Недействующий

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Костромской областной Думой


В связи с отсутствием в законопроекте вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, направляется официальный отзыв.

Законопроектом предлагается заменить понятие "трудовая пенсия по старости", применяемое в действующем законодательстве, на понятие "трудовая пенсия по возрасту".

Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на приведение терминологии отдельных законодательных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

Вместе с тем указанным положением Конституции Российской Федерации охватываются все виды социального обеспечения, право на которые увязывается с достижением определенного возраста, а не только пенсионное обеспечение.

Термин "пенсия по старости" применялся в ранее действовавшем Законе Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При принятии ныне действующего пенсионного законодательства данный термин сохранен в целях обеспечения преемственности норм и стабильности правового регулирования.

Следует также отметить, что наименование вида пенсии должно содержать указание на ее особенность, связанную с условиями назначения, которая отличает ту или иную пенсию от других видов пенсий. Указание на возраст не является такой особенностью рассматриваемого вида пенсии, поскольку существуют другие виды пенсий, назначаемые по достижении определенного возраста. В частности, социальная пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Право же на трудовую пенсию по старости обусловливается не самим по себе достижением определенного возраста, а предполагаемым существенным ограничением или утратой гражданином к этому возрасту трудоспособности в результате длительной трудовой и иной деятельности, что не позволяет трудиться и лишает его источника средств к существованию.

Пенсии, назначаемые гражданам в связи с указанной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом.

В связи с этим пенсионный возраст следует рассматривать не как предпосылку, влияющую на приобретение права на трудовую пенсию, а как предпосылку, позволяющую реализовать уже приобретенное право. При таком подходе замена термина "пенсия по старости" на термин "пенсия по возрасту" не оправдана.

Понятие "старость" применительно к пенсиям, пособиям и другим социальным выплатам употребляется в документах ООН, Международной организации труда, Совета Европы, СНГ.

В частности, в соответствии с Рекомендацией от 12 мая 1944 года N 67 Международной организации труда "Об обеспечении дохода" системы обеспечения дохода должны уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца.


С учетом изложенного проект федерального закона Правительством Российской Федерации не поддерживается.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка