МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 декабря 2009 года N 247

Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации

(с изменениями на 15 мая 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 3 ноября 2010 года N 239 (Российская газета, N 40, 25.02.2011);

приказом Минтранса России от 21 октября 2013 года N 321 (Российская газета, N 12, 22.01.2014);

приказом Минтранса России от 20 сентября 2021 года N 320 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.10.2021, N 0001202110180027);

приказом Минтранса России от 15 мая 2023 года N 169 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.09.2023, N 0001202309050018).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе также учтено:      

решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2016 года N АКПИ16-907 (вступило в законную силу 17 января 2017 года).

____________________________________________________________________     



В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 872 "Об утверждении правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст.5620)

приказываю:

Утвердить прилагаемую Типовую схему организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Министр
И.Левитин

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 февраля 2010 года,
регистрационный N 16401



УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от 22 декабря 2009 года N 247

     

Типовая схема
организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации

(с изменениями на 15 мая 2023 года)

     

     

I. Общие положения

1. Настоящая Типовая схема определяет последовательность осуществления основных контрольных действий в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска).

2. Контрольные действия в пунктах пропуска осуществляются в отношении морских и речных судов (далее - суда), перемещаемых на них грузовых автомобилей, автобусов, легковых автомобилей, железнодорожных вагонов, контейнеров (далее - транспортные средства) пассажиров, членов экипажа судна, водителей транспортных средств, экспедиторов и других лиц, сопровождающих транспортное средство (грузы), грузов, товаров и животных (пункт дополнен с 8 марта 2011 года приказом Минтранса России от 3 ноября 2010 года N 239 - см. предыдущую редакцию).

3. Пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, транспортный контроль, а также федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна и федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (далее соответственно - контроль в области обеспечения качества зерна, контроль в области обращения с пестицидами) осуществляется в пределах пунктов пропуска.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 октября 2021 года приказом Минтранса России от 20 сентября 2021 года N 320. - См. предыдущую редакцию)

4. Государственный контроль в пунктах пропуска осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля, а также контроля в области обеспечения качества зерна и контроля в области обращения с пестицидами (далее - государственные контрольные органы) в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий и должен обеспечивать:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 октября 2021 года приказом Минтранса России от 20 сентября 2021 года N 320. - См. предыдущую редакцию)

1) минимизацию времени его проведения;

2) исключение дублирующих функций и действий;

3) сокращение количества взаимодействий должностных лиц государственных контрольных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными, в том числе за счет реализации принципа "одного окна.

(Пункт 4 в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2014 года приказом Минтранса России от 21 октября 2013 года N 321. - См. предыдущую редакцию)

5. При осуществлении государственного контроля в пункте пропуска применяется принцип "одного окна", согласно которому перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля.

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2014 года приказом Минтранса России от 21 октября 2013 года N 321. - См. предыдущую редакцию)

6. Таможенные органы осуществляют таможенный, транспортный, радиационный контроль, а также санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль и контроль в области обеспечения качества зерна, и контроль в области обращения с пестицидами в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - специализированные пункты пропуска).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 октября 2021 года приказом Минтранса России от 20 сентября 2021 года N 320. - См. предыдущую редакцию)

Обмен данными между таможенными органами и другими государственными контрольными органами в пунктах пропуска производится в установленном порядке, в том числе путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных.

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2014 года приказом Минтранса России от 21 октября 2013 года N 321. - См. предыдущую редакцию)

7. Очередность осуществления государственного контроля судов планируется администрацией морского или речного (озерного) порта (далее - администрация порта) согласно времени поступления от капитанов судов (судовладельцев или уполномоченных ими лиц) информации о прибытии (убытии) судна.

Количество судов, одновременно подлежащих государственному контролю, на предстоящие сутки планируется администрацией порта по согласованию с государственными контрольными органами (абзац дополнительно включен с 8 марта 2011 года приказом Минтранса России от 3 ноября 2010 года N 239).

8. Государственный контроль судов осуществляется у причалов, на рейдовых перегрузочных комплексах или на рейдах, включенных в пределы пункта пропуска (абзац в редакции, введенной в действие с 8 марта 2011 года приказом Минтранса России от 3 ноября 2010 года N 239, - см. предыдущую редакцию).

Место проведения государственного контроля судна определяется администрацией порта по согласованию с пограничными и таможенными органами в зависимости от типа и особенностей судна, технологии перевалки грузов и обслуживания пассажиров в порту, а также характеристик порта.

8.1. Выгрузка (погрузка) транспортных средств, грузов, товаров и животных, высадка (посадка) пассажиров, водителей транспортных средств и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц, а также допуск на судно работников порта, обеспечивающих выполнение грузовых операций, может осуществляться непосредственно после прибытия до начала осуществления пограничного и таможенного контроля судна с разрешения должностных лиц пограничного, таможенного, а при необходимости и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и других контрольных органов.

Выезд из пункта пропуска лиц, транспортных средств, вывоз из них грузов, товаров и животных до завершения государственного контроля запрещен.

При убытии судна выгрузка (погрузка) транспортных средств, грузов, товаров и животных, высадка (посадка) пассажиров, водителей транспортных средств и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц должны быть окончены, а работники порта, обеспечивающие выполнение грузовых операций, должны покинуть судно до завершения государственного контроля.

(Пункт дополнительно включен с 8 марта 2011 года приказом Минтранса России от 3 ноября 2010 года N 239)

8.2. Государственный контроль судна и членов экипажа судна на борту судна может осуществляться во время выгрузки (погрузки) транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также высадки (посадки) пассажиров, водителей транспортных средств и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц (пункт дополнительно включен с 8 марта 2011 года приказом Минтранса России от 3 ноября 2010 года N 239).

8.3. Типы судов и перечень перемещаемых на них грузов, товаров, в отношении которых должностными лицами государственных контрольных органов принимаются решения о разрешении действий, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей Типовой схемы, определяются в технологических схемах организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, разработанных и утвержденных для каждого пункта пропуска в установленном порядке (далее - технологическая схема).

В случае принятия должностными лицами государственных контрольных органов решения о запрете выгрузки (погрузки) транспортных средств, грузов, товаров и животных, высадки (посадки) пассажиров и водителей транспортных средств, экспедиторов и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц, а также допуска на судно работников порта, обеспечивающих выполнение грузовых операций, должностное лицо соответствующего государственного контрольного органа информирует администрацию порта.

(Пункт дополнительно включен с 8 марта 2011 года приказом Минтранса России от 3 ноября 2010 года N 239)

9. Должностные лица таможенного органа при наличии предварительной информации, представленной в соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, принимают решение о необходимости осуществления таможенного контроля судна, транспортных средств, грузов, товаров и животных на борту судна при прибытии судна, принимая во внимание следующие условия:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 15 мая 2023 года N 169. - См. предыдущую редакцию)

________________

Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12 апреля 2017 г. Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза", договор вступил в силу для Российской Федерации 25 ноября 2017 г. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2018 г.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 15 мая 2023 года N 169. - См. предыдущую редакцию)


документы, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (далее - таможенное законодательство), поданы судовладельцем или уполномоченным им лицом, имеющим право их подписи от имени судовладельца;

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2014 года приказом Минтранса России от 21 октября 2013 года N 321. - См. предыдущую редакцию)

отсутствует необходимость проведения таможенного досмотра (осмотра) судна, а также товаров, перемещаемых на судне, установленная в результате применения системы управления рисками;

на борту судна отсутствуют табачные изделия и алкогольные напитки (за исключением тех, которые будут потребляться на судне во время его стоянки в порту, а также находящихся в помещениях под обеспечением капитана судна), оружие (за исключением находящегося в судовом сейфе под обеспечением капитана судна), лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества (за исключением находящихся в судовой аптечке или в судовом сейфе под обеспечением капитана судна), а также товары, не предназначенные для выгрузки в данном порту;

на борту судна отсутствуют товары, перемещаемые членами экипажа и подлежащие обязательному письменному декларированию в установленном порядке либо заявлена информация о постоянном пребывании всех членов экипажа на борту судна во время стоянки судна в порту.

Должностные лица таможенного органа принимают решение о необходимости осуществления таможенного контроля судна, транспортных средств, грузов, товаров и животных на борту судна при убытии судна, принимая во внимание следующие условия:

документы, предусмотренные таможенным законодательством, поданы грузовладельцем или уполномоченным им лицом, имеющим право их подписи от имени грузовладельца;

отсутствует необходимость проведения таможенного досмотра (осмотра) судна, а также товаров, перемещаемых на судне, установленная в результате применения системы управления рисками;

отсутствует необходимость снятия средств таможенной идентификации с помещений судна, где находятся табачные изделия и алкогольные напитки, оружие, лекарственные средства (если средства таможенной идентификации были наложены при прибытии);

отсутствует необходимость проведения таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых членами экипажа судна, пассажирами и подлежащих обязательному письменному декларированию в установленном порядке.

Должностные лица органа санитарно-карантинного контроля принимают решение о необходимости осуществления санитарно-карантинного контроля судна при его прибытии в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2014 года приказом Минтранса России от 21 октября 2013 года N 321. - См. предыдущую редакцию)

Должностные лица органов ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля, а также контроля в области обеспечения качества зерна и контроля в области обращения с пестицидами принимают решение о необходимости осуществления соответствующих видов государственного контроля судна при его прибытии из страны, неблагополучной в ветеринарном отношении, в случае осуществления таможенного контроля пассажиров и товаров (багажа пассажиров) или если на судне перевозятся подконтрольные указанным государственным контрольным органам грузы, товары и животные.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2014 года приказом Минтранса России от 21 октября 2013 года N 321; в редакции, введенной в действие с 29 октября 2021 года приказом Минтранса России от 20 сентября 2021 года N 320. - См. предыдущую редакцию)

Должностные лица органов санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля принимают решение о необходимости осуществления соответствующих видов государственного контроля судна при убытии судна только при наличии оснований, установленных по результатам документального контроля, а в случае выявления рисков для санитарно-эпидемиологического, ветеринарного или фитосанитарного благополучия и выездного контроля с целью их минимизации и (или) ликвидации (далее - предварительные контрольные действия), для осуществления дополнительных контрольных действий в отношении определенных судов, членов экипажа судов, пассажиров, грузов, товаров и животных.

О решении не проводить государственный контроль на борту судна должностные лица таможенного органа, органов санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля, а также органов контроля в области обеспечения качества зерна и контроля в области обращения с пестицидами уведомляют администрацию порта с использованием электронных средств обработки и передачи данных.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 октября 2021 года приказом Минтранса России от 20 сентября 2021 года N 320. - См. предыдущую редакцию)

Администрация порта информирует о решении указанных государственных контрольных органов пограничный орган, а также капитана судна (судовладельца или уполномоченное им лицо).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 марта 2011 года приказом Минтранса России от 3 ноября 2010 года N 239. - См. предыдущую редакцию)

9.1. В случае если основания для участия в государственном контроле лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных у должностных лиц государственных контрольных органов отсутствуют, контрольные действия, предусмотренные для соответствующего государственного контрольного органа пунктами 20-22 и 24-26 настоящей Типовой схемы, не осуществляются (пункт дополнительно включен с 8 марта 2011 года приказом Минтранса России от 3 ноября 2010 года N 239).

10. Государственный контроль членов экипажа судов, как правило, осуществляется на борту судна.

Государственный контроль пассажиров осуществляется в специально оборудованных зданиях, помещениях, сооружениях, предназначенных для обслуживания пассажиров.

Государственный контроль водителей транспортных средств, экспедиторов и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц, как правило, осуществляется после их схода с борта судна через специально оборудованные и предназначенные для этих целей терминалы.

Допускается осуществление государственного контроля пассажиров, водителей транспортных средств, экспедиторов и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц на борту судна по решению должностных лиц пограничного и таможенного органов на основании письменного обращения капитана судна (судовладельца или уполномоченного им лица).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»