МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О социальной защите инвалидов
Настоящий Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод, установленных конституцией государства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами государства.
Государство осуществляет меры, направленные на охрану здоровья населения, профилактику инвалидности, и создает условия для интеграции инвалидов в общество.
1. Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
2. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
3. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливаются группа инвалидности и степень утраты способности к трудовой деятельности.
4. Признание лица инвалидом осуществляется в установленном порядке уполномоченными на то государственными органами. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются правительством.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
1. Инвалиды имеют право жить в своем традиционном окружении и вести, при необходимой поддержке, обычный образ жизни.
2. Инвалиды имеют право принимать участие в принятии решений на всех уровнях, включая те вопросы, которые имеют для них как для людей с физическими недостатками особое значение.
3. Инвалиды, по возможности, имеют право получать необходимую помощь в рамках обычных систем образования, здравоохранения, социальных служб, а также, при необходимости, пользоваться услугами специальных служб.
4. Инвалиды имеют право принимать активное участие в общем социальном и экономическом развитии общества, а их потребности должны учитываться в национальных планах развития.
5. Государство берет на себя ответственность за создание равных возможностей в отношении инвалидов, включающую:
- запрещение дискриминации по принципу инвалидности;
- регулярный сбор статистических данных об условиях жизни инвалидов, о различных группах инвалидов, создание банка данных об инвалидах;
- разработку и поддержку национальных программ с учетом причин, видов и масштабов инвалидности, развития специальных служб и мер по оказанию помощи инвалидам и их семьям;
- привлечение организаций (объединений) инвалидов к участию в разработке программ, касающихся экономического и социального положения инвалидов;
- сотрудничество с научно-исследовательскими институтами и обмен результатами научных исследований, распространение информации и знаний по вопросам, касающимся инвалидов, среди государственных органов и общественности.
К ведению органов государственного управления в области социальной защиты инвалидов относятся:
- определение государственной политики в отношении инвалидов;
- разработка и реализация мер по профилактике инвалидности, в том числе на основе сокращения инвалидности вследствие отравлений, дорожно-транспортных происшествий, профессиональных заболеваний;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого минимума мер социальной защиты) и обеспечение контроля за соблюдением законодательства по социальной защите инвалидов;
- заключение международных договоров (соглашений) по вопросам социальной защиты инвалидов;
- установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
- определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;
- установление технических регламентов на технические средства реабилитации, средства связи и информации, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований;
- установление порядка лицензирования и аккредитации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
- осуществление аккредитации предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
- разработка и реализация целевых программ в области профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов, обеспечение контроля за их исполнением;
- утверждение перечней реабилитационных мероприятий, технических и иных средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и их финансирование;
- утверждение перечней лекарственных средств, изделий медицинского назначения для ухода за инвалидами, а также продуктов лечебного питания для детей-инвалидов и их финансирование;
- создание государственных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью;
- создание государственных учреждений социального обслуживания населения с отделениями для инвалидов, а также специализированных учреждений для реабилитации инвалидов;
- содействие трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирование создания специальных рабочих мест для их трудоустройства;
- обеспечение деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
- координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
- содействие деятельности общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;
- формирование показателей государственного бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;
- установление единой системы учета инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом;
- подготовка ежегодных докладов о положении инвалидов и мерах по усилению государственной защиты инвалидов;
- образование координационных совещательных органов по вопросам совершенствования государственной политики в составе представителей законодательных и исполнительных органов, общественных объединений инвалидов, а также ученых и специалистов.
За причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством государства.
В случаях, когда другими нормативными правовыми актами предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
1. Юридические лица, должностные лица и граждане, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством государства.
2. Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
1. Законодательство государства о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений конституции, настоящего Закона, других законов, а также иных нормативных правовых актов.
2. Если международным договором (соглашением) государства установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора (соглашения).
Международное сотрудничество по вопросам профилактики инвалидности и обеспечения равных прав и возможностей инвалидов осуществляется соответствующими государственными органами и общественными объединениями инвалидов в соответствии с договорами, межгосударственными соглашениями и нормами международного права.
Профилактика инвалидности - система медицинских, гигиенических, педагогических, профессиональных и иных мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических, сенсорных и других дефектов и перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность, раннюю диагностику инвалидности или уменьшение частоты и тяжести инвалидизации населения, а также мероприятия по охране здоровья, улучшению экологической среды обитания человека, формированию здорового образа жизни, обеспечению безопасных условий труда, предотвращению травматизма на производстве, снижению уровня распространения профессиональных заболеваний.
Органы государственного управления в пределах представленных полномочий осуществляют следующие меры по профилактике инвалидности:
- обеспечивают изучение причин инвалидности;
- реализуют специальные меры по иммунизации населения, профилактике ВИЧ-инфицирования, распространения гепатита, наркомании и токсикомании;
- реализуют специальные меры по предупреждению врожденных дефектов, хронических заболеваний, несчастных случаев, травматизма;
- обеспечивают диспансеризацию населения, особенно наиболее уязвимых с точки зрения инвалидизации социально-демографических групп, а также детей;
- обеспечивают пропаганду здорового образа жизни, повышение престижа здоровой и продолжительной жизни;
- устанавливают требования к здоровью лиц, принимаемых на производства с тяжелыми и вредными условиями труда;
- проводят мониторинг состояния условий и охраны труда, анализ причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости; обеспечивают разработку и реализацию комплекса мероприятий по улучшению условий и охраны труда, подготовку и принятие нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; организуют обучение, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросу охраны труда, контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в целях социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом национальным законодательством.
1. Медико-социальная экспертиза осуществляется государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, подчиненными уполномоченному органу, определяемому правительством. Порядок организации и деятельности учреждений медико-социальной экспертизы определяется правительством.
2. На государственные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
- установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
- разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- изучение уровня и причин инвалидизации населения;