Недействующий

О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"



За период, прошедший со времени принятия Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года, существенно изменилось законодательство, регулирующее отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В частности, была принята часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации, внесены значительные изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, законодательство об акционерных обществах, приняты Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве", сформулированы значимые правовые позиции Европейским Судом по правам человека, Конституционным Судом Российской Федерации, влияющие на развитие процессуального права и формирование судебной арбитражной практики, даны многочисленные разъяснения по вопросам практики применения арбитражного процессуального законодательства Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вопросы совершенствования процессуального законодательства нашли отражение в итоговых документах VI и VII Всероссийских съездов судей, ориентированных на решение задач повышения эффективности и качества правосудия, укрепления доверия к органам судебной власти.

Названные обстоятельства обусловили необходимость внесения изменений в арбитражное процессуальное законодательство, направленных на совершенствование механизма разрешения споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обеспечение гарантий доступности правосудия и реализации права на судебную защиту, адекватно отражающие развитие права и правоприменительной практики, в связи с чем и был подготовлен данный законопроект, основные положения которого сводятся к следующему.

1. В законопроекте предлагаются изменения, направленные на дальнейшее развитие института арбитражных заседателей. Данные изменения учитывают более чем десятилетнюю практику применения этого института арбитражными судами, а также подходы Конституционного Суда Российской Федерации к его оценке с позиций конституционности (постановление от 25 марта 2008 года N 6-П).

В связи с этим предлагается закрепить в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - АПК РФ) такой порядок формирования состава суда с участием арбитражных заседателей, который исключал бы влияние на него лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, устранив предусмотренную в настоящее время возможность выбора кандидатур арбитражных заседателей сторонами спора.

2. В целях повышения гарантий открытостиарбитражной судебной системы и гласности судебного разбирательства предлагается закрепить в АПК РФ правило о возможности ознакомления лиц, участвующих в деле, с особым мнением судьи.

С учетом места Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в судебной системе Российской Федерации, его роли в развитии права в проекте предусматривается, что в таком же порядке, как и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретным делам должны публиковаться в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации особые мнения судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, участвовавших в принятии данного постановления, а также размещаться на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

3. В проекте предлагается установить последовательное движение дел через судебные инстанции, при котором судебные акты арбитражного суда первой инстанции обжалуются в арбитражный суд апелляционной инстанции, а судебные акты арбитражного суда апелляционной инстанции - в арбитражный суд кассационной инстанции. Указанные правила направлены на повышение эффективности судопроизводства, четкое разграничение полномочий арбитражных судов различных судебных инстанций, предупреждение злоупотреблений процессуальными правами со стороны недобросовестных участников процесса, что, в свою очередь, позволит обеспечить правовую определенность и стабильность судебных актов.

4. Задачам обеспечения стабильности гражданского оборота и правовой определенности в правоотношениях спорящих сторон служит институт процессуальных сроков. Разбирательство дела в разумный срок рассматривается в Конвенции о защите прав человека и основных свобод в качестве важной гарантии справедливого судебного разбирательства.

В связи с этим в проекте предлагается оптимизировать и дифференцировать сроки рассмотрения дел в арбитражных судах с учетом характера спора, стадии судебного разбирательства (судебной инстанции), а также уточнить порядок их исчисления.

5. В проекте предусматривается исключение из подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как суда первой инстанции дел по экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации, к числу которых в основном относятся споры о правах на недвижимое имущество, и отнесение этих дел к подсудности арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Предлагаемое изменение направлено на обеспечение применения правил исключительной подсудности по искам о правах на недвижимое имущество, которые согласно статье 38 АПК РФ должны предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения объекта недвижимого имущества, а также на расширение гарантий реализации права на обжалование решений, принимаемых по таким делам, в обычном (ординарном) порядке.

6. Эффективная деятельность суда невозможна без использованиясовременных компьютерных технологий в организации судопроизводства, а также непосредственно при рассмотрении судебных дел. Поэтому в законопроекте предлагается закрепить возможность (с последующей конкретизацией в законе об электронном обеспечении правосудия) подачи искового заявления через официальный сайт соответствующего арбитражного суда в сети Интернет, направления по электронной почте электронных документов и документов, переведенных в цифровую форму, а также использования доказательств, полученных посредством видеоконференцсвязи. Это позволит сократить расходы лиц, участвующих в деле, связанные с рассмотрением дела в суде (расходы на проезд и проживание по месту пребывания арбитражного суда).

7. В законопроекте предусматривается усовершенствование порядка извещения лиц, участвующих в деле, устранение некоторых проблем,связанных с извещением, в частности предлагается направлять судебные извещения по месту нахождения юридического лица, которое определяется по адресу, указанному в Едином государственном реестреюридических лиц. На основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей предлагается определять и место жительства индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, устанавливается правило, в соответствии с которым лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, в котором указываются реквизиты суда и информационные ресурсы, а также лица, привлеченные к участию в деле, после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу должны предпринимать меры, направленные на получение информации о ходе движения дела с использованием любых источников такой информации и средств связи.

Тем самым в АПК РФ предлагается предусмотреть для заинтересованных лиц дополнительные возможности получения информации о движении их дела, что позволит избежать многих негативных последствий, связанных с несвоевременной доставкой судебных извещений по почте, в том числе препятствий для реализации права на судебную защиту по причине ненадлежащего извещения участников судопроизводства.

8. В целях устранения пробельности арбитражного процессуального законодательства, неопределенности в толковании и применении отдельных его положений предлагается внести уточнения в порядок разрешения вопросов о судебных расходах, в определение субъектного состава органов, решения и действия которых могут быть обжалованы в арбитражном суде, в порядок выдачи исполнительных листов, в правила привлечения к ответственности за неисполнение судебного акта и другие положения АПК РФ.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка