• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 апреля 2010 года N 285

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 130103 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2014 года на основании
приказа Минобрнауки России от 12 мая 2014 года N 492
____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст.2562; 2005, N 15, ст.1350; 2006, N 18, ст.2007; 2008, N 25, ст.2990; N 34, ст.3938; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; N 48, ст.5619; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 14, ст.1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1110),

приказываю:


Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандартОб утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 130103 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 12.05.2014 N 492) среднего профессионального образования по специальности 130103 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.

________________

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 130103 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 12.05.2014 N 492) Федеральные государственные образовательные стандарты, являющиеся приложениями к приказам об их утверждении, опубликованным на стр.9-37 данного номера Бюллетеня, не приводятся. Они размещены на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mon.gov.ru. - Прим.ред.

Министр
А.Фурсенко



Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
18 мая 2010 года,
регистрационный N 17273

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 130103 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых


Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 6 апреля 2010 года N 285

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 130103 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по специальности

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.

Таблица 1.

Таблица 1

Образовательная база приема

Наименование квалификации базовой подготовки

Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Техник-геофизик

2 года 10 месяцев

на базе основного общего образования

3 года 10 месяцевОб утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 130103 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 12.05.2014 N 492)

________________

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 130103 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 12.05.2014 N 492) Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.

Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.

Таблица 2.

Таблица 2

Образовательная база приема

Наименование квалификации углубленной подготовки

Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Специалист-геофизик

3 года 10 месяцев

на базе основного общего образования

4 года 10 месяцевОб утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 130103 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 12.05.2014 N 492)

________________

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 130103 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых (утратил силу с 01.09.2014 на основании приказа Минобрнауки России от 12.05.2014 N 492) Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.


Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по поиску и разведке месторождений полезных ископаемых.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

исследуемая территория;

месторождения полезных ископаемых;

геофизическая, технологическая аппаратура;

установки и оборудование;

буровые скважины;

технологические процессы поисков и разведки;

техническая и технологическая документация;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Техник-геофизик готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Обслуживание оборудования и установок поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

4.3.2. Проведение поисково-разведочных работ.

4.3.3. Управление персоналом структурного подразделения.

4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

4.4. Специалист-геофизик готовится к следующим видам деятельности:

4.4.1. Обслуживание оборудования и установок поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

4.4.2. Проведение поисково-разведочных работ.

4.4.3. Управление персоналом структурного подразделения.

4.4.4. Участие в разработке технологий поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Техник-геофизик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Техник-геофизик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Обслуживание оборудования и установок поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

ПК 1.1. Выбирать методы, оборудование и установки геофизических исследований.

ПК 1.2. Регулировать и настраивать геофизическую аппаратуру и контрольно-измерительные приборы.

ПК 1.3. Осуществлять монтаж (и демонтаж) установок для геофизических исследований.

5.2.2. Проведение поисково-разведочных работ.

ПК 2.1. Выполнять регистрацию различных геофизических параметров.

ПК 2.2. Обеспечивать качество принимаемых сигналов.

ПК 2.3. Оформлять технологическую документацию геофизических исследований.

5.2.3. Управление персоналом структурного подразделения.

ПК 3.1. Организовывать работу на участке подразделения.

ПК 3.2. Проверять качество выполняемых работ.

ПК 3.3. Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности персонала подразделения.

ПК 3.4. Обеспечивать безопасное проведение работ.

5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

5.3. Специалист-геофизик, освоивший ОПОП СПО углубленной подготовки, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.4. Специалист-геофизик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

5.4.1. Обслуживание оборудования и установок поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

ПК 1.1. Выбирать методы, оборудование и установки геофизических исследований.

ПК 1.2. Регулировать и настраивать геофизическую аппаратуру и контрольно-измерительные приборы.

ПК 1.3. Осуществлять монтаж (и демонтаж) установок для геофизических исследований.

5.4.2. Проведение поисково-разведочных работ.

ПК 2.1. Выполнять регистрацию различных геофизических параметров.

ПК 2.2. Обеспечивать качество принимаемых сигналов.

ПК 2.3. Оформлять технологическую документацию геофизических исследований.

5.4.3. Управление персоналом структурного подразделения.

ПК 3.1. Организовывать работу на участке подразделения.

ПК 3.2. Проверять качество выполняемых работ.

ПК 3.3. Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности персонала подразделения.

ПК 3.4. Обеспечивать безопасное проведение работ.

5.4.4. Участие в разработке технологий поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

ПК 4.1. Разрабатывать геологическую, геофизическую, технологическую документацию по методам поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

ПК 4.2. Участвовать в отработке новых методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

ПК 4.3. Участвовать в испытаниях новых приборов и оборудования.

5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественно-научного;

профессионального;

и разделов:


учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественно-научный циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

Таблица 3. Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки


Таблица 3

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего макси-
мальной учебной нагрузки
обучаю-
щегося

В т.ч. часов
обяза-
тельных
учебных
занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисципли-
нарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть циклов ОПОП

3186

2124

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

648

432

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1-10

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

уметь:

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1-10

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI веков);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI века;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

168

ОГСЭ.ОЗ. Иностранный язык

ОК 1-10

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

336

168

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 2
ОК З
ОК 6
ОК 10

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

ЕН.00

Математический и общий естественно-научный цикл

144

96

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

ЕН.01. Математика

ОК 1-10
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.3

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;

основы интегрального и дифференциального исчисления

уметь:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

ЕН.02.
Экологические основы природополь-
зования

ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1
ПК 3.4

выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;

знать:

виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

основные источники и масштабы образования отходов производства;

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

П.00

Профессиональный цикл

2394

1596

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

768

512

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

ОП.01.
Топографическое
черчение

ОК 1-10
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1-2.3

пользоваться чертежными материалами, принадлежностями и инструментами топографического черчения;

читать и анализировать гидрогеологические и инженерно-геологические карты;

составлять топографические, гидрогеологические и инженерно-геологические карты и разрезы;

дешифрировать аэрофотоматериалы и космофотоматериалы;

знать:

картографические шрифты;

назначение, масштабы и типы аэрофотоснимков и космофотоснимков;

содержание, назначение, масштабы и типы геологических карт и требования к их оформлению;

правила и приемы выполнения графических работ геологической и геодезической документации;

условные знаки топографических планов и геологической графики;

формы залегания горных пород в земной коре и способы их изображения на геологических картах

уметь:

подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

ОП.02.
Электротехника и электроника

ОК 1-10
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1-2.3

правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

собирать электрические схемы;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

знать:

классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

основные законы электротехники;

основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

параметры электрических схем и единицы их измерения;

принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

способы получения, передачи и использования электрической энергии;

устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;

характеристики и параметры электрических и магнитных полей

уметь:

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

ОП.03.
Метрология и стандартизация

ОК 1-10
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.2

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

знать:

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

основные понятия и определения метрологии, стандартизации и документации систем качества;

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

формы подтверждения соответствия

уметь:

вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;

ОП.04. Геология

ОК 1-10
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.2
ПК 3.4

читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;

определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;

определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;

определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;

определять физические свойства и геофизические поля;

классифицировать континентальные отложения по типам;

обобщать фациально-генетические признаки;

определять элементы геологического строения месторождения;

выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;

определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;

знать:

физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;

классификацию и свойства тектонических движений;

генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;

эндогенные и экзогенные геологические процессы;

геологическую и техногенную деятельность человека;

строение подземной гидросферы;

структуру и текстуру горных пород;

физико-химические свойства горных пород; основы геологии нефти и газа;

физические свойства и геофизические поля;

особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;

основные минералы и горные породы;

основные типы месторождений полезных ископаемых;

основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод, физические свойства подземных вод; газовый и бактериальный состав подземных вод; зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетних мерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;

основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;

основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;

основы фациального анализа;

способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;

методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения; методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого

уметь:

распознавать горные породы по условиям образования;

определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру, текстуру главных породообразующих минералов и горных пород;

ОП.05. Полезные ископаемые, минералогия и петрография

ОК 1-10
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1-2.3

определять горючие полезные ископаемые;

определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;

определять форму рудных тел и условия их образования;

определять физические свойства и морфологию минералов;

определять простые формы кристаллов; описывать горные породы и давать им полевое определение;

описывать месторождения полезных ископаемых;

составлять документацию результатов горных выработок;

составлять и анализировать карты;

знать:

свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования;

диагностические признаки основных минералов и горных пород;

классификацию минералов и горных пород;

условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов;

химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов;

особенности минерально-
сырьевой базы России;

область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых; современные проблемы минералогии и петрографии

уметь:

выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

ОП.06.
Информаци-
онные технологии в професси-
ональной деятельности

ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.3

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;

получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;

применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;

знать:

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

общий состав и структуру персональных электронно-
вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;

основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности

уметь:

находить и использовать необходимую экономическую информацию;

ОП.07.
Основы экономики

ОК 1-10
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4

определять организационно-
правовые формы организаций;

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);

знать:

действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-
хозяйственную деятельность;

основные технико-
экономические показатели деятельности организации;

методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

основные принципы построения экономической системы организации;

основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;

основы организации работы коллектива исполнителей;

основы планирования, финансирования и кредитования организации;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

общую производственную и организационную структуру организации;

современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

формы организации и оплаты труда

уметь:

анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;

ОП.08.
Правовые основы професси-
ональной деятельности

ОК 1-10
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4

защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;

использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;

знать:

виды административных правонарушений и административной ответственности;

классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;

нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;

организационно-правовые формы юридических лиц;

основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;

нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;

понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;

роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения

уметь:

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

ОП.09. Охрана труда

ОК 1-10
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.4

использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;

определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, оценку условий труда и травмобезопасности;

инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности; соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

знать:

законодательство в области охраны труда;

нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

действие токсичных веществ на организм человека;

категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;

меры предупреждения пожаров и взрывов;

общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

основные причины возникновения пожаров и взрывов;

особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

права и обязанности работников в области охраны труда;

виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

68

ОП.10.
Безопасность жизнедеятель-
ности

ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

ПМ.00

Профессиональные модули

1626

1084

ПМ.01

Обслуживание оборудования и установок поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

МДК.01.01.
Аппаратура геофизических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

ОК 1-10
ПК 1.1-1.3

иметь практический опыт:

выполнения полевых и простейших маркшейдерских работ;

работы с приборами бурения;

оформления графических приложений в соответствии с инструктивными требованиями;

определения оптимального метода геофизических исследований;

подготовки геофизической аппаратуры, контрольно-измерительных приборов и оборудования;

монтажа (комплектации) установок для проведения геофизических работ;

уметь:

вычерчивать планы, схемы, карты;

определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;

пользоваться приборами и инструментом для выполнения геодезических и маркшейдерских работ;

распознавать горные породы и подземные воды по условиям их образования и диагностическим признакам;

выбирать способы бурения в зависимости от природы горных пород;

читать геологические и топографические карты;

описывать характерные формы рельефа;

определять основные формы и элементы залегания горных пород и изображать их на геологических картах;

подбирать геофизическую аппаратуру и контрольно-
измерительные приборы по выбранному методу геофизических исследований;

проверять работоспособность аппаратуры и приборов и присоединять их к установкам;

регулировать и настраивать аппараты и приборы на прием соответствующего сигнала;

производить прием сигнала;

выполнять определенные расчеты по моделированию установки и сигналов;

определять чувствительность установки и качества сигнала;

знать:

действующие стандарты на карты, планы и схемы;

формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;

состав и технологию геодезических и маркшейдерских работ;

основы горного дела и буровзрывных работ;

назначение и основные виды геологического картографирования;

виды и сущность топографических съемок и содержание маркшейдерского дела;

геометрию недр;

условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых;

минералогический состав горных пород и подземных вод;

физико-механические свойства пород, влияющие на процесс бурения;

признаки залегания полезных ископаемых, его изображение на картах;

виды электрических сигналов и их основные характеристики;

принципы преобразования электрических сигналов в цифровые;

устройство и характеристики радиоприемных и радиопередающих устройств;

способы измерений аппаратурой и приборами;

назначение, устройство, принцип действия и область применения геофизической аппаратуры и контрольно-измерительных приборов геофизических исследований;

схемы геофизических установок;

порядок, способы сборки (демонтажа) геофизических установок;

технологию электро- и радиомонтажных работ;

технологию и правила наладки, регулирования, получения сигналов;

методы настройки аппаратуры на конкретный сигнал;

электромагнитные свойства горных пород;

правила обслуживания аппаратуры, приборов и установок;

источники тока электрических и электромагнитных полей;

основные правила безопасной работы с источниками электропитания;

физические основы и геолого-геофизические предпосылки применения методов поисков и разведки;

сейсмические свойства горных пород;

волны, используемые в сейсморазведке;

назначение источников возбуждения сейсмических колебаний;

способы возбуждения электромагнитных полей;

связь магнитных аномалий с геологическим строением;

радиоактивность горных пород, руд и подземных вод

ПМ.02

Проведение поисково-разведочных работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

МДК.02.01. Технология поисково-
разведочных работ

ОК 1-10
ПК 2.1-2.3

иметь практический опыт:

выполнения геофизических исследований;

определения аппаратов приборов, вызывающих уменьшение качества сигнала и увеличение уровня помех;

обобщения результатов и подготовки конечных материалов геофизических исследований;

уметь:

производить измерения и вести полевую документацию;

выбирать оптимальные параметры управляющих сигналов;

выявлять аппараты и приборы при ослаблении сигналов и увеличения уровня помех;

производить мелкий ремонт геофизического оборудования;

оценивать параметры и природу месторождения полезных ископаемых;

наносить результаты исследований на геологические и геофизические карты;

осуществлять обработку и качественную интерпретацию результатов исследований;

определять магнитную восприимчивость и остаточную намагниченность образцов;

строить карты и графики магнитных аномалий;

проводить работу методами электрозондирования, профилирования и методом заряда;

выбирать величины взрывчатых веществ и глубину погружения заряда;

обрабатывать первичные вступления на сейсмограммах по методам отраженных и преломленных волн и строить голограммы;

измерять радиоактивности горных пород и руд;

определять результаты гамма-спектральной и эманационной съемки;

устанавливать и разворачивать каротажную станцию для проведения геофизических исследований скважин;

проводить исследования скважин с помощью пластов, грунтоносов, керносборников;

выбирать комплексированный метод исследований по конкретному заданию на рудных и других месторождениях полезных ископаемых;

соблюдать правила охраны труда, окружающей среды и техники безопасности при геофизических исследованиях;

знать:

методику и технику проведения геофизических работ;

качественные характеристики сигналов конкретного ископаемого;

содержание и последовательность камеральной обработки полевых материалов;

геологические задачи, решаемые геофизическими методами исследований;

методику и технику возбуждения упругих колебаний и приема сейсмических волн;

систему наблюдений в методах отраженных и преломленных волн;

методику и технику скважинных геофизических исследований;

методику проведения электрорадиоразведки методами постоянного электрического тока полей физико-химического происхождения, низкочастотного электромагнитного и высокочастотного электромагнитного полей;

методику расчета экспозиционной дозы излучения;

методику и технику проведения гамма-спектрической и эманационной съемок;

ядерно-геофизические методы анализа проб;

принципы комплексирования геофизических методов исследований горных полезных ископаемых и решения гидрогеологических, инженерно-геологических и археологических задач;

принципы работы геофизических приборов и оборудования при геофизических исследованиях скважин;

генезис месторождения руд;

методику и технику геофизических методов рудной геофизики;

основные положения безопасности труда при геофизических исследованиях

ПМ.03

Управление персоналом структурного подразделения

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

МДК.03.01. Основы организации и управления на производст-
венном участке

ОК 1-10
ПК 3.1-3.4

организации работы структурного подразделения для реализации производственной деятельности;

анализа и оценки качества и экономической эффективности работ, выполняемых структурным подразделением;

уметь:

планировать работу структурного подразделения;

организовывать работу персонала;

обеспечивать выполнение производственных заданий;

составлять и оформлять техническую и отчетную документацию с применением информационно-компьютерных технологий;

осуществлять контроль технологического процесса на производственном участке;

контролировать соблюдение техники безопасности на производственном участке;

знать:

действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-
хозяйственную деятельность структурного подразделения;

содержание основных документов, определяющих порядок монтажа (демонтажа) приборных установок;

систему технологической подготовки производства;

основы теории принятия управленческих решений;

порядок оформления технической и технологической документации;

правила техники безопасности, приемы безопасного труда при выполнении производственных работ;

цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм; функции менеджмента; внутреннюю и внешнюю среду организации; основы теории принятия решений;

стратегический менеджмент; систему мотивации труда; управление рисками; управление конфликтами; психологию менеджмента; этику делового общения;

информационные технологии в сфере управления производством; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

ПМ.04

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

1350

900

Всего часов обучения по циклам ОПОП

4536

3024

УП.00

Учебная практика

25 нед.

900

ОК 1-10

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

Таблица 4.



Таблица 4


Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам

84 нед.

Учебная практика

25 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

6 нед.

Каникулярное время

23 нед.

Итого

147 нед.

Таблица 5. Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки


Таблица 5

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего макси-
мальной учебной нагрузки обучаю-
щегося

В т.ч. часов обяза-
тельных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисципли-
нарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть циклов ОПОП

4482

2988

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

930

620

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

48

ОГСЭ.01.
Основы философии

ОК 1-10

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

уметь:

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1-10

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI веков);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI века;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

48

ОГСЭ.03. Психология общения

ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

238

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 1-10

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

476

238

ОГСЭ.05. Физическая культура

ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 10

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

ЕН.00

Математический и общий естественно-научный цикл

144

96

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

ЕН.01.
Математика

ОК 1-10
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.3
ПК 4.1-4.3

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;

основы интегрального и дифференциального исчисления

уметь:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

ЕН.02.
Экологические основы природополь-
зования

ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3

выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;

оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;

знать:

виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

основные источники и масштабы образования отходов производства;

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

П.00

Профессиональный цикл

3408

2272

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

768

512

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

ОП.01.
Топографическое черчение

ОК 1-10
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1-2.3
ПК 4.1
ПК 4.2

пользоваться чертежными материалами, принадлежностями и инструментами топографического черчения;

читать и анализировать гидрогеологические и инженерно-геологические карты;

составлять топографические, гидрогеологические и инженерно-геологические карты и разрезы;

дешифрировать аэрофотоматериалы и космофотоматериалы;

знать:

картографические шрифты;

назначение, масштабы и типы аэрофотоснимков и космофотоснимков;

содержание, назначение, масштабы и типы геологических карт и требования к их оформлению;

правила и приемы выполнения графических работ геологической и геодезической документации;

условные знаки топографических планов и геологической графики;

формы залегания горных пород в земной коре и способы их изображения на геологических картах

уметь:

подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

ОП.02.
Электротехника и электроника

ОК 1-10
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 4.2
ПК 4.3

правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

снимать показания электроизмерительных проборов и приспособлений и пользоваться ими;

собирать электрические схемы;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

знать:

классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

основные законы электротехники;

основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

параметры электрических схем и единицы их измерения;

принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

способы получения, передачи и использования электрической энергии;

устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;

характеристики и параметры электрических и магнитных полей

уметь:

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

ОП.03.
Метрология и стандартизация

ОК 1-10
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1
ПК 2.3
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 4.1-4.3

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

знать:

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

основные положения и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

основные понятия и определения метрологии, стандартизации и документации систем качества;

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

формы подтверждения соответствия

уметь:

вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;

ОП.04. Геология

ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.4
ПК 4.1-4.3

читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;

определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;

определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;

определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;

определять физические свойства и геофизические поля;

классифицировать континентальные отложения по типам;

обобщать фациально-
генетические признаки;

определять элементы геологического строения месторождения;

выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;

определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;

знать:

физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;

классификацию и свойства тектонических движений;

генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;

эндогенные и экзогенные геологические процессы;

геологическую и техногенную деятельность человека;

строение подземной гидросферы;

структуру и текстуру горных пород;

физико-химические свойства горных пород; основы геологии нефти и газа;

физические свойства и геофизические поля;

особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;

основные минералы и горные породы;

основные типы месторождений полезных ископаемых;

основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод; физические свойства подземных вод; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;

основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;

основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;

основы фациального анализа;

способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;

методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;

методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого

уметь:

распознавать горные породы по условиям образования;

определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру, текстуру главных породообразующих минералов и горных пород;

ОП.05.
Полезные ископаемые, минералогия и петрография

ОК 1-10
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1-2.3
ПК 4.1-4.3

определять горючие полезные ископаемые;

определять и описывать вещественный состав полезных ископаемых;

определять форму рудных тел и условия их образования;

определять физические свойства и морфологию минералов;

определять простые формы кристаллов;

описывать горные породы и давать им полевое определение;

описывать месторождения полезных ископаемых;

составлять документацию результатов горных выработок;

составлять и анализировать карты полезных ископаемых;

знать:

свойства кристаллического вещества, основы его строения и методы исследования;

диагностические признаки основных минералов и горных пород;

классификацию минералов и горных пород;

условия образования и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых различных генетических типов;

химический состав, физические свойства, происхождение и методы исследования минералов;

особенности минерально-сырьевой базы России;

область применения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых;

современные проблемы минералогии и петрографии

уметь:

выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

ОП.06.
Информаци-
онные технологии в професси-
ональной деятельности

ОК 1-10
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.3
ПК 4.1-4.3

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;

получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;

применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;

знать:

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;

основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности

уметь:

находить и использовать необходимую экономическую информацию;

определять организационно-правовые формы организаций;

ОП.07. Основы экономики

ОК 1-10
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.3
ПК 4.1-4.3

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);

знать:

действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-
хозяйственную деятельность;

основные технико-
экономические показатели деятельности организации;

методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

основные принципы построения экономической системы организации;

основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;

основы организации работы коллектива исполнителей;

основы планирования, финансирования и кредитования организации;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

общую производственную и организационную структуру организации;

современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

формы организации и оплаты труда

уметь:

анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;

ОП.08.
Правовые основы профессиональ-
ной деятельности

ОК 1-10
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.3
ПК 4.1

защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;

использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;

знать:

виды административных правонарушений и административной ответственности;

классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;

нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;

организационно-правовые формы юридических лиц;

основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;

нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;

понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;

роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения

уметь:

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

ОП.09. Охрана труда

ОК 1-10
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.3
ПК 3.4
ПК 4.1
ПК 4.3

использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;

определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, оценку условий труда и травмобезопасности;

инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности; соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

знать: