Недействующий

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях создания правовых оснований для привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет.

В этой связи предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установить особенности применения некоторых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

1. Централизация в федеральном бюджете доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного).

В связи с сокращением поступления в федеральный бюджет нефтегазовых доходов на фоне падения цен и объемов экспорта природных ресурсов, в целях обеспечения привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет, направляемых на финансирование нефтегазового дефицита федерального бюджета, законопроектом предлагается установить в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) норму о зачислении в федеральный бюджет 100 процентов доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного).

В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом 5% доходов от уплаты указанного налога подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Количество субъектов Российской Федерации,  в которые поступает этот налог, - 32 региона.

При этом общий объем поступлений в региональные бюджеты в 2008 году составил 79,0 млрд. руб., что в среднем по стране составляет 2% налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Наибольший объем поступлений сконцентрирован в Тюменской области (более 60% общего объема), значительные поступления налога зачисляются в бюджеты Республики Татарстан (6% общего объема), Оренбургской области (4%) и Республики Коми, Пермского края, Архангельской и Самарской областей (по 3%).

Налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику. В связи с этим доходы от данного источника поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации крайне неравномерно и в большинстве субъектов не оправдывают расходов по их администрированию.

В настоящее время удельный вес налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) в налоговых и неналоговых доходах регионального бюджета Тюменской области составляет около 44%, Томской и Оренбургской областей - 9%, Республики Татарстан - 6%, и одномоментное изъятие данного дохода без частичной компенсации приведет к несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях минимизации негативного эффекта для бюджетов субъектов Российской Федерации, в результате внесения предложенных законопроектом изменений для субъектов Российской Федерации, в бюджеты которых поступают указанные доходы, предусматривается компенсация выпадающих доходов путем предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бюджету Тюменской области указанные дотации будут предоставляться в течение 4 лет, при этом в 2010 году компенсация выпадающих доходов составит 100%, в 2011 году -75%, в 2012 году - 50% и в 2013 году - 25%.

Компенсация выпадающих доходов остальным субъектам Российской Федерации в чьи бюджеты поступали доходы от налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат составит в 2010 году - 60% выпадающих доходов, в 2011 году - 40% и в 2012 году - 20%.

2. Направление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в доходы федерального бюджета.

В целях оптимизации доходов федерального бюджета предлагается приостановить с 1 января 2010 года до 1 февраля 2012 года направление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (далее - Фонды) на формирование соответствующих Фондов.

В соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации с Банком России и Внешэкономбанком доходы от управления средствами Фондов перечисляются Банком России в федеральный бюджет ежегодно, в размере, фиксируемом по состоянию на 15 января года, следующего за годом размещения, а Внешэкономбанком доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния перечисляются в федеральный бюджет ежеквартально, в квартале, следующем за кварталом размещения. Затем указанные доходы направляются на формирование Фондов.

В этой связи действие норм Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми происходит направление доходов от управления средствами Фондов на формирование соответствующих Фондов, предлагается приостановить с 1 января 2010 года до момента, следующего за поступлением доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния, размещаемыми во Внешэкономбанке, за IV квартал 2011 года, а также доходов от управления средствами Фондов, размещаемых в Банке России, за 2011 год.

В течение указанного периода доходы от управления средствами Фондов после их поступления на единый счет федерального бюджета не будут перечисляться на счета по учету средств Фондов, при этом к ним будут применяться общие нормы, установленные Бюджетным кодексом для доходов федерального бюджета.

Указанные меры позволят увеличить доходы федерального бюджета.

3. Увеличение размера прибыли Банка России, перечисляемой  в федеральный бюджет.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов предполагается более стабильный и поступательный рост мировой экономики в перспективе на период до 2012 года в сравнении с возможной экономической ситуацией в Российской Федерации в 2010-2012 годах.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет свою деятельность не только на внутреннем рынке, но и представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях, участвует в международной и внешнеэкономической деятельности.

В случае сохранения стабильности мировой экономической системы и прогнозируемых макроэкономических тенденций можно ожидать, что прибыль Банка России в последующие годы сохранится на уровне средних значений 2005-2008 годов.

Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что 50% прибыли, полученной Банком России, ежегодно перечисляется в федеральный бюджет.

В целях привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет законопроектом предлагается в 2010-2012 годах увеличить до 75% размер прибыли, перечисляемой Банком России в федеральный бюджет, что позволит дополнительно привлекать в федеральный бюджет не менее 20 млрд. рублей ежегодно.

4. Уточнение подходов к утверждению показателей федерального бюджета на плановый период 2011 и 2012 годов.

Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 192-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 192-ФЗ) формат показателей федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов уточнен в части планового периода.

Так, указанным Федеральным законом установлено, что ведомственная структура расходов бюджета (в которой отражены бюджетные ассигнования, направляемые на финансовое обеспечение федеральных целевых программ) и детальное распределение ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов будут утверждаться только на 2010 год.

В этой связи, законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2010 года действие абзаца одиннадцатого пункта 2 статьи 205 Бюджетного кодекса в части утверждения приложения к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов по долгосрочным (федеральным) целевым программам на плановый период.