ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2010 года N 199/1376-5


О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 14 марта 2010 года



14 марта 2010 года состоялся единый день голосования в 76 субъектах Российской Федерации. В связи с истечением сроков полномочий в 8 субъектах Российской Федерации проводились выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти (Республика Алтай, Хабаровский край, Воронежская, Калужская, Курганская, Рязанская и Свердловская области, Ямало-Ненецкий автономный округ) с замещением 269 мандатов; в 74 субъектах Российской Федерации проводились выборы в органы местного самоуправления, в том числе избирались главы 5 административных центров субъектов Российской Федерации (Иркутск, Краснодар, Омск, Ростов-на-Дону, Ульяновск), депутаты 8 представительных органов административных центров субъектов Российской Федерации (Астрахань, Воронеж, Иваново, Липецк, Новосибирск, Смоленск, Тула, Ульяновск) с замещением 271 мандата. Проведено 147 голосований на местных референдумах.

В ходе подготовки и проведения выборов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляла контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации нижестоящими избирательными комиссиями, в соответствии с пунктом 4 статьи 20, пунктом 10 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" рассматривала жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право граждан на участие в референдуме.

Всего Центральной избирательной комиссией Российской Федерации было получено и рассмотрено 425 обращений, что свидетельствует о снижении их числа по сравнению с единым днем голосования 11 октября 2009 года (453 обращения). При этом в отношении действий (бездействия) избирательных комиссий, их должностных лиц, в том числе ответов избирательных комиссий на ранее направленные заявителями жалобы, поступило 108 обращений, 83 - по вопросам отказа в заверении списков кандидатов, регистрации кандидатов, списков кандидатов, 75 - по вопросам проведения предвыборной агитации. Факты нарушений подтвердились по 63 обращениям.

Наибольшее число обращений поступило из Краснодарского края - 41 и Ростовской области - 39, из них подтвердились соответственно 7 и 3, из Московской области - 28, подтвердились - 3, Свердловской области - 23, подтвердились - 4, Калужской области - 22, подтвердились - 2. Общее число обращений из остальных регионов составило от 1 до 16.

В рамках своей компетенции Центральная избирательная комиссия Российской Федерации регулярно оказывает организационно-методическую помощь избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, проводит профессиональную подготовку членов избирательных комиссий и других организаторов выборов, в частности было осуществлено обучение председателей избирательных комиссий муниципальных образований столиц (административных центров) субъектов Российской Федерации, иных городских округов, имеющих территориальное деление, членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и работников их аппаратов, обеспечивающих правовое сопровождение деятельности избирательных комиссий.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на заседании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации рассмотрено 12 жалоб на решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, из них 2 жалобы были удовлетворены, одна удовлетворена частично и 9 - оставлены без удовлетворения.

Вместе с тем Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отметила недостатки в работе избирательных комиссий в Калужской, Московской, Нижегородской и Ульяновской областях, в том числе со стороны Избирательной комиссии Нижегородской области - неудовлетворительную подготовку членов нижестоящих избирательных комиссий.

Некоторые избирательные комиссии, наделенные полномочиями по регистрации кандидатов, списков кандидатов, не в полной мере учитывали Разъяснение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятое постановлением от 23 марта 2007 года N 203/1272-4 о порядке применения пункта 1статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части коллегиального решения комиссии об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов (Избирательная комиссия Калужской области), несвоевременно информировали об этом кандидата либо не исполняли требования указанной нормы закона (Ульяновская городская избирательная комиссия, территориальная избирательная комиссия Лукояновского муниципального района Нижегородской области).

По итогам рассмотрения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации жалоб следует подчеркнуть, что недостаточный уровень правовой подготовки представителей избирательных объединений и кандидатов, допущенная ими небрежность при оформлении документов, необходимых для регистрации, несоблюдение порядка проведения мероприятий политических партий, на которых осуществлялось выдвижение кандидатов, списков кандидатов, в ряде случаев явились причинами допущенных нарушений, послужившими основаниями для отказа в заверении списков кандидатов и в регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Рязанской областной Думы пятого созыва, органов местного самоуправления в Красноярском крае.

Необходимо отметить, что обжаловались также решения избирательных комиссий, принятые на основании положений законодательства о выборах субъектов Российской Федерации (Республика Алтай, Ямало-Ненецкий автономный округ), содержащих правовую неопределенность. В частности, при рассмотрении кассационной жалобы на решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что положения Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа" о необходимости заверения Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, противоречат Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В связи с этим на региональном уровне должны быть приняты меры по совершенствованию законодательных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Выборы 14 марта 2010 года проведены с соблюдением избирательного законодательства. По всем обращениям Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проведены проверки, при необходимости совместно с правоохранительными органами, и приняты меры. Допущенные нарушения избирательного законодательства в подавляющем большинстве не привели к искажению волеизъявления избирателей и к признанию избирательными комиссиями результатов выборов, итогов голосования недействительными.

Вместе с тем Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что при проведении выборов в органы местного самоуправления на избирательных участках N 512, 514, 515, 520, 521, 523 в муниципальном округе Автово и избирательном участке N 751 в муниципальном округе Малая Охта (город Санкт-Петербург), на избирательном участке N 45-33 города Сочи (Краснодарский край), избирательных участках N 675, 677 города Новокузнецка (Кемеровская область), избирательных участках N 2518 и 2519 в поселении Тучково (Московская область) в результате допущенных в день голосования нарушений итоги голосования избирательными комиссиями были признаны недействительными.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Обязать избирательные комиссии субъектов Российской Федерации:

1) проанализировать работу с обращениями, поступившими в ходе прошедших 14 марта 2010 года выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, местных референдумов, обратив особое внимание на обоснованность решений избирательных комиссий об отказе в заверении списков кандидатов, отказе в регистрации кандидатов, списков кандидатов;

2) изучить на заседаниях комиссий судебную практику рассмотрения избирательных споров в период избирательных кампаний по состоявшимся выборам, принять меры по устранению в работе избирательных комиссий всех уровней недостатков, которые были установлены судами в ходе рассмотрения заявлений о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации;

3) продолжить работу по обучению (повышению квалификации) членов избирательных комиссий всех уровней, уделив особое внимание практическим вопросам их работы на всех стадиях избирательного процесса и оказанию методической, консультативной помощи кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса, доверенным лицам кандидатов, уполномоченным представителям избирательных объединений и другим участникам избирательного процесса в ходе подготовки и проведения выборов в единые дни голосования в субъектах Российской Федерации;

4) во взаимодействии с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и с учетом заключений Правового управления Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принять меры по совершенствованию избирательного законодательства в части установления дополнительных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, устранения противоречий с федеральным избирательным законодательством;

5) продолжить работу по выполнению пункта 2 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 ноября 2009 года N 181/1249-5 "О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 11 октября 2009 года";

6) представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения в соответствии с пунктом 3 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 ноября 2009 года N 181/1249-5 "О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 11 октября 2009 года";

7) проинформировать Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о принятых мерах по подпунктам 1, 2 настоящего пункта до 30 апреля 2010 года.

2. Обратить внимание избирательных комиссий субъектов Российской Федерации: Калужской, Московской, Нижегородской и Ульяновской областей, города Санкт-Петербурга на необходимость повышения качества подготовки организаторов выборов на территориях регионов.

3. Обратить внимание избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на неукоснительное соблюдение пункта 14 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

4. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации формировать группы контроля за использованием ГАС "Выборы" в территориальных избирательных комиссиях и избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации после завершения регистрации списков кандидатов, включая в них членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса от всех политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов на соответствующих выборах.

5. Поручить Аппарату Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (Е.В.Мячин) до 20 июня 2010 года провести обобщение результатов деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по выполнению подпунктов 1, 2, 7 пункта 1 настоящего постановления и представить его заместителю Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации С.В.Вавилову.

6. Заместителю Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Л.Г.Ивлеву, секретарю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Е.Конкину, Правовому управлению Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (А.А.Кисин) продолжить работу по оказанию правовой помощи избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации по внесению изменений в законодательство о выборах субъектов Российской Федерации.

7. Возложить контроль за исполнением настоящего постановления на заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации С.В.Вавилова.

8. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.Чуров

Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.Конкин

     
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»