ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 июля 2009 года N 1026-р

[Об утверждении концепции федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года"]

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом".

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 110,428 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 июля 2009 года
N 1026-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года"

I. Обоснование соответствия решаемых проблем и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Ключевым условием устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения является стабильное и гарантированное обеспечение экономики страны энергоресурсами.

Перспективы, стратегические и тактические задачи развития атомной энергетики определены:

в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года;

Программой развития атомной отрасли Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2006 г. (N 4483);

Программой деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009-2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 года N 705.

Основными проблемами современной атомной энергетики Российской Федерации являются:

высокое и постоянно нарастающее количество отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;

неэффективное использование запасов природного урана;

возможное снижение научного приоритета атомной энергетики Российской Федерации;

уменьшение конкурентоспособности продукции атомной энергетики на мировом рынке.

Концентрация усилий на создании ядерных энерготехнологий нового поколения на базе реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом обеспечит решение указанных проблем.

Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) призвана обеспечить ускоренное развитие и воспроизводство научно-технологического потенциала атомной энергетики, привлечение молодых специалистов, создание условий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня в области использования атомной энергии и способствовать достижению национальных стратегических целей.

II. Обоснование целесообразности решения проблем программно-целевым методом, характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное технологическое перевооружение атомной энергетики Российской Федерации, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках федеральной целевой программы с использованием программно-целевого метода. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и получить мультипликативный эффект, который найдет свое выражение в развитии исследовательской, конструкторской, внедренческой и производственной деятельности.

Консолидация ресурсов позволит более полно сформулировать и реализовать приоритеты развития страны и отрасли, повысить степень координации и качество управления Программой, что особенно важно в случае осуществления долгосрочных инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные сферы экономики.

Учитывая масштабность и долгосрочный характер проблем, их решение без реализации мер программно-целевого регулирования представляется недостаточным, поскольку в этом случае будет увеличиваться зависимость атомной энергетики от экспорта сырьевых ресурсов и импорта высокотехнологичной продукции. Без интенсификации работ по поиску новых источников энергии, развития перспективных технологий использования энергии атомного ядра будет потеряно преимущество в сфере научно-технического развития атомной отрасли, снизится престиж и конкурентоспособность новых российских ядерных энергетических и оборонных технологий на мировом рынке.

В конечном итоге задержка в решении этих проблем может привести к отставанию российской науки и технологий от уровня научных достижений ведущих стран в области использования атомной энергии, к потере научного, кадрового потенциала и, как следствие, к снижению в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкурентоспособности в этой сфере деятельности.

III. Возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблем

В качестве возможных подходов к решению проблем рассматривались пассивный и активный варианты.

При пассивном варианте решения проблем осуществляется объединение всего комплекса исследований и разработок в единую Программу с сохранением структуры и объемов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных действующими федеральными целевыми программами, а также мероприятиями по решению общеотраслевых проблем, не входящими в состав федеральных целевых программ.

Анализ такого варианта решения проблем показывает, что существующий уровень финансирования не обеспечивает:

выполнение необходимого комплекса работ для перехода атомной энергетики Российской Федерации к 2025 году на ядерные энерготехнологии нового поколения на базе реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом;

системный подход к решению поставленных задач для получения оптимального результата.

Активный вариант решения проблем характеризуется ускоренным развитием научно-технологического потенциала атомной энергетики Российской Федерации, что требует увеличения объемов выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых в том числе за счет бюджетных средств.

В рамках активного варианта решения проблем предусматривается активизация и расширение проведения:

комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом;

комплекса научных исследований, направленных на исследование новых способов использования энергии атомного ядра.

Предусматривается создание новой и обновление существующей исследовательской базы, необходимой для выполнения комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по Программе.

Реализация активного варианта решения проблем позволит обеспечить своевременную разработку ядерных энерготехнологий нового поколения на базе реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом, ускоренное развитие и воспроизводство научно-технологического потенциала атомной энергетики, массовое привлечение молодых специалистов, а также создание условий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня в области использования атомной энергии.

В рамках активного варианта решения проблем рассматриваются два сценария реализации Программы, аналогичные по составу задач, но различающиеся по интенсивности выполнения мероприятий, динамике ресурсного обеспечения и ожидаемым результатам.

Первый сценарий характеризуется выбором реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем в качестве базовой технологии и концентрацией всех имеющихся ресурсов на этом направлении.

Предусматривается создание необходимой дополнительной исследовательской базы, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения разработки технического проекта реактора на быстрых нейтронах, создание производственно-технологических комплексов для его топливообеспечения и замыкания ядерного топливного цикла. При этом предполагается равномерное обеспечение решения данных задач финансовыми ресурсами в течение всего периода реализации Программы.

Ожидается, что общий размер средств, направляемых на реализацию Программы в соответствии с указанным сценарием, составит 109,7 млрд. рублей, в том числе размер средств федерального бюджета - 101,3 млрд. рублей, размер средств внебюджетных источников - 8,4 млрд. рублей.

Удельный вес инновационной продукции и услуг, созданных путем реализации мероприятий Программы, в общем объеме продаж продукции и услуг отрасли составит 8,4 процента.

Данный сценарий не предполагает разработку альтернативных реакторных технологий и их топливных циклов, что является основным риском, связанным с выбором единственной базовой технологии реакторов на быстрых нейтронах, на которую будет ориентирована атомная энергетика Российской Федерации.

Второй сценарий предусматривает проведение дополнительного комплекса мероприятий, снижающих риски первого сценария. Предполагается дополнительно к разработке реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем осуществить разработку реакторов на быстрых нейтронах с натриевым и свинцово-висмутовым теплоносителями. Проведение указанных работ позволит не позднее 2014 года получить технические решения и разработать технические проекты таких реакторов и технологий замкнутого ядерного топливного цикла. К 2020 году станет возможным начать работы по сооружению головных промышленных энергоблоков атомных электростанций в рамках реализации Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Данный сценарий ориентирован на привлечение большего объема внебюджетных средств. Предполагаемый общий размер средств, направляемых на реализацию Программы по этому сценарию, составит 128,3 млрд. рублей, в том числе размер средств федерального бюджета - 110,4 млрд. рублей, размер средств внебюджетных источников - 17,9 млрд. рублей.

Удельный вес инновационной продукции и услуг, созданных путем реализации мероприятий Программы, в общем объеме продаж продукции и услуг отрасли составит 10 процентов.

Второй сценарий предполагает большую гибкость управления и эффективность вложения средств федерального бюджета, обеспечивает более чем в 2,1 раза увеличение размера средств внебюджетных источников по сравнению с первым сценарием.

Анализ вариантов решения проблем показывает, что наиболее эффективной будет реализация второго сценария. С учетом этого все дальнейшие расчеты сделаны исходя из реализации Программы по второму сценарию.

IV. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом

Ввиду длительности сроков реализации и первоочередной необходимости получения принципиальных технических решений по технологиям реакторов на быстрых нейтронах выполнение Программы осуществляется в 2 этапа.

На первом этапе (2010-2014 годы) будут достигнуты следующие результаты:

получены технические решения и разработаны технические проекты реакторов на быстрых нейтронах со свинцовым, свинцово-висмутовым и с натриевым теплоносителями;

завершено проектирование и осуществлен пуск топливных комплексов для производства уран-плутониевого оксидного топлива для реакторов на быстрых нейтронах;

разработан рабочий проект на строительство многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР;

разработан детектор нейтринной диагностики активной зоны реактора;

создана установка для получения дисперсных композиционных материалов для реакторов.

На втором этапе (2015-2020 годы) будут достигнуты следующие результаты:

построены опытно-демонстрационные образцы реакторов на быстрых нейтронах со свинцовым и свинцово-висмутовым теплоносителями, а также многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах МБИР (взамен действующих исследовательских реакторов, отработавших ресурс);

введен в эксплуатацию технически переоснащенный комплекс больших физических стендов;

построен и введен в эксплуатацию промышленный комплекс по производству плотного топлива для реакторов на быстрых нейтронах;

завершено строительство опытно-демонстрационного полупромышленного пирохимического комплекса топливообеспечения реакторов на быстрых нейтронах для отработки технологий замкнутого топливного цикла;

модернизированы установки для проведения исследований в области управляемого термоядерного синтеза;

завершено строительство термоядерного комплекса "Байкал" для исследований инерционного термоядерного синтеза, верификации кодов в условиях отсутствия полигонных испытаний;

разработаны макет ядерно-оптического преобразователя энергии, опытные образцы фотовольтаического плазменно-пылевого источника электрической энергии, установки интроскопии объектов и высокоскоростной системы сбора данных с детекторов.

V. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Цель Программы - разработка ядерных энерготехнологий нового поколения на базе реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом для атомных электростанций, обеспечивающих потребности страны в энергоресурсах и повышение эффективности использования природного урана и отработавшего ядерного топлива.

Достижение поставленной цели требует концентрации всех ресурсов на решении таких задач, как:

разработка реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом. При решении этой задачи будет создана научно-технологическая база инновационной атомной энергетики;

исследование новых способов использования энергии атомного ядра. Решение этой задачи повлечет за собой техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы исследований и разработок, получение новых научных знаний.

Целевыми индикаторами достижения цели Программы, отражающими конечные результаты реализации мероприятий Программы, являются:

удельный вес инновационной продукции и услуг, созданных путем реализации мероприятий Программы, в общем объеме продаж продукции и услуг отрасли;

рост эффективности использования природного урана в ядерном топливном цикле по сравнению с базовым годом (2009 год);

снижение объемов хранящегося отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, приходящихся на единицу электрической мощности атомных электростанций по сравнению с базовым годом (2009 год).

Для оценки хода решения задач Программы выбраны следующие показатели:

количество вновь разработанных ядерных технологий, соответствующих мировому уровню или превосходящих его (нарастающим итогом);

количество патентных заявок на изобретения, зарегистрированных технических решений (в год на 100 исследователей и разработчиков);

количество публикаций в рецензируемых мировых изданиях в области использования атомной энергии (в год на 100 исследователей и разработчиков).

Целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход выполнения Программы по годам ее реализации, представлены в приложении N 1.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»