• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте

ФЕДЕРАЛЬНАЯ AНТИМОНОПОЛЬНАЯ CЛУЖБА

     
ПИСЬМО

     
от 26 февраля 2009 года N ИА/4770

     
     
О направлении обновленных разъяснений по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"



В связи с многочисленными обращениями по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ФАС России подготовила и разместила на официальном сайте федерального антимонопольного органа в сети Интернет www.fas.gov.ru обновленные разъяснения по указанным вопросам и направляем Вам копии данных разъяснений.

Прошу вас довести указанные разъяснения до сведения подведомственных организаций.

И.Ю.Артемьев

Статья 17.1. Об особенностях порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Об особенностях порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

1. Порядок предоставления государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование


В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее также договоры), в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, возможно следующими способами:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

2) без проведения торгов в случае:

- предоставления прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

- передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;

- предоставления прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

- предоставления прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

- предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Необходимо обратить внимание на то, что после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 19 и частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.

Таким образом, статья 17.1 Закона о защите конкуренции не ввела новый порядок передачи прав на государственное или муниципальное имущество, а лишь урегулировала особенности данной процедуры.

2. Предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование творческим объединениям и союзам


В соответствии со статьей 19 Закона о защите конкуренции бесконкурсное предоставление имущества в виде государственной помощи возможно в целях развития культуры и сохранения культурного наследия.

Таким образом, положения Закона о защите конкуренции не препятствуют заключению договоров без проведения торгов (конкурсов или аукционов), но с предварительным согласованием c ФАС России с общественными организациями художников и иными творческими объединениями в целях развития культуры и сохранения культурного наследия.

3. Предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование Торгово-промышленным палатам Российской Федерации


В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 07.07.93 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации" (далее - Закон N 5340-1) государственные органы оказывают торгово-промышленным палатам содействие в выполнении ими своих уставных задач, принимают меры по обеспечению помещениями торгово-промышленных палат.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 18.03.93 N 35 "О Торгово-промышленной палате Российской Федерации" установлено, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга существующим и вновь создаваемым торгово-промышленным палатам, входящим в систему Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, должны передавать им необходимые помещения, здания и сооружения для организации их деятельности.

Таким образом, заключение государственными органами договоров аренды государственного имущества с торгово-промышленными палатами Российской Федерации, а также c торгово-промышленными палатами, входящими в систему Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, для реализации их целей и задач, предусмотренных статьей 3 Закона N 5340-1, не является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку данный случай является исключением, предусмотренным пунктом 1 частей 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

4. Предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование общественным организациям инвалидов


В соответствии со статьей 19 Закона о защите конкуренции бесконкурсное предоставление имущества в виде государственной помощи возможно, в том числе, для таких целей, как социальное обслуживание населения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" понятие "социальное обслуживание населения" включает в себя действия, в том числе, направленные на оказание социальной помощи такой категории граждан, как инвалиды.

Таким образом, Закон о защите конкуренции в целом и статья 17.1 в частности не препятствуют заключению договоров без проведения торгов (конкурсов или аукционов) с общественными организациями инвалидов, но с предварительным согласованием с ФАС России.

5. Предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование для размещения медицинских пунктов в образовательных учреждениях


В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3226-1* "Об образовании" медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. При этом образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
_________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "3266-1". - Примечание изготовителя базы данных.


Исходя из вышеизложенного, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, для размещения медицинских пунктов в образовательных учреждениях в целях обеспечения медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников образовательного учреждения без проведения конкурса или аукциона не является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку данный случай является исключением, предусмотренным пунктом 1 частей 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

6. Предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства

6.1. В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При проведении торгов на право заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, включенного в указанные перечни, ФАС России считает не противоречащими антимонопольному законодательству, в том числе статье 17 Закона о защите конкуренции, случаи, когда к участию в данных торгах допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на которых распространяется Закон N 209-ФЗ.

6.2. Часть 4.1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ предусматривает, что нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами устанавливаются порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, указанных в части 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ, и порядок и условия предоставления в аренду включенного в них государственного и (или) муниципального имущества.

Порядок и условия предоставления в аренду государственного или муниципального имущества, включенного в указанные частью 4.1 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечни, в случае их установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, должны соответствовать порядку, установленному Законом о защите конкуренции, в частности, статье 17.1, поскольку данный закон носит общий характер и распространяется не только на субъектов малого и среднего предпринимательства.

6.3. В целях реализации положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Закона N 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 года.

7. Передача государственного и (или) муниципального имущества во владение и (или) пользование физическим лицам и некоммерческим организациям, не являющимся хозяйствующими субъектами


В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции действие указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Таким образом, действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Передача государственного или муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, осуществляется без проведения торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

При этом, действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче государственного и (или) муниципального имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступает физическое лицо - индивидуальный предприниматель, в случае если им осуществляется деятельность, приносящая доход.

Действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции также не распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальное имущество некоммерческим организациям, которые не осуществляют деятельность, приносящую им доход -предпринимательскую деятельность, то есть не являются хозяйствующими субъектами.

Вместе с тем, поскольку в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на случаи заключения данных договоров с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, приносящую доход.

Таким образом, если в период владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией, не имеющей статуса хозяйствующего субъекта, организация начнет осуществлять деятельность, приносящую ей доход, орган государственной власти или орган местного самоуправления, который принял решение о передаче организации государственного или муниципального имущества, должен принять меры по прекращению использования данного имущества и по его возврату в целях предоставления такого имущества в соответствии с Законом о защите конкуренции - на торгах или с предварительным согласованием с антимонопольным органом в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

При этом, статья 17.1 Закона о защите конкуренции также применяется в случаях, когда некоммерческие организации, являющиеся хозяйствующими субъектами, осуществляют предпринимательскую деятельность без использования предоставленного государственного или муниципального имущества.

8. Состав имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и предприятиями, заключение договоров в отношении которого осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции


В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам торгов.

8.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, в том числе бюджетное, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из вышеизложенного, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, получает согласие собственника этого имущества, в том числе в виде задания собственника и определения целей деятельности учреждения, а также назначения переданного в оперативное управление имущества.

Таким образом, заключение договоров в отношении любого государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

8.2. В соответствии с частью 1 статьи 297 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, заключение договоров в отношении любого государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве оперативного управления за казенными предприятиями, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

8.3. В соответствии с пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия не вправе распоряжаться принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия собственника.

Таким образом, положения части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяются на случаи заключения договоров только в отношении недвижимого государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

8.4. Часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции содержит исчерпывающий перечень организаций, закрепленное за которыми на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственное или муниципальное имущество должно предоставляться по результатам проведения торгов (конкурсов или аукционов). К данным организациям относятся:

1) государственные или муниципальные унитарные предприятия, за которыми государственное или муниципальное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

2) государственные или муниципальные бюджетные учреждения, за которыми государственное или муниципальное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника.

Таким образом, требования части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяются на случаи заключения автономными учреждениями договоров по передаче государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной помощью, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, любое предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Следовательно, передача автономным учреждением хозяйствующему субъекту имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, может осуществляться только с согласия собственника такого имущества (соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления), без которого данная сделка является ничтожной.

В связи с тем, что получение хозяйствующим субъектом во владение и (или) пользование имущества рассматривается антимонопольным органом как получение преимущества, собственник имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований статей 19, 20 Закона о конкуренции.

В случае, если собственник имущества автономного учреждения дал согласие на передачу имущества хозяйствующему субъекту, определенному по результатам публичных процедур (торгов), то такая передача в силу пункта 1 части 2 статьи 19 Закона о конкуренции не требует письменного согласия антимонопольного органа, поскольку не рассматривается в качестве государственной или муниципальной помощи.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставляющие отдельному хозяйствующему субъекту (хозяйствующим субъектам) государственное или муниципальное имущество в приоритетном порядке.

Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на передачу автономными учреждениями государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за автономными учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов - торгов (конкурсов, аукционов).

9. Применение положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции к сделкам по приватизации государственного и муниципального имущества


В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Таким образом, при приватизации осуществляется продажа государственного и муниципального имущества.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, по договору купли-продажи происходит передача прав владения, пользования и распоряжения имуществом.

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции регулирует порядок заключения только договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и (или) муниципального имущества.

Таким образом, положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на сделки по приватизации государственного и (или) муниципального имущества, которые в соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляются в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной помощью, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом, государственной или муниципальной помощью не является предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, отчуждение государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.

Также статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставляющие отдельному хозяйствующему субъекту (хозяйствующим субъектам) государственное или муниципальное имущество в приоритетном порядке.

Исходя из вышеизложенного, передача прав владения, пользования и распоряжения в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов - торгов (конкурсов, аукционов).

10. Заключение на новый срок договоров, в том числе договоров аренды, заключенных до вступления в силу статьи 17.1. Закона о защите конкуренции


В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.

Исходя из вышеизложенного, договоры, которые были заключены до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, признаются действующими до установленного в них срока.

С момента вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок договоров, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.11. Реализация преимущественного права арендатора на заключение договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества на новый срок, предусмотренного статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором.

Закон о защите конкуренции, в том числе статья 17.1, предусматривает особый порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, а именно, по результатам торгов.

При этом, статья 621 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает исключительно преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество.

Таким образом, положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются исключением, предусмотренным пунктом 3 части 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и не является основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, преимущественное право арендатора может быть реализовано при проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды государственного или муниципального имущества.

Так, например, при проведении конкурса арендатор, в случае одновременного предложения им и другим участником (участниками) равных лучших условий по конкурсу (т.е. при прочих равных условиях), признается победителем, и с ним заключается договор аренды на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае если кто-либо из участников конкурса предложит условия лучшие, чем арендатор, то договор аренды заключается с лицом, предложившим наилучшие условия.

12. Требования к порядку проведения торгов на право заключения договоров до его установления Правительством Российской Федерации

12.1. Порядок проведения торгов

Частью 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что до установления указанного в части 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядка проведения конкурсов или аукционов конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях), а аукционы на право заключения таких договоров - в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).

При этом антимонопольный орган руководствуется тем, что аукцион на право заключения договоров проводится в соответствии с порядком, установленным статьей 18 Закона о приватизации для продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, а конкурс - в соответствии с порядком, установленном главой 3 Закона о концессионных соглашениях.

12.2. Выбор формы торгов

До установления Правительством Российской Федерации перечня случаев заключения договоров путем проведения торгов в форме конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, собственник государственного или муниципального имущества или уполномоченный им обладатель имущественного права на указанное имущество самостоятельно определяет форму проведения торгов (конкурс или аукцион).

12.3. Заключение договора с единственным участником торгов

Заключение договора с единственным участником торгов: аукциона, проведенного в соответствии со статьей 18 Закона о приватизации, или конкурса, проведенного в соответствии с порядком, установленном главой 3 Закона о концессионных соглашениях; при соблюдении требований Закона о защите конкуренции, в том числе антимонопольных требований к торгам, и признанных несостоявшимся, не является нарушением антимонопольного законодательства.

12.4. Сроки организации и проведения торгов на право заключения договоров аренды договоров в отношении государственного или муниципального имущества

Торги в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции могут проводиться, в том числе, и до момента истечения срока действующего договора, но с учетом того, что договор аренды на новый срок должен быть заключен по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. К моменту вступления в силу договора, заключенного по результатам проведения торгов, государственное или муниципальное имущество должно быть свободным от прав третьих лиц, за исключением случаев, когда оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

12.5. Организатор торгов

Согласно пункту 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или уполномоченный им обладатель имущественного права.

12.6. Необходимость утверждения прогнозных планов (программ) по проведению торгов

Законодательством Российской Федерации не установлена необходимость утверждения прогнозных планов (программ) по проведению торгов на право заключения договоров, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

12.7. Условие об оплате задатка

Законом о концессионных соглашениях не регулируется порядок установления размера задатка при проведении конкурса, поэтому размер задатка и обязанность его внесения определяются собственником имущества или уполномоченным им обладателем имущественного права.

При проведении аукциона задаток определяется в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона о приватизации и устанавливается в размере двадцати процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и (или) муниципального имущества, но не более чем 4,5 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

12.8. Определение начальной (минимальной) цены лота, "шага аукциона"

Поскольку Закон о концессионных соглашениях и Закон о приватизации не регулируют порядок определения начальной (минимальной) цены контракта (цены лота), "шага аукциона", они устанавливаются собственником имущества или уполномоченным им обладателем имущественного права самостоятельно.

12.9. Срок подписания договора, заключенного по результатам торгов

Согласно пункту 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.

При этом договор может вступать в силу не с даты подписания, например, (если необходимо освобождение имущества от прав третьих лиц), а с даты, установленной договором.

12.10. Проведение оценки государственного или муниципального имущества перед проведением торгов

Проведение оценки объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, является обязательным при их вовлечении в сделку согласно статье 8 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности в целях их передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.

Данное положение также распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, если распоряжение этим имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества.

Согласно статье 5 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к объектам оценки относятся, в том числе, вещные права на имущество.

13. Передача арендуемого имущества в субаренду и безвозмездное пользование


Положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции применяются к заключению любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Следовательно, заключение договоров субаренды, передачи арендованного муниципального имущества в безвозмездное пользование также должно осуществляться по результатам проведения торгов.

14. Заключение договоров безвозмездного пользования


Договоры безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом могут быть заключены как по результатам проведения аукционов, так и по результатам проведения конкурсов.

В случае проведения аукциона на право заключения данного договора, предметом аукциона является право заключения договора. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право заключения договора безвозмездного пользования.

При проведении конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования собственником государственного или муниципального имущества или уполномоченным им обладателем имущественного права устанавливаются критерии определения победителя данного конкурса, среди которых может быть, в том числе, и цена за право заключения договора безвозмездного пользования.

15. Заключение договора аренды с субарендатором


Заключение договора аренды с субарендатором на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды, в связи с досрочным прекращением договора аренды, предусмотренное пунктом 1 статьи 618 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку данный случай является исключением, предусмотренным пунктом 1 частей 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

О направлении обновленных разъяснений по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Название документа: О направлении обновленных разъяснений по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Номер документа: ИА/4770

Вид документа: Письмо ФАС России (Федеральной антимонопольной службы)

Принявший орган: ФАС России (Федеральная антимонопольная служба)

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 26 февраля 2009

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах