Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 19 ноября 2009 года N 403

Об утверждении Правил нотариального делопроизводства

(с изменениями на 23 ноября 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 мая 2014 года на основании
приказа Минюста России от 16 апреля 2014 года N 78
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минюста России от 8 апреля 2010 года N 81 (Российская газета, N 93, 30.04.2010);

приказом Минюста России от 23 ноября 2010 года N 360 (Российская газета, N 283, 15.12.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года).

____________________________________________________________________


В соответствии со статьями 9, 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4855; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 27, ст.2717; 2006, N 27, ст.2881; 2007, N 1, ст.21; N 27, ст.3213; N 41, ст.4845; N 43, ст.5084; 2008, N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.14, 20; N 29, ст.3642):

1. Утверждаю прилагаемые Правила нотариального делопроизводства (пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2010 года приказом Минюста России от 8 апреля 2010 года N 81, - см. предыдущую редакцию).

2. Приказ вступает в силу с 1 января 2011 года (пункт дополнительно включен с 11 мая 2010 года приказом Минюста России от 8 апреля 2010 года N 81).

Министр
А.Коновалов

         

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

17 декабря 2009 года,

регистрационный N 15675

УТВЕРЖДЕНЫ
решением правления
Федеральной нотариальной палаты
от 18 ноября 2009 года N 11/09

приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 19 ноября 2009 года N 403

     
Правила нотариального делопроизводства

(с изменениями на 23 ноября 2010 года)

     

I. Общие положения

1. Правила нотариального делопроизводства (далее - Правила), разработанные во исполнение статей 9, 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4855; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 27, ст.2717; 2006, N 27, ст.2881; 2007, N 1, ст.21; N 27, ст.3213; N 41, ст.4845; N 43, ст.5084; 2008, N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.14, 20; N 29, ст.3642) (далее - Основы), устанавливают единый порядок работы с документами нотариусов в Российской Федерации, осуществления контроля за исполнением правил нотариального делопроизводства, а также передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу.

Правила регулируют документирование и документооборот с момента создания или получения документов до передачи их в архив или уничтожения, включая порядок работы с документами, контроль, ведение и заполнение документов, связанных с совершением нотариальных действий, составление номенклатуры дел, подготовку документов к хранению или уничтожению.

Правила не устанавливают порядок совершения нотариальных действий, формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей нотариуса на сделках и свидетельствуемых документах.

2. Делопроизводство ведется нотариусами на русском языке, являющемся в соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации (Российская газета, 1993, N 237; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.152; N 7, ст.676; 2001, N 24, ст.2421; 2003, N 30, ст.3051; 2004, N 13, ст.1110; 2005, N 42, ст.4212; 2006, N 29, ст.3119; 2007, N 1, ст.1; N 30, ст.3745; 2009, N 1, ст.1, 2) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории. В случае установления республикой, находящейся в составе Российской Федерации, государственного языка республики делопроизводство наряду с государственным языком Российской Федерации может вестись также на государственном языке республики.

Оформление всех видов документов (документирование) в нотариальном делопроизводстве осуществляется на бумажных носителях. Для учета и справочно-информационного обеспечения нотариальной деятельности могут создаваться, обрабатываться и храниться в базах данных электронные копии документов, регистрационно-контрольные и учетные формы, а также передаваться и приниматься электронные сообщения, не имеющие юридической силы, если это не противоречит положениям Основ и иных нормативных правовых актов в данной сфере.

3. Ответственность за организацию и правильное ведение делопроизводства, организацию хранения, учета и использования нотариальных архивных документов, а также за сдачу нотариальных архивных документов в соответствующий архив на постоянное хранение несут:

нотариус, занимающийся частной практикой;

в государственной нотариальной конторе - один из нотариусов, определенный приказом территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации (далее - территориальный орган).

4. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе возложить ведение делопроизводства на одного из своих работников. В государственной нотариальной конторе ведение делопроизводства также может быть возложено приказом территориального органа на одного из работников, не являющегося нотариусом. При возложении ведения нотариального делопроизводства на лицо, не являющееся нотариусом, ответственность за организацию и ведение нотариального делопроизводства несут нотариусы, указанные в пункте 3 Правил.

Работникам нотариуса, занимающегося частной практикой, и государственной нотариальной конторы при приеме на работу разъясняются положения статьи 5 Основ о запрете разглашения сведений или оглашения документов, имеющих отношение к совершению нотариальных действий.

5. Контроль за исполнением Правил нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют территориальные органы.

Контроль за исполнением Правил нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют территориальные органы совместно с нотариальными палатами в порядке, установленном разделом XIII Правил.

Проверка исполнения Правил проводится один раз в четыре года.

II. Оформление документов (документирование нотариальной деятельности)

     

Организационно-распорядительные документы

6. В процессе совершения нотариального действия (или отказа в его совершении) нотариус оформляет следующие организационно-распорядительные документы, непосредственно связанные с совершением нотариального действия, но не касающиеся документального оформления этого действия:

постановление (кроме постановлений, связанных в соответствии с действующим законодательством с документальным оформлением нотариального действия, а именно постановления о выдаче денежных средств на похороны наследодателя, постановления об аннулировании ранее выданного свидетельства о праве на наследство и др.);

распоряжение;

поручение;

запрос об истребовании сведений и документов.

7. Организационно-распорядительные документы нотариуса имеют следующие реквизиты:

наименование нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (на документах нотариусов, занимающихся частной практикой) (абзац дополнительно включен с 1 января 2011 года приказом Минюста России от 23 ноября 2010 года N 360);

наименование нотариального округа или государственной нотариальной конторы;

фамилия, инициалы, должность нотариуса;

дата и номер приказа территориального органа о назначении на должность нотариуса;

вид документа (постановление, распоряжение и т.д.);

наименование документа (об отказе в совершении нотариального действия и т.д.);

дата;

регистрационный номер;

место составления;

текст документа;

подпись нотариуса;

оттиск печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

8. Текст организационно-распорядительного документа может подразделяться на вводную (преамбулу) и распорядительную части. Преамбула составляется, если предписываемые действия нуждаются в обосновании и разъяснении.

9. Организационно-распорядительные документы регистрируются в журнале организационно-распорядительных документов (приложение N 1).

10. Подлинники организационно-распорядительных документов помещаются в соответствующие номенклатурные дела нотариуса.

11. Порядок подготовки и оформления документов, создаваемых нотариусом и связанных с документальным оформлением нотариальных действий, регламентируется соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Письма

12. Документы нотариуса, не связанные с документальным оформлением нотариального действия (ответы на запросы, поступившие нотариусу; информационные сообщения в нотариальные палаты; сопроводительные записки к статистическим отчетам; уведомления; справки и другие аналогичные документы), оформляются как письма с использованием личного бланка нотариуса в соответствии с разделом V Правил.

13. Письма нотариуса содержат следующие реквизиты:

наименование нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (на документах нотариусов, занимающихся частной практикой) (абзац дополнительно включен с 1 января 2011 года приказом Минюста России от 23 ноября 2010 года N 360);

фамилия, инициалы, должность нотариуса;

наименование нотариального округа или государственной нотариальной конторы;

место составления;

дата;

исходящий регистрационный номер;

адресат;

текст;

отметка о наличии приложения;

подпись нотариуса.

Справки о совершенных нотариальных действиях, выдаваемые нотариусом в соответствии со статьей 5 Основ, кроме вышеуказанных реквизитов содержат наименование, ссылку на документ, на основании которого они выдаются; оттиск печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. В справках могут указываться дата и номер приказа территориального органа о назначении на должность нотариуса.

14. Адресат письма указывается следующим образом.

При направлении письма в организацию или ее структурное подразделение наименование организации и структурного подразделения указываются в именительном падеже, например:

Министерство юстиции
Российской Федерации
Департамент
организации и контроля


При направлении письма конкретному должностному лицу наименование организации и структурного подразделения указываются в именительном падеже, должность и фамилия - в дательном, например:

Министерство экономического
развития и торговли
Российской Федерации
Департамент правового обеспечения
Главному специалисту-эксперту

И.О.Фамилия


При адресовании письма руководителю организации ее наименование входит в состав наименования должности адресата, например:

Генеральному директору
общества с ограниченной
ответственностью "Агропром"

И.О.Фамилия


При адресовании письма физическому лицу указываются его инициалы, фамилия, название улицы, номер дома, квартиры; название населенного пункта (город, поселок и т.д.); название района; название республики, края, области, автономного округа (области); название страны (для международных почтовых отправлений); почтовый индекс, например:

И.О.Фамилия

ул.Садовая, д.5, кв.12,
г.Липки, Киреевский р-н,
Тульская обл., 301264

15. Дата письма, как правило, оформляется в день подписания при его регистрации.

Дата письма может оформляться как словесно-цифровым способом, например: 07 июля 2009 г., так и арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год, например: 07.07.2009.

16. В состав реквизита "подпись" входят: наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись и ее расшифровка, например:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»