагающихся и фактически выдаваемых работнику смывающих и обезвреживающих средствах заносятся в таблицу пункта 4 (строка 3 "Смывающие и обезвреживающие средства") протокола оценки обеспеченности работников СИЗ в установленном порядке. В этом случае итоговая оценка выставляется с учетом обеспеченности работников смывающими и обезвреживающими средствами.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 313-ФЗ в статью 221 ТК РФ внесены изменения относительно того, что СИЗ могут подлежать не только сертификации, но и декларированию соответствия. Следовательно, при положительной оценке обеспеченности СИЗ следует принимать, наряду с наличием сертификатов, возможность подтверждения их соответствия установленным требованиям декларациями соответствия согласно законодательству о техническом регулировании (п.36 Порядка). При оформлении протокола оценки обеспеченности СИЗ в обязательном порядке указывается не только наличие сертификата, но и его номер и срок действия.

Согласно "Межотраслевым правилам" выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае подтверждения их соответствия установленным законодательством требованиям безопасности декларацией о соответствии и (или) сертификатом соответствия, и наличия (в установленных случаях) санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации, оформленных в установленном порядке.

_______________

Дерматологические средства индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных факторов для использования на производстве подлежат государственной регистрации Роспотребнадзором в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1 (ч.2), ст.124; 2007, N 10, ст.1244) и от 4 апреля 2001 года N 262 "О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст.1711).


Если работнику выдаются СИЗ в соответствии с фактическими условиями труда, а основания для выдачи обязательных СИЗ (в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами) отсутствуют, то в протоколе в строке 3.1 и 3.2 записывают "отсутствуют". В п.4 (графа 2 таблицы) перечисляются фактически выданные СИЗ, остальные графы заполняются по результатам оценки.

В этом случае в строке 7 протокола оценки обеспеченности СИЗ необходимо дать рекомендации по утверждению (совершенствованию) норм выдачи.

Если СИЗ нормами предусмотрены, а по условиям труда не требуются и не выдаются, то в соответствии с п.35 Порядка оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим сертифицированной специальной одежды, специальной обуви. Такое рабочее место должно быть оценено как "не соответствующее требованиям обеспеченности работников СИЗ". В строке 080 Карты аттестации в этой ситуации можно рекомендовать работодателю на основании ст.221 ТК РФ разработать и утвердить нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ, исключающие не требующиеся по фактическим условиям труда их виды.

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 N 297. Указанными Нормами сигнальная одежда определена как СИЗ и должна оцениваться при аттестации рабочих мест в установленном порядке.

В п.7 протокола записываются предложения по улучшению обеспеченности СИЗ. Например, если предусмотренные по типовым нормам СИЗ выдаются, но не требуются на данном рабочем месте, а исходя из условий работы необходимы другие СИЗ, предложения с обоснованием записываются в п.7 протокола и включаются затем в план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации с тем, чтобы решить данный вопрос на уровне локального нормативного акта.