ПРИКАЗ
от 23 декабря 2009 года N 22-3-5091
О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда
В соответствии с пунктом 14 плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года N 170-р, и в целях снижения смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактики и своевременного выявления профессиональных заболеваний
приказываю:
1. Утвердить Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда согласно приложению.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
проводить мониторинг условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации;
представлять в федеральное государственное учреждение "ВНИИ охраны и экономики труда" Росздрава сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда.
3. Федеральному государственному учреждению "ВНИИ охраны и экономики труда" Росздрава осуществлять научно-методическое сопровождение общероссийского мониторинга условий и охраны труда и представлять в Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства (Н.В.Жарова) информационно-аналитические материалы о его проведении.
4. Департаменту заработной платы, охраны труда и социального партнерства (Н.В.Жарова) обеспечить единое методическое сопровождение общероссийского мониторинга условий и охраны труда.
5. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2010 года.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Л.Сафонова.
Министр
Т.А.Голикова
Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда
1. Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 14 плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года N 170-р.
2. Положение определяет порядок организации и проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее - Мониторинг).
3. Целью Мониторинга является комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее улучшению.
4. Основными объектами Мониторинга являются:
а) состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;
б) уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
в) компенсации работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
г) сведения о социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
д) результаты государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
е) результаты проведения государственной экспертизы условий труда;
ж) информация о реализации в субъектах Российской Федерации государственной политики в области охраны труда, Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 года N 586;
з) информация о разработке и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
и) результаты проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
к) информация о соответствии организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
л) результаты добровольного декларирования организациями соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
м) информация о реализации мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;
н) сведения об обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами, лечебно-профилактическим питанием;
о) сведения об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим, проведении проверки знаний работниками требований охраны;
п) сведения о проведении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований), включая психофизиологические обследования отдельных категорий работников потенциально опасных производств в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и медицинскими рекомендациями;
р) сведения о предоставлении досрочных трудовых пенсий гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
5. Проведение Мониторинга обеспечивает:
а) информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда;
б) осуществление прогнозирования развития важнейших процессов в сфере охраны труда;
в) формирование ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда.
6. Мониторинг проводится Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство).
Мониторинг проводится с участием (далее - участники Мониторинга):
а) Федеральной службы по труду и занятости;
б) Фонда социального страхования Российской Федерации;
в) Федеральной службы государственной статистики;
г) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
д) Пенсионного фонда Российской Федерации.
7. Участники Мониторинга представляют сведения, необходимые для проведения Мониторинга по формам отчетности, предусмотренным приложением N 1 к Положению, на бумажном носителе и в электронном виде. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда представляют сведения, необходимые для проведения Мониторинга, согласно приложению N 2 к Положению, в федеральное государственное учреждение "ВНИИ охраны и экономики труда" Росздрава.
8. Федеральное государственное учреждение "ВНИИ охраны и экономики труда" Росздрава осуществляет:
а) сбор сведений, необходимых для проведения Мониторинга;
б) обобщение сведений, необходимых для проведения Мониторинга, согласно приложению N 3 к Положению;
в) анализ полученных сведений;
г) систематизацию и хранение сведений о результатах Мониторинга;
д) ежеквартальное представление результатов Мониторинга в Министерство, участникам Мониторинга, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
9. Министерство осуществляет:
а) единое методическое обеспечение Мониторинга;
б) подготовку предложений по реализации мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактику и своевременное выявление профессиональных заболеваний и сохранение профессионального здоровья работников.
Перечень форм отчетности, по которым представляются сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, и сроков ее представления
Сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, представляемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
Сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, представляемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, включают:
1) сведения о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 года N 586 (далее - Программа), - представляются в соответствии с перечнем целевых показателей Программы;
2) сведения о разработке и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда - представляются в соответствии с перечнем показателей, определяемых в территориальных целевых программах по улучшению условий и охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на определенный период, и обобщаемых ими по муниципальным образованиям;
3) сведения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда: