МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ


от 26 ноября 2009 года N 216


Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам"

(с изменениями на 12 августа 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 27 июня 2011 года N 170 (Российская газета, N 174, 10.08.2011);

приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 143 (Российская газета, N 156, 11.07.2012);

приказом Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 48 (Российская газета, N 172, 01.08.2014);

приказом Минтранса России от 15 января 2016 года N 6 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.02.2016, N 0001201602180018);

приказом Минтранса России от 24 октября 2016 года N 297 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2016, N 0001201611280022);

приказом Минтранса России от 12 августа 2020 года N 299 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.11.2020, N 0001202011200071).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616) и в целях реализации Конвенции о Международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам".

2. Не применять на территории Российской Федерации Положение о классификации специалистов гражданской авиации СССР, утвержденное Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 года N 44/И.

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 30 дней со дня официального опубликования.

Министр
И.Левитин


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
15 января 2010 года,
регистрационный N 15996

     

     

Приложение


Федеральные авиационные правила "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам"

(с изменениями на 12 августа 2020 года)

     

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам" (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

2. Настоящие Правила устанавливают требования к диспетчерам управления воздушным движением (далее - диспетчер УВД) и парашютистам-инструкторам при осуществлении соответствующей деятельности в Российской Федерации при выдаче соответствующих свидетельств, продления срока их действия, внесении квалификационных отметок, классной квалификации и допуске к работе.

3. К выполнению функциональных обязанностей диспетчера УВД не допускаются лица, не имеющие при себе действующего свидетельства.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2014 года приказом Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 48. - См. предыдущую редакцию)

4. Диспетчеры УВД осуществляют деятельность по обслуживанию воздушного движения в пределах квалификационных отметок и отметок о допуске к работе на конкретном диспетчерском пункте (секторе) обслуживания воздушного движения, внесенных в установленном порядке в свидетельство, а также установленного срока его действия и при наличии действующего медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД, кроме случаев, когда сфера деятельности диспетчера УВД ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД. В свидетельствах диспетчеров УВД приводятся сведения, установленные в Приложении к настоящим Правилам.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2012 года приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 143. - См. предыдущую редакцию)

5. Медицинское освидетельствование диспетчеров УВД и парашютистов-инструкторов осуществляется в соответствии с положениями федеральных авиационных правил, регламентирующих порядок медицинского освидетельствования.

6. Медицинское заключение о признании годным к работе является неотъемлемой частью свидетельства. Обладатели свидетельств перестают пользоваться правами, предусмотренными соответствующими квалификационными отметками, когда они узнают об ухудшении состояния здоровья, которое могло бы помешать им безопасно и надлежащим образом осуществлять данные им права.

7. Обладатель свидетельства осуществляет права, предусмотренные квалификационными отметками и отметками о допуске к работе, внесенными в свидетельство, лишь в том случае, если он сохраняет свою квалификацию, соответствующую требованиям профессиональной пригодности.

8. В целях продления срока действия свидетельства диспетчер УВД должен подтверждать свою квалификацию в рамках имеющейся квалификационной отметки (отметок) путем демонстрации при проведении проверок (тестирования) надлежащих теоретических знаний и практических навыков со следующей периодичностью:

диспетчер УВД 1 класса - один раз в три года;

диспетчер УВД 2 класса - один раз в два года;

диспетчер УВД 3 класса - ежегодно.

Абзац исключен с 12 августа 2014 года - приказ Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 48 - см. предыдущую редакцию:

абзац исключен с 12 августа 2014 года - приказ Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 48 - см. предыдущую редакцию;

абзац исключен с 12 августа 2014 года - приказ Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 48 - см. предыдущую редакцию;

абзац исключен с 12 августа 2014 года - приказ Минтранса России от 25 февраля 2014 года N 48 - см. предыдущую редакцию.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2012 года приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 143. - См. предыдущую редакцию)

9. Диспетчер УВД не должен подвергаться дополнительным проверкам (тестированию) теоретических знаний до окончания срока действия свидетельства, если осуществляет свою деятельность без получения очередной квалификационной отметки или повышения классной квалификации, за исключением случаев, когда действия данного диспетчера УВД привели к авиационному происшествию или авиационному инциденту.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 24 октября 2016 года N 297. - См. предыдущую редакцию)

10. Тематика вопросов при проведении проверки (тестировании) теоретических знаний на подтверждение классной квалификации не должна выходить за рамки подтверждаемой квалификационной отметки (квалификационных отметок) и отметок о допуске к самостоятельной работе, внесенных в свидетельство.

11. В целях поддержания надлежащего уровня знаний для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения установлены следующие требования по периодичности прохождения курсов повышения и поддержания квалификации персонала:

руководящий состав должен пройти курсы повышения квалификации один раз в пять лет.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2012 года приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 143; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 24 октября 2016 года N 297. - См. предыдущую редакцию)

Руководители полетов, старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы (включая диспетчеров-инструкторов тренажера), диспетчеры УВД должны проходить курсы повышения квалификации по программам в соответствии с занимаемой должностью в образовательных организациях среднего профессионального или высшего образования гражданской авиации или авиационных учебных центрах один раз в три года.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 24 октября 2016 года N 297. - См. предыдущую редакцию)

Лица, имеющие допуск к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка, проходят курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку по совмещенной программе (абзац в редакции, введенной в действие с 21 августа 2011 года приказом Минтранса России от 27 июня 2011 года N 170, - см. предыдущую редакцию).

12. Диспетчеры УВД, осуществляющие районное диспетчерское обслуживание (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля района УВД) на международных трассах, а также диспетчерское обслуживание подхода (диспетчер процедурного и радиолокационного контроля подхода) и аэродромное диспетчерское обслуживание (диспетчер аэродрома, диспетчер посадочного радиолокатора) на международных аэродромах, должны демонстрировать способность говорить на языке, используемом в радиотелефонной связи, и понимать его не ниже чем на 4 (рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО.

________________

Приложение N 1 к Конвенции о международной гражданской авиации, Doc ICAO 9835 AN/453 "Руководство по внедрению требований ИКАО к владению языком". Конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., Международные воздушные сообщения СССР: Сборник документов. Том 3. Москва, 1970; официальный сайт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.icao.int. Вступила в силу для СССР 14.11.1970 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 01.10.1970 N 836-284.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2020 года приказом Минтранса России от 12 августа 2020 года N 299. - См. предыдущую редакцию)


Требование применяется к диспетчерам УВД, осуществляющим радиотелефонную связь с воздушными судами.     

(Абзац дополнительно включен с 1 декабря 2020 года приказом Минтранса России от 12 августа 2020 года N 299)        

13. Диспетчеры УВД, допущенные к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 4 (рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку не реже одного раза в три года (пункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2011 года приказом Минтранса России от 27 июня 2011 года N 170, - см. предыдущую редакцию).

14. Диспетчеры УВД, допущенные к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 5 (продвинутом) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку не реже одного раза в шесть лет (пункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2011 года приказом Минтранса России от 27 июня 2011 года N 170, - см. предыдущую редакцию).

14.1. В случае, когда срок прохождения обладателем действующего свидетельства диспетчера УВД языковой аттестации по английскому языку, предусмотренной пунктами 13 и 14 настоящих Правил для соответствующих уровней по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, попадает в периоды действия режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, ее прохождение переносится на шесть месяцев.     

(Пункт дополнительно включен с 1 декабря 2020 года приказом Минтранса России от 12 августа 2020 года N 299)

15. Диспетчеры УВД, допущенные к обслуживанию воздушного движения с применением английского языка и демонстрирующие знание английского языка на 6 (профессиональном) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, освобождаются от прохождения языковой аттестации по английскому языку (пункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2011 года приказом Минтранса России от 27 июня 2011 года N 170, - см. предыдущую редакцию).

II. Требования к кандидатам для получения свидетельства и квалификационной отметки

16. Для получения свидетельства диспетчера УВД с внесением в него квалификационной отметки кандидат должен отвечать требованиям, изложенным в настоящем пункте, и соответствовать требованиям настоящих Правил при получении квалификационных отметок:

1) возраст - не моложе 18 лет;

2) образование - среднее профессиональное или высшее образование, курсы профессиональной переподготовки;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2016 года приказом Минтранса России от 24 октября 2016 года N 297. - См. предыдущую редакцию)

3) кандидат получил знания по крайней мере в следующих областях:

а) документы, регламентирующие деятельность диспетчера УВД;

б) принципы, использование и ограничения оборудования, применяемого при обслуживании воздушного движения;

в) аэродинамика и летно-технические характеристики воздушных судов, принципы полета и эксплуатации воздушных судов;

г) применение и понимание метеорологической информации, возникновение и характеристики опасных явлений погоды, измерение метеоэлементов;

д) основные положения аэронавигации, принципы, ограничения и точность навигационных систем и визуальных средств;

е) теория и практика обслуживания (управления) воздушного движения, виды обслуживания воздушного движения, общие правила радиообмена и типовой фразеологии;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2012 года приказом Минтранса России от 14 мая 2012 года N 143. - См. предыдущую редакцию)

ж) практические методы обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, авиационные происшествия, связанные с недостатками при обслуживании воздушного движения;

з) английский язык (для кандидатов, предполагающих осуществлять функциональные обязанности с применением английского языка);

4) опыт (приобретенные навыки в процессе стажировки) - заключение диспетчера-инструктора о возможности допуска к самостоятельной работе и заключение диспетчера-инструктора диспетчерского тренажера;

5) состояние здоровья - действующее медицинское заключение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к диспетчерам УВД, за исключением случаев, когда сфера деятельности кандидата ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о годности к работе по результатам медицинского освидетельствования.

17. Требования, предъявляемые при внесении квалификационных отметок диспетчера аэродрома, диспетчера процедурного и радиолокационного контроля подхода, диспетчера посадочного радиолокатора, диспетчера процедурного и радиолокационного контроля района УВД в свидетельство диспетчера УВД:

1) кандидат:

а) закончил учебное заведение гражданской авиации по соответствующей специализации или курсы профессиональной переподготовки (профессиональные курсы обучения);

б) дополнительно получил знания, которые соответствуют правам, предоставляемым квалификационными отметками, указанными в пункте 17 в нижеперечисленных областях в той степени, в какой они затрагивают круг служебных функциональных обязанностей:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»