ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2009 года N 46
О надзоре за алкогольной продукцией
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, проанализировав выполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.02.2007 N 7 "Об усилении надзора за производством и оборотом алкогольной продукции", состояние заболеваемости и смертности населения Российской Федерации и материалы государственного надзора за выполнением обязательных требований при производстве и обороте алкогольной продукции, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, отмечаю.
________________
Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2007, регистрационный N 9214.
Основными задачами Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.12.2007 N 1351* "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Решение задач по укреплению здоровья населения и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя детьми и подростками.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 9 октября 2007 года". - Примечание изготовителя базы данных.
Последние годы в стране характеризуются стабильно высоким уровнем алкоголизма среди населения. Рост числа потребителей алкогольных напитков приводит к ухудшению состояния здоровья населения, определяет высокий уровень смертности, оказывает негативное влияние на социальный климат в семьях и влияет на социально-экономическое развитие страны.
Потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 литра абсолютного алкоголя в 1990 году до 10 л в 2008 году или в 1,8 раза. Однако реальное душевое потребление алкоголя с учетом оборота спиртосодержащей продукции, в том числе парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии и другие виды продукции, в России составляет около 18 л.
В структуре продажи алкогольной продукции и пива населению 80% приходится на пиво, 13% - на водку и ликероводочные изделия, 6% - на вино и 1% - на коньяк. Вместе с тем сложившаяся ситуация не способствует изменению структуры потребляемых алкогольных напитков в сторону уменьшения потребления водки, а напротив, обусловливает рост суммарного поступления алкоголя в организм человека, тяжесть его социальных и медицинских последствий. При этом наблюдается рост производства слабоалкогольных напитков и пива.
Наблюдающийся рост потребления пива и слабоалкогольных напитков происходит за счет подростков и женщин детородного возраста. Это в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертности населения.
Пиво и слабоалкогольные напитки пользуются большой популярностью у молодежи и женщин, подкрепляемой рекламой. Подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю и алкоголизации, особенно для девочек. Данные последних лет свидетельствуют, что алкоголизм в юношеском возрасте формируется вследствие приема пива либо слабоалкогольных напитков.
Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ (например, кофеина) в составе так называемых энергетических напитков, весьма популярных у молодежи в последнее время, в значительной степени усиливает энергетический обмен в организме, нарушая при этом ассимиляцию других жизненно важных макро- и микронутриентов. Следствием этого является ускорение привыкания к алкоголю. Кроме того, тонизирующие компоненты алкогольных напитков, вызывающие стимуляцию энергетического обмена, усиливают многократно риск токсического, мутагенного и канцерогенного действия алкоголя на человека.
По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), употребление алкоголя является причиной почти 2 млн. смертельных случаев и 4% болезней во всем мире ежегодно. По данным медицинской статистики, сегодня 2,8 млн. россиян вовлечено в тяжелое, болезненное пьянство, что составляет 2% от всего населения страны.
В 2008 году смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя (по данным Росстата), составила 76268 человек (алкогольные кардиомиопатии, случайные отравления алкоголем, алкогольные болезни печени, хронический алкоголизм, дегенерации нервной системы, вызванные алкоголем, алкогольные психозы, хронический панкреатит алкогольной этиологии).
Продолжается активная реклама пива и алкогольной продукции.
Согласно оценкам ВОЗ связанные с алкоголем расходы составляют 2-5% валового национального продукта.
В рамках осуществления мероприятий по контролю за производством и обращением спиртов, алкогольной продукции организациями Роспотребнадзора в 2008 году проведено 22795 проверок организаций, занятых производством и обращением алкогольной продукции, исследовано 79983 пробы по санитарно-химическим показателям, из них 2,58% не соответствовали гигиеническим нормативам. Наибольшее количество образцов алкогольной продукции и пива было исследовано в Центральном федеральном округе (21654 образца), тогда как наибольший удельный вес продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам, отмечен в Уральском федеральном округе (9,85%).
Наибольший удельный вес алкогольной продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам, отмечался в следующих субъектах Российской Федерации: Свердловская (28,7%), Самарская (10,79%), Амурская (10,1%), Орловская (7,93%), Тульская (6,9%), Владимирская (6,48%), Тверская (6,46%) области и Приморский край (7,63%).
По результатам выявленных нарушений выданы предписания о снятии с реализации 13839 партий алкогольных напитков и пива в объеме 47491813,11 л. По результатам проверок вынесено 425 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов, осуществляющих производство и обращение алкогольной продукции, наложено 9186 штрафов, 221 дело передано в правоохранительные органы.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации по-прежнему не принимаются действенные меры по предупреждению незаконного производства и оборота алкогольной продукции, заболеваемости алкоголизмом и смертности от отравления алкоголем, проведению разъяснительной работы среди населения о негативных последствиях злоупотребления алкоголем.
Одним из основных направлений налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы в 2010-2012 годах является повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21, 29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17)
постановляю:
1. Организациям, осуществляющим ввоз в Российскую Федерацию, производство и оборот алкогольной продукции и спиртосодержащих жидкостей, обеспечить качество и безопасность алкогольной продукции и спиртосодержащих жидкостей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
2.1. При проведении мероприятий по государственному надзору за организациями, осуществляющими производство и оборот алкогольной продукции и спиртосодержащих жидкостей, в случаях выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в полной мере использовать меры административного воздействия;
2.2. Провести совместно с заинтересованными организациями и учреждениями всесторонний анализ производства и оборота спиртов, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также состояния здоровья и смертности населения от причин, связанных с употреблением алкоголя, и внести соответствующие материалы для рассмотрения и принятия решения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
2.3. Проводить среди населения информационно-образовательную работу по ограничению потребления алкогольной продукции и формированию здорового образа жизни.
2.4. Осуществлять представление отчетов о результатах проведения государственного надзора за алкогольной продукцией в строгом соответствии с установленным порядком.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
3.1. Рассмотреть вопрос о производстве и обороте алкогольной продукции и спиртосодержащих жидкостей, состоянии здоровья и смертности населения от причин, связанных с употреблением алкоголя.
3.2. Продолжить работу по борьбе с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции.
3.3. Организовать работу по созданию условий и формированию у населения мотивации по ведению здорового образа жизни.
4. Просить Министерство финансов Российской Федерации при формировании налоговой политики предусматривать соответствующие меры при обороте алкогольной продукции в области охраны здоровья населения.
5. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации предусмотреть в учебных программах образовательных учреждений проведение занятий по формированию у детей и подростков мотивации ведения здорового образа жизни.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Руководитель
Г.Г.Онищенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 августа 2009 года,
регистрационный N 14644
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 37, 14.09.2009