Неактуальный

Комментарий к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 N 569

Комментарий к пунктам 9, 10 и 11 Порядка


В случае привлечения для проведения АРМ Аттестующей организации аттестационная комиссия создается организацией, где проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе. Паритетность означает равное количество ответственных(ого) лиц(а) организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организации, принимающих решение о составе аттестационной комиссии организации и количестве представителей в ней с той и другой стороны.

В целях повышения качества работы аттестационной комиссии предприятия по проведению АРМ ее представители должны пройти подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Работодатель самостоятельно определяет количество (но не менее двух) членов аттестационной комиссии, которые должны пройти подготовку по общим вопросам АРМ, не считая представителей Аттестующей организации.

Аттестационная комиссия организации проводит всю работу по подготовке и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Объемы и виды деятельности членов аттестационной комиссии рекомендуется отразить в приказе, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия. Необходимо, чтобы в подготовке перечня рабочих мест с указанием факторов, подлежащих измерениям, принимали участие специалисты по охране труда, руководители структурных подразделений, технологи, представители лабораторных подразделений, специалисты по кадрам.

Контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда в организации осуществляют представители профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представители комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, которых в соответствии с п.10 Порядка рекомендуется включать в состав аттестационной комиссии.

Одним из основных условий проведения достоверной аттестации рабочих мест является корректно составленный перечень рабочих мест с указанием факторов, подлежащих измерениям, мест и времени пребывания работников в определенных рабочих зонах.

Время воздействия факторов в основном зависит от времени пребывания работника в той или иной рабочей зоне, что определяется на основании данных о технологическом процессе, хронометражных наблюдений или экспертной оценки, а не в ходе проведения измерений. Поэтому при формировании перечня рабочих мест следует указать время пребывания работника в различных рабочих зонах. Для конкретных факторов приведенное в перечне рабочих мест время пребывания в какой-либо рабочей зоне может быть дифференцировано, например, шум на рабочем месте машиниста локомотива во время стоянки и на ходу и т.п.

На предварительном этапе можно выделить только предполагаемые аналогичные РМ. Окончательная аналогичность тех или иных РМ может быть выявлена в результате измерений и оценок, выполненных на не менее чем 20% из них (далее - 20%), следовательно Перечень рабочих мест в ходе проведения измерений и оценок может подвергаться корректировке за счет выделения аналогичных РМ.

Откорректированный Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации с указанием оцениваемых факторов, утверждается председателем аттестационной комиссии.

Требования к содержанию перечня приведены в приложении 1 к Порядку.

Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление гарантий и компенсаций, либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Решение о необходимости кодирования производств, цехов, участков и рабочих мест принимает аттестационная комиссия. Как правило, кодирование необходимо в крупных организациях для последующей автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования. В качестве идентификатора (номера) РМ, для последующей автоматизированной обработки, может быть использован порядковый номер или любая буквенно-цифровая система кодирования, принятая в организации.

Аналогичные рабочие места рекомендуется обозначать буквой "а", при этом их нумерация должна указывать на номер Карты РМ, в которой содержатся результаты аттестации.

Например, если рабочему месту N 10 аналогичны еще два (N 15 и N 30), то их следует обозначить следующим образом: 10а, 15а(10а), 30а(10а). Группа аналогичных РМ может иметь и другое обозначение, например, если рабочему месту N 10 аналогичны еще два РМ, эту группу аналогичных РМ можно обозначить 10а, 10.1а, 10.2а.

При подготовке к проведению АРМ в организации дополнительно к Перечню рабочих мест в подразделениях рекомендуется подготовить сведения по рабочим местам, необходимые для их аттестации по условиям труда (данные об оборудовании, применяемых приспособлениях и инструменте, характере выполняемых работ, используемых сырье и материалах, о гарантиях и компенсациях за условия труда, о периодичности медосмотров, наличии регламентированных перерывов, выдаваемых СИЗ и др.).

На основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда при условии ее проведения на 100% рабочих мест аттестационная комиссия вносит предложения работодателю о подготовке к сертификации организации работ по охране труда.