Российский налоговый курьер, N 1-2, 2010 год

Рубрика: Налоговое администрирование
Подрубрика: Итоговые показатели
Голубева Н.В.,
советник налоговой службы I ранга

     

Земельный налог: по итогам 2009 года придется отчитываться по новой форме



Налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год необходимо представить по новой форме. Как ее правильно заполнить? Кто обязан отчитываться по земельному налогу? С какого момента организация, купившая земельный участок, признается налогоплательщиком? Нужно ли отчитываться, если организация освобождена от уплаты налога?

Новая форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н. Не позднее 1 февраля 2010 года все налогоплательщики обязаны отчитаться по данному налогу за 2009 год, представив в налоговые органы названную декларацию.

Декларация заполняется лицами, признаваемыми налогоплательщиками земельного налога в соответствии с главой 31 НК РФ. В ряде случаев положения этой главы применяются в совокупности с иными законодательными актами. Кроме того, имеются и другие особенности, связанные с исчислением налога. Поэтому, прежде чем рассмотреть порядок заполнения декларации по земельному налогу, напомним некоторые моменты, которые необходимо учитывать налогоплательщикам при формировании показателей этой декларации.

     

Налогоплательщики

     

Согласно статье 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в пользовании которых находятся земельные участки, принадлежащие им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения. К ним, в частности, относятся:

Организации уплачивают земельный налог, если они являются собственниками земельных участков или владеют ими на праве постоянного (бессрочного) пользования. Налогоплательщиками признаются все коммерческие и некоммерческие организации, а также бюджетные организации, получающие финансирование из бюджета любого уровня


- российские организации;


- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;


- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Указанные выше лица обязаны уплачивать земельный налог, если земельные участки, которыми они владеют, находятся на территориях муниципальных образований, где нормативными правовыми актами представительных органов власти муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) введен этот налог.

Если налогоплательщику, относящемуся к одной из указанных в пункте 5 статьи 391 НК РФ категорий, принадлежит несколько земельных участков, находящихся на территории одного муниципального образования, то при исчислении земельного налога налоговая база уменьшается на сумму в размере 10 000 руб. только в отношении одного из этих участков, по выбору налогоплательщика.


Земельным налогом облагаются те земельные участки, права на которые подтверждены соответствующими документами

С 31 января 1998 года все права на земельные участки (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненно наследуемого владения) в обязательном порядке регистрируются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). В этом случае выдаются свидетельства о государственной регистрации прав. Права на недвижимое имущество, возникшие до указанной даты, признаются действительными и при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей.

Государственная регистрация прав, осуществляемая в субъектах РФ и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, считается действительной (п.4 ст.8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ)


Если указанные права не зарегистрированы, то подтверждающими документами являются государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, либо акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Таким образом, если у организации или индивидуального предпринимателя (использующего земельный участок в предпринимательской деятельности) есть один из вышеназванных документов, они считаются налогоплательщиками земельного налога и соответственно должны представлять в налоговые органы декларацию по данному налогу.

Обязанности налогоплательщика при приобретении (прекращении) прав на земельный участок


Как определить налогоплательщика, если в налоговом периоде меняется собственник земельного участка? При определении налогоплательщика в случае прекращения прав на здание и сооружение по договору купли-продажи необходимо учитывать следующее. Согласно статье 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определен статьей 223 ГК РФ. В ней, в частности, указано, что недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента регистрации такого права.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - государственный акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Датой такой регистрации является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав


Момент прекращения права собственности у продавца имущества установлен статьей 236 ГК РФ. В ней определено, что организация может отказаться от права собственности на принадлежащее ей имущество, объявив об этом или совершив другие действия, которые свидетельствуют о том, что она устранилась от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на него. Однако при таком отказе права и обязанности продавца как собственника в отношении этого имущества не прекращаются до приобретения права собственности на него другим лицом.

Из сказанного следует, что организация, являющаяся собственником здания (сооружения), приобретенного по договору купли-продажи, признается плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок (доли земельного участка), занятый объектами недвижимости. До того момента, пока не зарегистрировано прекращение права собственности на земельный участок под объектом недвижимости, право собственности на который прекращено в связи с его продажей, налогоплательщиком земельного налога признается продавец объекта недвижимости.

Если организация приобретает по договору купли-продажи земельный участок, то с учетом положений пункта 1 статьи 131 и пункта 2 статьи 223 ГК РФ, а также пункта 3 статьи 2 Закона N 122-ФЗ данная организация становится налогоплательщиком земельного налога в отношении купленного земельного участка со дня государственной регистрации права собственности на этот земельный участок. Организация-продавец перестает быть налогоплательщиком земельного налога в отношении проданного земельного участка с момента государственной регистрации прекращения соответствующего права на него*.

________________

* Аналогичный порядок определения налогоплательщика применяется при отказе от земельного участка, которым организация владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данная организация будет оставаться налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком.

Налоговые льготы и налоговая база


     Налоговые льготы. Льготы по земельному налогу делятся на два вида: льготы, предоставляемые на федеральном уровне, то есть в соответствии со статьями 391 и 395 НК РФ, и льготы, устанавливаемые на местном уровне. Это право предоставлено представительным органам муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга) статьей 387 НК РФ.

На федеральном уровне могут предоставляться льготы в виде полного освобождения от налогообложения и льготы в виде не облагаемой налогом суммы, уменьшающей величину налоговой базы.

Помимо этого, некоторые из налогоплательщиков освобождаются от уплаты налога на основании статей 388 и 389 НК РФ. Так, право не исчислять налог в соответствии с пунктом 2 статьи 388 НК РФ есть у арендаторов и организаций, получивших землю на определенных правах. Они не признаются налогоплательщиками по земельным участкам, которыми владеют по договору аренды или безвозмездного срочного пользования. Также не уплачивается налог с земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения. Это земли ограниченные и изъятые из оборота (п.2 ст.389 НК РФ).

Земельные участки, не признаваемые объектами налогообложения, рассматриваются как отнесенные к федеральной собственности. Участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законодательством)


Органы власти муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга) не могут отменить своими правовыми актами льготы по земельному налогу, установленные непосредственно в главе 31 НК РФ. По земельному участку, отнесенному к определенной категории земель, представительными органами муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга) может предоставляться несколько видов льгот. Льготы, предоставляемые нормативными актами представительных органов муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга), устанавливаются в дополнение к льготам, предусмотренным Налоговым кодексом.

Организации, освобожденные от уплаты земельного налога на основании статей 395 и 387 НК РФ, должны представлять в налоговые органы декларации по земельному налогу. В соответствующих разделах таких деклараций проставляются нули.

Налоговая база. Основной показатель, который отражается в налоговой декларации, - налоговая база. Размер налоговой базы по земельному налогу равен кадастровой стоимости земельного участка, признанного объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель.

Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном земельном кадастре. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земель различного целевого назначения


Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости (в настоящее время - Росреестр*).

________________

* Речь идет об органах, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


В течение года кадастровая стоимость, а следовательно, и налоговая база изменяться не могут (в том числе при переводе земель из одной категории в другую, изменении вида разрешенного использования земельного участка). Исключением являются случаи, когда кадастровая стоимость меняется из-за пересмотра результатов кадастровой оценки земли. Например, когда в них замечена техническая ошибка, когда вынесено судебное решение, влияющее на эти результаты. При этом результаты кадастровой оценки исправляются обратным числом на дату обнаружения ошибки (вступления судебного решения в силу). Такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, смена вида разрешенного использования земельного участка, произошедшие в текущем году, учитываются при определении налоговой базы только в следующем году.

Есть случаи, когда органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают кадастровую стоимость в середине налогового периода.

Для целей налогообложения необходимо учитывать, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, обязаны представлять в налоговые органы сведения о земельных участках до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом. До налогоплательщиков кадастровая стоимость земель по состоянию на 1 января календарного года должна доводиться не позднее 1 марта этого же года. Поэтому в рассматриваемом случае налоговая база по земельному налогу за текущий налоговый период должна определяться на основании сведений о кадастровой стоимости земельных участков, имеющихся у налогоплательщика на 1 марта текущего налогового периода.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs