Недействующий

     

     Проект N 250276-5

Вносится депутатом Государственной
Думы Жириновским В.В.

   

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН



О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации

(по вопросу прекращения права собственности на  земельный участок при нарушении требований земельного законодательства)  

     

Статья 1


Внести в Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст.ст. 15, 17; N 10, ст. 763; N 30, ст.ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст.ст. 2880, 2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст.ст. 5279, 5282; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст.ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст.ст. 2251, 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст.ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 19; N 11, ст. 1261; N 29, ст.ст. 3582, 3601) следующие изменения:

1) статью 44 дополнить абзацем в следующей редакции "Права собственности на земельный участок могут быть прекращены также при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 54_1 настоящего Кодекса,";

2) дополнить статьей 54_1 следующего содержания:

"Статья 54_1. Условия и порядок принудительного прекращения
права собственности на земельный участок


1. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется при условии установления оснований ненадлежащего использования земельного участка, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с направлением исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления собственнику земельного участка предупреждения о допущенных правонарушениях.

2. Основаниями для прекращения права собственности на земельный участок могут быть стать, если:

земельный участок в течение трех лет не использовался для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, если более длительный срок не установлен законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

использование земельного участка осуществлялось способами, которые привели к значительному ухудшению экологической обстановки;

совершены умышленные земельные правонарушения, связанные с отравлением, загрязнением, порчей или уничтожением плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

допущена систематическая неуплата земельного налога;

в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

3. Предупреждение, указанное в пункте третьем настоящей статьи, должно содержать:

а) указание на допущенное земельное правонарушение;

б) срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;

в) указание на возможное принудительное прекращение права собственности на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;

г) разъяснения прав собственника земельного участка, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения права собственности на земельный участок;

д) иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, вынесший предупреждение, направляет материалы в суд о прекращении права собственности на земельный участок ввиду наличия оснований ненадлежащего использования в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

5. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права собственности на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, направляет заявление о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

6. Прекращение права собственности на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от предусмотренного статьей 76 настоящего Кодекса возмещения причиненного вреда.

7. Решение об изъятии у собственника земельного участка ввиду ненадлежащего его использования может быть обжаловано в судебном порядке.".

Статья 2


Внести в Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773; N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644; N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093, N 48, ст.ст. 4737, 4746; 2003, N 2, ст. 167; N 52, ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст.ст. 18, 39, 43; N 27, ст. 2722; N 30, ст. 3120; 2006, N 2, ст. 171; N 3, ст. 282; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 31, ст. 3437; N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279; N 52, ст.ст. 5497, 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; N 31, ст. 3993, N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; N 50, ст. 6246; 2008, N 17, ст. 1756; N20, ст. 2253; N29, ст. 3418; N 30, ст.ст. 3597, 3616; 2009, N 1, ст.ст. 14, 19, 20, 23; N 7, ст. 775; N 26, ст. 3130; N 29, ст. 3582) следующие изменения:

в статье 286:

а) в пункте 1 слова "принимать решения" заменить словами "в соответствии со статьей 54_1 настоящего Кодекса передавать дело в суд";

б) в пункте 3 слова "принявший решение об изъятии земельного участка" заменить словами "по основаниям, предусмотренными пунктом 2 статьи 54_1 настоящего Кодекса".

Статья 3


Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент
 Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации"

(по вопросу прекращения права собственности на  земельный участок при нарушении требований земельного законодательства)  

Земельный участок - это специфический объект имущественных отношений. На собственника земельного участка Земельным кодексом Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) возложены определенные обязанности, связанные с его особым использованием и охраной. Так, использовать земельный участок можно только по целевому назначению, рационально и бережно, не ухудшая его качественные характеристики (статья 42 Земельного кодекса РФ); участникам земельных отношений необходимо также проводить соответствующие мероприятия по его охране (статьи 12 и 13 ЗК РФ).

Нарушения допускают как физические, так и юридические лица, так как использование земельного участка по назначению физическим лицам бывает затруднительно, а некоторые юридические лица, приобретя земельный участок большой площади, стараются его перепродать физически лицам отдельными участками, не занимаясь его использованием по назначению.

Статья 44 ЗК РФ устанавливает, что принудительное изъятие у собственника его земельного участка осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. В настоящее время применение этой нормы на практике становится крайне затруднительным, так как отсутствует механизм реализации этой процедуры. Например, статья 286 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) предусматривает порядок такого изъятия в общем виде, в остальном отсылая к земельному законодательству, которое, в свою очередь этот вопрос оставило без урегулирования.

Кроме того, положения статьи 286 ГК РФ противоречат Конституции РФ, так как в ней предусмотрена возможность для органов государственной власти или местного самоуправления самостоятельно принимать решение о принудительном изъятии земельного участка. Собственник же, не согласный с этим решением, может обжаловать его в суд. Между тем статья 35 Конституции Российской Федерации говорит о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено, но только при условии предварительного и равноценного возмещения. Однако статья 286 ГК РФ предусматривает, что земельный участок у собственника изымается не для государственных нужд, а в качестве ответственности за совершенное правонарушение, следовательно, без решения суда государственный или муниципальный орган власти такое решение принять не может.

В Гражданском кодексе РФ предусмотрены статьи 284 и 285, которые устанавливают, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, а также если земельный участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Настоящий проект федерального закона разработан с целью разработать механизм ответственности собственника земельного участка, который должен выполнять требования ЗК РФ. Что касается арендаторов, землевладельцев и пользователей земельных участков, т.е. лиц, не являющихся собственниками земельных участков, то в отношении их статьями 45 - 47 ЗК РФ установлено положение о том, что при несоблюдении обязанностей по использованию и охране земельного участка он может быть у них изъят в принудительном порядке по правилам статьи 54 ЗК РФ. И в статье 54 ЗК РФ предусмотрен механизм изъятия пользователя земельным участком.

Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то в Федеральном законе от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" существует положение о том, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (статья 6 Федерального закона).

Но в указанном Федеральном законе отсутствует механизм этой процедуры: должны ли соблюдаться досудебные - предупредительные процедуры, их сроки и порядок проверки результатов и др.

Предлагаемый законопроект устанавливает правовой механизм ответственности собственника земельного участка при несоблюдении им обязанностей, предусмотренных в статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации.

Для этой цели в статью 44 ЗК РФ предлагается внести изменение в виде нового абзаца, который ссылается на предлагаемую новую статью 54_1, которая кроме отчуждением собственником своего земельного участка другим лицам или отказа собственника от права собственности на земельный участок, дополняется новыми основаниями возможного отчуждения земельного участка, если собственник в течение трех лет не использовал земельный участок для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, если использование земельного участка осуществлялось способами, которые привели к значительному ухудшению экологической обстановки либо, если совершены умышленные земельные правонарушения, связанные с отравлением, загрязнением, порчей или уничтожением плодородного слоя, а также, если допущена систематическая неуплата земельного налога.

Законопроект дополняется новой статьей 54_1, которая устанавливает, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, который вначале должен предупредить собственника о допущенных правонарушениях с указанием оснований допущенного земельного правонарушения, срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, с указанием на возможное принудительное прекращение права собственности на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок статья 54_1 ЗК РФ предусматривает, что только в этом случае исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, вынесший предупреждение, направляет материалы в суд о прекращении права собственности на земельный участок

Предлагаемая статья 54_1 ЗК РФ предусматривает, что решение суда об изъятии у собственника земельного участка ввиду ненадлежащего его использования может быть обжаловано в судебном порядке.

Одновременно с вносимыми изменениями в Земельный кодекс Российской Федерации вносятся изменения и в статью 286 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая в пунктах 1 и 3 допускает принятие решения органом государственной власти или органом местного самоуправления об изъятии земельного участка у собственника. Правовая норма об изъятии земельного участка самостоятельно органом государственной власти или органом местного самоуправления требует уточнения. Изъятие земельного участка у собственника органом государственной власти или органом местного самоуправления противоречит статьей 35 Конституции Российской Федерации, так как никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Поэтому предусмотренная правовая норма в статье 286 ГК РФ об изъятии земельного участка органом государственной власти или органом местного самоуправления требует ссылки на передачу дела в суд.

Принятие данного законопроекта не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации и не предусматривает дополнительного расходования средств из федерального бюджета.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»