МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 мая 2003 года N НС-59-р

Об утверждении Требований к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию



1. Утвердить прилагаемые Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию.

2. Признать утратившим силу руководящий технический материал РТМ 212.0095-79 "Требования техники безопасности к судам внутреннего и смешанного плавания и судовому оборудованию", утвержденный приказом Министерства речного флота РСФСР от 29 января 1980 года N 21.

Заместитель Министра
Н.Г.Смирнов

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Минтранса России
от 15 мая 2003 года N НС-59-р  

     


Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию

1. Общие положения

1.1. Назначение и применение Требований


Настоящие Требования устанавливают основные требования к конструкции судов всех типов и назначений внутреннего водного транспорта Российской Федерации и судовому оборудованию.

Проекты вновь строящихся и реконструируемых судов должны соответствовать настоящим Требованиям.

При строительстве и реконструкции судов длиной менее 25 м допускаются отступления от настоящих Требований в технически обоснованных случаях и при условии согласования проекта в целом или отдельного вопроса с органами государственного контроля.

1.2. Термины и определения


В целях настоящих Требований используются следующие термины и определения:

1.2.1. Постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени.

1.2.2. Временное рабочее место - место, необходимое для управления и контроля за работой устройств, используемых периодически, а также для ремонтных работ.

1.2.3. Пути сообщения - проходы горизонтальные, наклонные или вертикальные для передвижения людей на судне.

1.2.4. Вертикальные трапы - устройства для вертикального передвижения людей при помощи ступеней, скоб и т.д.

1.2.5. Наклонные трапы - устройства для сообщения между разными судовыми уровнями, имеющие горизонтальные, как правило, плоские ступени, а для сообщения с изменяющимся уровнем - эвольвентные или аналогичные ступени, обеспечивающие горизонтальность опорной поверхности.

1.2.6. Сходни - устройства для сообщения между берегом и судном или между двумя судами при помощи плоских помостов с поперечными упорными планками.

1.2.7. Забортные трапы - стационарные устройства для сообщения с внешними сооружениями (судном, шлюпкой или берегом).

1.2.8. Рабочая шлюпка (лодка) - шлюпка, предназначенная для перевозки экипажа судна и грузов (судового снабжения), а также выполнения некоторых видов забортных судовых работ.

1.2.9. Рабочая зона - пространство, ограниченное 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного пребывания работающих, и 1,85 м для временного пребывания работающих (ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. Госстандарт, 01.01.89).

1.2.10. Балясины - поперечные опоры штормтрапа.

1.2.11. Тетивы - продольные опоры (канаты) штормтрапа.

1.2.12. Нок - конец мачты, флагштока, стойки.

1.2.13. Скоростные суда - суда, скорость которых превышает 30 км/час.

1.2.14. Реконструкция судов - совокупность операций по изменению конструкции судна (элементов судна) с целью улучшения технико-эксплуатационных характеристик, условий труда и быта или с целью изменения его функционального значения.

1.3. Общие требования

1.3.1. Все находящиеся на судне люди должны быть защищены от воздействия опасных и вредных производственных факторов, происшествий, угрожающих здоровью и жизни (шум, вибрация, воздействия высокочастотных магнитных полей и другое; падение с высоты, за борт, ожоги, поражения электрическим током, отравления и пр.).

Устройства, в процессе эксплуатации которых могут выделяться вредные вещества, должны устанавливаться в изолированных помещениях, оборудованных принудительной вентиляцией.

1.3.2. На всех рабочих местах и путях сообщения настилы должны изготавливаться с учетом предотвращения скольжения.

1.3.3. Для перемещения нестационарных (переносных) устройств, изделий и деталей с массой более 25 кг должны быть предусмотрены грузоподъемные устройства (краны, лифты, тельферы, транспортеры, тали).

1.3.4. Конструкции и расположение всех устройств должны обеспечивать их безопасное, легкое использование и по возможности быть удобными при обслуживании.

1.3.5. Должен быть предусмотрен удобный доступ к оборудованию для обслуживания и ремонта, особенно к устройствам, расположенным на высоте и в стесненных местах.

1.3.6. Наружные части судовых конструкций на рабочих местах и в проходах не должны иметь острых кромок и углов. Если выступающие части оборудования обращены к проходу, необходимо предусматривать конструктивные меры безопасности.

1.3.7. Входные тамбуры или люки в жилые помещения, машинные и котельные, расположенные в районе перемещения буксирного каната, должны иметь ограждающие конструкции (например, буксирные арки).

1.3.8. Уклон палубы или отдельных ее участков относительно основной плоскости не должен превышать 5°.

1.3.9. Посещаемые отсеки (кладовые, помещения с установленным оборудованием) должны быть оборудованы настилом.

1.3.10. Люковые крышки должны оборудоваться устройствами, облегчающими открытие и фиксирующими их в открытом положении. Угол фиксации сходных люковых крышек должен быть не менее 90°.

1.3.11. Для безопасного и удобного проведения моечных и окрасочных работ в труднодоступных местах судна (стенки надстроек, рубок, фальштруб) должны быть предусмотрены стационарные или переносные устройства (трапы, лестницы).

1.3.12. На зеркалах, применяемых в качестве интерьера, а также на стеклянных дверях должны быть нанесены отличительные знаки (рисунки) произвольного характера и исполнения. В целях безопасности должны также устанавливаться горизонтальные поручни на расстоянии от зеркала (стекла) не менее 0,1 м.

1.3.13. Для предупреждения людей о возможной опасности и доведения до них необходимой информации в соответствующих местах судна необходимо применять сигнальные цвета и знаки безопасности в соответствии с действующими стандартами.

1.3.14. Сигнальные устройства должны быть установлены в зонах видимости и слышимости обслуживающего персонала.

1.3.15. На судах, имеющих класс "О" и выше, свободно стоящая мебель должна иметь штормовые крепления, а дверки шкафов, рундуков и выдвижных ящиков должны иметь фиксаторы, удерживающие их в закрытом положении.

1.3.16. Двери и люки аварийных выходов, а также аккумуляторных, малярных и других взрывопожароопасных помещений должны иметь запоры, конструкция которых предусматривает возможность открытия их изнутри без ключа.

1.3.17. Расположение и конструкция рукояток открытия дверей и крышек люков должны быть такими, чтобы расстояние от охватывающей руками поверхности рукоятки до ближайшей поверхности двери или дверного проема было не менее 0,05 м. Такое же требование распространяется на все виды поручней, служащих для опоры рук.

1.3.18. Люки (горловины), вырезы палубы, используемые для входа и выхода, должны иметь размер в свету не менее 0,45 x 0,6 м или иметь диаметр не менее 0,5 м.

1.4. Требования к ограждениям

1.4.1. По периметру открытых палуб, мостиков и надстроек, а также вокруг открытых площадок, расположенных на высоте более 0,5 м, должны предусматриваться фальшборт или леерные ограждения высотой не менее 1,1 м. Внутри помещений и отсеков судна высота ограждений должна предусматриваться не менее 1,0 м.

1.4.2. Леерное ограждение высотой 1,1 м должно быть четырехрядным, 1,0 м - трехрядным.

1.4.3. Отверстия и проемы в палубах, бортах, переборках, фальшборте должны предусматривать ограждающие устройства, исключающие возможность падения или травмирования людей в процессе эксплуатации судна.

1.4.4. Конструкция кожухов либо других приспособлений, ограждающих движущиеся и вращающиеся части оборудования, должна:

обладать достаточной жесткостью и прочностью;

иметь соединения и крепления, не разрушающиеся от вибрации;

не являться источником шума;

не затруднять обслуживание механизма;

иметь блокировки, препятствующие работе механизмов при открытом ограждении;

закрепляться на петлях при необходимости частого контроля закрытых механизмов. При этом предусматривается возможность закрепления ограждений в открытом и закрытом положении; их внутренняя поверхность окрашивается в красный цвет.

1.4.5. Допускается не устанавливать на несамоходных судах без жилых помещений стационарное леерное ограждение, если будет предусмотрено устройство для крепления карабина страховочного пояса и конструкция устройства обеспечивает возможность застропки карабина в любой точке палубы и свободного перемещения человека вокруг трюма (бункера) без перестройки карабина.

Места расположения устройства для крепления карабина страховочного пояса и поручня (могут быть совмещены) должны исключать их повреждение грузом и грузозахватными приспособлениями.

1.4.6. Леерное ограждение трапов и тетива вертикальных трапов должны быть непрерывными.

1.4.7. Конструкция леерных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям:

1.4.7.1. Ограждения должны надежно перекрывать открытые проемы.

1.4.7.2. В местах подачи сходен должны предусматриваться дверцы или съемные, телескопические, откидные и тому подобные виды ограждений.

1.4.7.3. Съемные ограждения должны иметь специальные карабины, конструкция которых обеспечивает: быстроту установки и легкость снятия ограждений; надежность, исключающую самопроизвольное расцепление под действием веса падающего на ограждения человека.

1.4.7.4. В закрытом помещении дверцы и цепочки должны надежно фиксироваться.

1.4.7.5. При открытых дверцах или снятых цепочках смежное ограждение должно оставаться устойчивым.

1.4.7.6. Тросовое ограждение должно иметь устройства для быстрого натяжения.

1.4.7.7. Конструкция ограждения с заваливающимися стойками должна обеспечивать возможность удобного и быстрого подъема и опускания одним человеком.

1.4.7.8. Нижний пруток леерного ограждения должен располагаться на высоте 0,23 м от настила.

1.4.7.9. Расстояние между стойками леерного ограждения не должно превышать трех шпаций.

1.4.7.10. Поверхность ограждений не должна иметь заусенцев, шипов и других неровностей.

1.4.7.11. Длина цепного ограждения (расстояние между стойками цепного ограждения) не должна превышать 1,0 м.

1.4.7.12. Стрела провиса цепного ограждения не должна быть более 0,04 м.

1.4.8. Штормовые захваты (короткие поручни) должны размещаться на вырезах палубы над трапами, на рабочих местах, в служебных и санитарных помещениях.

1.4.9. Комингсы люков грузовых трюмов должны быть высотой не менее 1 м.

Примечание. Это требование не касается судов с гидромеханизированной погрузкой и выгрузкой.

1.4.10. В районах установки кнехтов и киповых планок леерное ограждение или фальшборт не должны иметь частей, требующих изменения их положения при работе со швартовами.

1.4.11. Зазоры (разрывы) между леерными ограждениями, а также между ограждениями и другими конструкциями судна не должны превышать 0,15 м.

1.4.12. Зазор между любой точкой поверхности кнехта и ближайшей к нему конструкцией фальшборта или леерного ограждения не должен быть менее 0,15 м.

1.5. Требования к устройству рабочих мест

1.5.1. Площадь рабочего места должна быть достаточной для удобного производства работ.

1.5.2. На постоянных рабочих местах должна быть обеспечена свободная высота для работы стоя не менее 2,0 м; на временных рабочих местах - не менее 1,85 м.

1.5.3. С рабочего места должен быть обеспечен хороший обзор рабочей зоны и всех обязательных объектов наблюдения. Из рулевой рубки буксира, толкача, ледокола и обстановочного катера должна быть обеспечена видимость кормовой оконечности и носовых упоров.

1.5.4. Рабочие места, расположенные на высоте более 0,5 м над уровнем настила, должны иметь площадки, окаймленные бортиком и оснащенные ограждениями, а также соответствующим образом оборудованный доступ на площадку.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»