МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 апреля 2010 года N 23-р

О введении в действие Методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки



В целях обеспечения выполнения требований Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2003 года N 11 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2003 года, регистрационный N 4314):

1. Ввести в действие прилагаемые Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки.

2. Департаменту государственной политики в области гражданской авиации в срок до 1 июля 2011 года обобщить опыт применения указанных в пункте 1 настоящего распоряжения Методических рекомендаций и подготовить предложения по их совершенствованию.

Министр
И.Е.Левитин

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Минтранса России
от 1 апреля 2010 года N 23-р

     

Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки (далее - Методические рекомендации), предназначены для оценки финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки (далее - эксплуатанты).

2. Оценка финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности эксплуатантов осуществляется в целях защиты интересов пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей и предупреждения действия на рынке воздушных перевозок финансово-несостоятельных хозяйствующих субъектов с периодичностью один раз в шесть месяцев в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2003 года N 11 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2003 года, регистрационный N 4314) (далее - Федеральные авиационные правила).

3. Оценка и анализ финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности эксплуатанта в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил включает:

подготовку эксплуатантом необходимых финансово-экономических и статистических данных по установленным формам бухгалтерской и государственной статистической отчетности и в случаях, предусмотренных Федеральными авиационными правилами, бизнес-плана, содержащего информацию, необходимую для оценки перспективного финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности эксплуатанта;

расчет показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния, отражающих возможности эксплуатанта по финансовому обеспечению устойчивой и безопасной эксплуатации авиационной техники и организации полетов в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;

анализ достигнутых и прогнозируемых показателей финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности эксплуатанта, включая характеристику выявленных тенденций и обусловивших их факторов и причин, подготовку по результатам анализа соответствующего заключения по финансово-экономической оценке (далее - Заключение).

4. Заключение отражает общую информацию об эксплуатанте, дату оценки, цели оценки (оценка текущего финансово-экономического состояния по данным отчетности эксплуатанта либо оценка перспективного финансово-экономического состояния по прогнозным данным бизнес-плана), основные производственные показатели и количественные характеристики финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности эксплуатанта, выявленные тенденции, недостатки и замечания по результатам оценки, основные финансово-экономические факторы, обусловившие неудовлетворительную платежеспособность эксплуатанта, рекомендации по устранению выявленных недостатков и преодолению кризисной ситуации, выводы о наличии или отсутствии у эксплуатанта достаточных финансовых ресурсов для безопасной эксплуатации авиационной техники, поддержания требуемого уровня летной годности воздушных судов и организации полетов в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации (далее - достаточные финансовые ресурсы обеспечения текущей деятельности), наличие рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта и потенциальных возможностей восстановления его платежеспособности.

II. Данные, используемые для оценки финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности эксплуатантов

5. Оценка финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности эксплуатантов основывается:

на данных бухгалтерской и статистической отчетности эксплуатантов за предшествующие 24 месяца - по фактическим (отчетным) данным;

на результатах расчетов бизнес-плана хозяйственной деятельности на перспективу не менее 24 месяцев - по прогнозным (планируемым в рамках бизнес-планирования) данным.

6. Перечень форм бухгалтерской отчетности, используемых для анализа экономической эффективности деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатантов, состоит из:

формы N 1 "Бухгалтерский баланс";

формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках";

формы N 3 "Отчет об изменениях капитала";

формы N 4 "Отчет о движении денежных средств";

формы N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу";

формы N 6 "Отчет о целевом использовании полученных средств";

расчетных ведомостей по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в части начисления дополнительных страховых взносов (14%) сверх основных ставок страховых платежей в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

7. Перечень форм государственной статистической отчетности, используемых для анализа в рамках оценки экономической эффективности деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатантов, состоит из:

формы N 67-ГА "Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта";

формы N 12-ГА "Сведения о перевозках пассажиров и грузов";

формы N 15-ГА "Сведения об объемах перевозок через аэропорты" (для объединенных авиаотрядов, осуществляющих аэропортовую деятельность);

формы N 32-ГА "Сведения о парке воздушных судов";

формы N 33-ГА "Сведения о работе воздушных судов";

формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате и движении работников";

информации учета ресурсного состояния воздушных судов в соответствии с частью Г3 приложения N 3 к Федеральным авиационным правилам.

III. Характеристика основных финансово-экономических показателей и критериев достаточности финансовых ресурсов эксплуатанта

8. Оценка финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности эксплуатантов включает получение результатов объективного анализа показателей их ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности (экономической эффективности деятельности) и располагаемых инвестиционных возможностей.

9. Показатели используются для обоснования выводов о наличии или отсутствии у эксплуатанта достаточных финансовых ресурсов для безопасной эксплуатации авиационной техники, поддержания требуемого уровня летной годности воздушных судов и организации полетов в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации, наличия рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта и потенциальных возможностей восстановления его платежеспособности.

10. Выводы о наличии у эксплуатанта необходимых финансовых ресурсов на основании оценки данных текущей бухгалтерской и статистической отчетности формируются на основе предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями значений критериев и соответствующих аналитических показателей и включают отнесение эксплуатанта к одной из четырех групп по уровню риска потери текущей платежеспособности (возникновения банкротства) в соответствии с пунктом 36.

11. Выводы по прогнозной оценке наличия у эксплуатанта необходимых финансовых ресурсов формируются в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями на основании оценки и анализа соответствующих прогнозных показателей бизнес-плана.

12. Выводы о наличии рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта формируются на основе анализа показателей экономической эффективности деятельности, уровня задолженности по долгосрочным обязательствам, краткосрочным кредитам и займам, а также динамики объемных показателей производственной деятельности эксплуатанта.

13. Выводы о наличии потенциальных возможностей восстановления платежеспособности эксплуатанта формируются на основе анализа величины дефицита необходимых финансовых ресурсов по данным текущей бухгалтерской и статистической отчетности, показателей экономической эффективности деятельности и прогнозных показателей бизнес-плана, подготовленных с учетом планов собственников и инвесторов, предусматривающих инвестиции, финансовую поддержку и взносы в уставный капитал эксплуатанта (надлежащим образом составленных и официально представленных).

14. Показатели ликвидности и платежеспособности позволяют определить способность эксплуатанта оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода (года). Наиболее важными из них для анализа финансово-экономического состояния эксплуатанта являются следующие:

чистый оборотный капитал;

коэффициент текущей (общей) ликвидности;

коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам, краткосрочным кредитам и займам;

уровень задолженности по налоговым платежам;

уровень задолженности по платежам в пенсионный фонд сверх основного тарифа по фонду оплаты труда летного состава (14%).

15. Чистый оборотный капитал (К) рассчитывается как разность между оборотными активами эксплуатанта (из которых исключается дебиторская задолженность со сроком погашения свыше 12 месяцев и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал) и его краткосрочными обязательствами. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости эксплуатанта, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что эксплуатант не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем.

Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности эксплуатанта, в т.ч. от объема реализации, скорости оборота материально-производственных запасов и дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов, хозяйственной конъюнктуры.

На финансовом положении эксплуатанта отрицательно сказывается как недостаток, так и излишек чистого оборотного капитала.

Недостаток этих средств может привести эксплуатанта к финансовой неустойчивости и ограниченной платежеспособности в связи с неспособностью своевременно погасить краткосрочные обязательства. Недостаток может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, возрастанием суммы просроченной дебиторской задолженности, приобретением дорогостоящих объектов основных средств без предварительного накопления долгосрочных источников финансирования, финансовой неподготовленностью к погашению долгосрочных обязательств.

Значительное превышение чистого оборотного капитала над реальной потребностью в нем свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов.

16. Коэффициент текущей ликвидности (К) является наиболее применяемым показателем при рассмотрении угрозы возможного банкротства, рассчитывается как частное от деления величины оборотных средств (из которых исключается дебиторская задолженность со сроком погашения свыше 12 месяцев) на краткосрочные обязательства и показывает, достаточно ли у эксплуатанта средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение предстоящего года. Данный показатель характеризует возможности эксплуатанта по оплате его текущих обязательств при условии погашения всей дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов.

Рекомендуемые для эксплуатантов значения показателя превышают 1,15 и зависят от оборачиваемости основных видов активов. Существенное превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами является нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. Снижение данного показателя за анализируемый период свидетельствует о снижении уровня ликвидности активов или о росте убытков эксплуатанта.

17. Коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам, краткосрочным кредитам и займам (К) характеризует долговую нагрузку по кредитам и займам на финансовую систему эксплуатанта и вычисляется как частное от деления суммы долгосрочных пассивов и краткосрочных кредитов банков и займов на конец отчетного периода на среднемесячную выручку. Анализируется с учетом динамики объемов производства, величины долговой нагрузки (с учетом сроков ее погашения) и удельного веса процентных платежей в доналоговом денежном потоке, определяемом как прибыль до вычета процентных расходов, уплаты налогов на прибыль и амортизационных отчислений (далее - EBITDA).

18. Уровень задолженности по налоговым платежам (К) характеризует накопленную фискальную долговую нагрузку на финансовую систему эксплуатанта и рассчитывается как отношение задолженности по налоговым платежам на конец отчетного периода к среднемесячной выручке эксплуатанта и отражает соотношение величины имеющейся на конец отчетного периода задолженности эксплуатанта по налогам и взносам и среднемесячной выручки за данный период.

19. Уровень задолженности по дополнительным (сверх основного тарифа) платежам в пенсионный фонд по фонду оплаты труда летного состава (К) характеризует платежную дисциплину по дополнительным взносам в пенсионный фонд по оплате труда летного состава (14%) и определяется отношением накопленной задолженности по дополнительным взносам к среднемесячной сумме начислений по указанным дополнительным взносам. Взносы осуществляют эксплуатанты в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

20. Финансовая устойчивость эксплуатанта определяет степень его зависимости от заемных средств. В качестве основного показателя финансовой устойчивости эксплуатанта в настоящих Методических рекомендациях используется показатель стоимости чистых активов.

21. Стоимость чистых активов (К) рассчитывается в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России от 29 января 2003 года N 10н/03-6/пз "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" (зарегистрирован Минюстом России 12 марта 2003 года, регистрационный N 4252).

Данный показатель характеризует отраженный в бухгалтерском учете эксплуатанта объем собственных источников финансирования деятельности (с учетом доходов будущих периодов), его динамика зависит от экономической эффективности деятельности (прибыльности или убыточности). Значение показателя сравнивается с размером уставного капитала эксплуатанта для определения его соответствия требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

22. Показатели рентабельности показывают, насколько экономически эффективна деятельность эксплуатанта. Наиболее важными среди них для анализа финансово-экономического состояния эксплуатанта являются следующие:

рентабельность (убыточность) продаж по балансовой (до налогообложения) прибыли;

общая доходность (убыточность) продаж;

рентабельность (убыточность) продаж по EBITDA;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»