Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ПРИКАЗ

     
от 23 октября 2009 года N 267-э/8

     

Об утверждении Методических указаний по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике

(с изменениями на 3 ноября 2022 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2024 года на основании
приказа ФАС России от 15 ноября 2022 года N 810/22
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФСТ России от 23 сентября 2010 года N 233-э/1 (Российская газета, N 246, 29.10.2010);

приказом ФАС России от 30 апреля 2019 года N 551/19 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.05.2019, N 0001201905300007);

приказом ФАС России от 3 ноября 2022 года N 781/22 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.11.2022, N 0001202211290020) (вступил в силу c 1 января 2023 года).

____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст.3049; 2006, N 3, ст.301; N 23, ст.2522; N 48, ст.5032; N 50, ст.5354; 2007, N 16, ст.1912; N 25, ст.3039; N 32, ст.4145; 2008, N 7, ст.597; N 17, ст.1897; N 23, ст.2719; N 38, ст.4309; N 46, ст.5337; 2009, N 1, ст.142; N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 9, ст.1119; N 18 (часть 2), ст.2249), постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 года N 738 "О порядке формирования перспективного источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 51, ст.5526; 2007, N 26, ст.3192; 2008, N 22, ст.2577; 2009, N 32, ст.4040) (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 738), а также в целях реализации пункта 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст.791; 2005, N 1 (часть 2), ст.130; N 43, ст.4401; N 47, ст.4930; N 51, ст.5526; 2006, N 23, ст.2522; N 36, ст.3835; N 37, ст.3876; 2007, N 1 (часть 2), ст.282; N 14, ст.1687; N 16, ст.1909; 2008, N 2, ст.84; N 25, ст.2989; N 27, ст.3285, 2009, N 8, ст.980; N 8, ст.981; N 8, ст.982; N 12, ст.1429; N 25, ст.3073, N 26, ст.3188; N 32, ст.4040; N 38, ст.4479; N 38, ст.4494), на основании протокола Правления ФСТ России от 23 октября 2009 года N 62-э

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - Методические указания).

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по тарифам от 24 августа 2004 года N 45-э/4 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике" (зарегистрировано Минюстом России 24 сентября 2004 года, регистрационный N 6042), с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Федеральной службы по тарифам от 24 мая 2005 года N 211-э/1 (зарегистрировано Минюстом России 9 июня 2005 года, регистрационный N 6698), от 31 июля 2007 года N 137-э/5 (зарегистрировано Минюстом России 20 августа 2007 года, регистрационный N 10022).

3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.

Руководитель
Федеральной службы
по тарифам
С.Новиков

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
17 ноября 2009 года,
регистрационный N 15243

     

Приложение N 1

     
Методические указания по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике

(с изменениями на 3 ноября 2022 года)


I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по расчету цен (тарифов) и предельных минимальных и (или) максимальных уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1177; 2004, N 35 ст.3607; 2005, N 1 (часть 1), ст.37; 2006, N 52 (часть 1), ст.5498; 2007, N 45, ст.5427; 2008, N 29 (часть 1), ст.3418, N 52 (часть 1), ст.6236) (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст.1316; 1999, N 7, ст.880; 2003, N 2, ст.158; N 13, ст.1180; N 28, ст.2894; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1 (часть 1), ст.37; N 49, ст.5125, N 52 (часть 1), ст.5597; 2006, N 1, ст.10; 2007, N 43, ст.5084; N 45, ст.5427; 2008, N 52 (часть 1), ст.6236) (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть 1), ст.3429; 2002, N 1 (часть 1), ст.2; 2003, N 2, ст.168; N 13, ст.1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст.10; N 19, ст.2063; 2007, N 1 (часть 1), ст.21; N 43, ст.5084; N 46, ст.5557; 2008, N 52 (часть 1), ст.6236), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст.791; 2005, N 1 (часть 2), ст.130; N 43, ст.4401; N 47, ст.4930; N 51, ст.5526; 2006, N 23, ст.2522; N 36, ст.3835; N 37, ст.3876; 2007, N 1 (часть 2), ст.282; N 14, ст.1687; N 16, ст.1909; 2008, N 2, ст.84; N 25, ст.2989; N 27, ст.3285, 2009, N 8, ст.980; N 8, ст.981; N 8, ст.982; N 12, ст.1429; N 25, ст.3073, N 26, ст.3188; N 32, ст.4040; N 38, ст.4479; N 38, ст.4494).

2. Методические указания определяют основные положения по расчету:

а) цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков электрической энергии и осуществления проектирования развития электроэнергетических систем (далее - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года приказом ФАС России от 3 ноября 2022 года N 781/22. - См. предыдущую редакцию)

б) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности (далее - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года приказом ФАС России от 3 ноября 2022 года N 781/22. - См. предыдущую редакцию)

Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - регулирующие органы), субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

3. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе N 35-ФЗ и Основах ценообразования.

     

II. Основные методические положения по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике

4. Расчет цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы (далее - цены (тарифы) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики (далее - предельные уровни цен (тарифов) осуществляется исходя из принципа обязательного раздельного учета доходов и расходов субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по видам деятельности в соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования.

Принципы раздельного учета доходов и расходов на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы и услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики определяются учетной политикой субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

5. Исходными данными для расчета цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов) являются:

расчетный (плановый) объем необходимой валовой выручки, требуемый для возмещения экономически обоснованных расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, связанных с оказанием соответствующих услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и обеспечения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике необходимой прибылью, а также средствами для уплаты всех налогов и иных обязательных платежей;

расчетный объем услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

6. В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике кроме деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы (убытки) от этой деятельности не учитываются при расчете размера цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

7. Необоснованные расходы субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике исключаются из расчетов цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с Основами ценообразования.

8. Выявленные по данным отчетности не использованные в течение расчетного периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются регулирующими органами при установлении цен (тарифов) и предельных уровней цен на последующий расчетный период регулирования в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования.

9. В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в течение расчетного периода регулирования понес экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении цен (тарифов) или предельных уровней цен (тарифов) на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемые в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с выполнением субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике функций, предусмотренных нормативными правовыми актами, вступившими в силу в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, а также расходы, связанные с осуществлением оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отношении объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, введенных в эксплуатацию в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении цен (тарифов) или предельных уровней цен (тарифов) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в течение расчетного периода регулирования получил дополнительные доходы или недополучил доходы в связи с изменением установленной мощности или средней мощности поставки электростанций (энергоблоков) в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, указанные суммы учитываются регулирующими органами при установлении цен (тарифов) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в течение расчетного периода регулирования получил дополнительные доходы или недополучил доходы в связи с отклонением фактического объема потребления (покупки) электрической энергии по всем группам точек поставки потребления, зарегистрированным на оптовом рынке электрической энергии (мощности) или розничных рынках электрической энергии, от показателей сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) на соответствующий период, указанные суммы учитываются регулирующими органами при установлении предельного уровня цен (тарифов) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

10. Регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с Основами ценообразования в течение 2 лет после окончания срока окупаемости затрат на проведение этих мероприятий сохраняют при установлении цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов) расчетный уровень расходов, сложившихся в период регулирования, предшествующий сокращению расходов.

11. Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на расчетный период регулирования для покрытия обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, рассчитывается с учетом корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств в соответствии с пунктами 7, 8, 9 настоящих Методических указаний.

     

III. Расчет расходов, относимых на услуги субъекта оперативно диспетчерского управления в электроэнергетике

12. Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Основами ценообразования и настоящими Методическими указаниями.

13. При установлении цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы учету подлежат расходы субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике на выполнение функций, предусмотренных подпунктом 1) пункта 68 Основ ценообразования.

14. При установлении предельных уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики учету подлежат расходы субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике на выполнение функций, предусмотренных подпунктом 2) пункта 68 Основ ценообразования.

Абзац утратил силу с 1 января 2023 года - приказ ФАС России от 3 ноября 2022 года N 781/22. - См. предыдущую редакцию.

При расчете предельных уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики также учитываются расходы на организацию отбора исполнителей и оплату услуг по обеспечению системной надежности, включая расходы на определение спроса на услуги по обеспечению системной надежности, зон оказания услуг, требований к объектам электроэнергетики и оборудованию, используемым при оказании услуг по обеспечению системной надежности, их характеристикам, параметрам функционирования и уровню автоматизации.

(Абзац дополнительно включен с 9 ноября 2010 года приказом ФСТ России от 23 сентября 2010 года N 233-э/1; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года приказом ФАС России от 3 ноября 2022 года N 781/22. - См. предыдущую редакцию)

14.1. При установлении предельного уровня цен (тарифов) на оказываемые системным оператором услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики определяется предельный объем средств, предназначенных для оплаты услуг по обеспечению системной надежности, в отношении которых отбор исполнителей осуществляется путем проведения отбора на конкурентной основе, запроса предложений у субъектов электроэнергетики о готовности оказывать соответствующие услуги или путем заключения договора с субъектом электроэнергетики, являющимся единственным возможным исполнителем соответствующих услуг (далее - предельный объем средств для оплаты услуг по обеспечению системной надежности).

Предельный объем средств, предназначенных для оплаты услуг по обеспечению системной надежности, определяется отдельно в отношении каждого вида услуг по обеспечению системной надежности исходя из потребности в приобретении (оказании) соответствующей услуги по обеспечению системной надежности (спроса на услуги по обеспечению системной надежности) и прогнозной стоимости указанной услуги, определяемой в соответствии с пунктами 14.2 и (или) 14.3 Методических указаний.

(Пункт дополнительно включен с 9 ноября 2010 года приказом ФСТ России от 23 сентября 2010 года N 233-э/1)

14.2. В отношении услуг по обеспечению системной надежности, за исключением услуг по управлению спросом, оказание которых в периоды, предшествующие расчетному периоду регулирования, не осуществлялось, прогнозная стоимость услуг рассчитывается исходя из экономически обоснованных расходов, связанных с оказанием соответствующего вида услуг по обеспечению системной надежности, определяемых на основании полученных от системного оператора и (или) субъектов электроэнергетики фактических и прогнозных данных о величине указанных расходов с учетом обеспечения субъектов электроэнергетики необходимой для оказания соответствующего вида услуг по обеспечению системной надежности прибылью.

При определении предельного объема средств, предназначенных для оплаты услуг по обеспечению системной надежности, за исключением услуг по управлению спросом, учитываются следующие расходы субъектов электроэнергетики, связанные с оказанием услуг по обеспечению системной надежности:

капитальные затраты, связанные с необходимостью подготовки оборудования к оказанию услуг по обеспечению системной надежности, включая расходы на модернизацию оборудования и внедрение современных автоматизированных систем управления;

эксплуатационные затраты, обусловленные работой объекта электроэнергетики в соответствующем технологическом режиме.

Для услуг по управлению спросом прогнозная стоимость услуг и предельный объем средств, предназначенных для их оплаты, рассчитывается во всех случаях исходя из экономически обоснованных расходов, связанных с их оказанием, определяемых как произведение планового совокупного объема оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию, который не должен превышать величину, установленную Правительством Российской Федерации для такого вида услуг, и цены, не превышающей величины прогнозной средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность на оптовом рынке для соответствующей ценовой зоны оптового рынка, опубликованной коммерческим оператором оптового рынка для соответствующего расчетного периода.

В случае использования в расчетах информации о фактических расходах субъектов электроэнергетики, связанных с оказанием услуг по обеспечению системной надежности, полученные данные о затратах приводятся к прогнозному уровню расходов на оказание услуг по обеспечению системной надежности на расчетный период регулирования с учетом предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации фактических индексов цен производителей в периоды, предшествующие расчетному, и прогнозного индекса цен производителей на расчетный период регулирования.

(Пункт дополнительно включен с 9 ноября 2010 года приказом ФСТ России от 23 сентября 2010 года N 233-э/1; в редакции, введенной в действие с 10 июня 2019 года приказом ФАС России от 30 апреля 2019 года N 551/19. - См. предыдущую редакцию)

14.3. В отношении услуг по обеспечению системной надежности, оказание которых осуществлялось в периоды, предшествующие расчетному периоду регулирования, за исключением услуг по управлению спросом, прогнозная стоимость услуг определяется как произведение спроса на соответствующий вид услуг и цены, рассчитанной как средневзвешенная цена по результатам отборов субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, проведенных в периоде, предшествующем расчетному периоду регулирования, увеличенной на прогнозный индекс цен производителей, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на расчетный период регулирования.

(Пункт дополнительно включен с 9 ноября 2010 года приказом ФСТ России от 23 сентября 2010 года N 233-э/1; в редакции, введенной в действие с 10 июня 2019 года приказом ФАС России от 30 апреля 2019 года N 551/19. - См. предыдущую редакцию)

15. В составе указанных в пунктах 13, 14 настоящих Методических указаний расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, включаемых в необходимую валовую выручку для расчета цен (тарифов) или предельных уровней цен (тарифов), учитываются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения, включая сумму налога на прибыль).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»