ПИСЬМО
от 21 апреля 2009 года N 01/5286-9-32
О направлении Рекомендаций по применению технических регламентов
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет Рекомендации по применению технических регламентов на молоко, молочную, маслосодержащую и соковую продукцию при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей для использования в деятельности.
Руководитель
Г.Г.Онищенко
РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению технических регламентов на молоко, молочную, маслосодержащую и соковую продукцию при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей
Настоящие рекомендации предназначены для использования должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов (далее - должностные лица Роспотребнадзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) за исполнением требований:
- Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании");
- Федерального закона от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - ТР на молочную продукцию); вступил в силу 17 декабря 2008 года;
- Федерального закона от 24 июня 2008 года N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" (далее - ТР на масложировую продукцию); вступил в силу 29 декабря 2008 года;
- Федерального закона от 27 октября 2008 года N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (далее - ТР на соковую продукцию); вступает в силу 30 апреля 2009 года.
2.1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (до момента признания его утратившим силу) и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с момента вступления его в силу) с учетом требований, установленных ФЗ "О техническом регулировании" (ст.32-34; ст.39; ст.40) и соответствующими техническими регламентами.
2.2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР на молочную продукцию (ст.28) изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, продавцом) осуществляется должностными лицами Роспотребнадзора в отношении:
1) процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки, предназначенных для употребления в пищу:
- на стадии приемки, ввода в эксплуатацию объектов производства молочной продукции;
- при проведении плановых и внеплановых проверок;
- при осуществлении контроля выполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.
2) молока и продуктов его переработки на стадии их обращения в случае признания достоверности информации о несоответствии этих продуктов требованиям ТР на молочную продукцию на стадии их производства.
2.3. Государственный контроль (надзор) за соответствием масложировой продукции, процессов ее производства, хранения и перевозки требованиям ТР на масложировую продукцию проводится на стадии обращения такой продукции.
Не подлежат государственному контролю (надзору) процессы производства, хранения и перевозки масложировой продукции, изготовленной в личных подсобных хозяйствах и реализуемой на розничных рынках.
2.4. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР на соковую продукцию осуществляется в отношении:
1) соковой продукции из фруктов и (или) овощей (далее - соковая продукция) на стадии ее обращения;
2) процессов хранения, перевозки и реализации соковой продукции;
3) процессов производства соковой продукции путем проведения периодических плановых и внеплановых проверок эксплуатируемых объектов производства такой продукции.
Объектом технического регулирования, в отношении которого не применяется ТР на соковую продукцию, является соковая продукция, произведенная в домашних условиях и не предназначенная для реализации.
3.1. Соблюдение в процессе осуществления деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов должно являться предметом плановой проверки в обязательном порядке.
Вместе с тем получение Роспотребнадзором или его территориальным органом информации о несоответствии продукции, выпущенной в обращение, требованиям соответствующих технических регламентов будет являться основанием для проведения внеплановой проверки. Такая информация может поступить от:
1) изготовителя продукции;
2) продавца продукции;
3) лица, выполняющего функции иностранного изготовителя продукции;
4) граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
5) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
6) из средств массовой информации.
3.2. Полученную должностным лицом Роспотребнадзора или его территориального органа информацию следует оценить на предмет наличия фактов:
1) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
2) причинения вреда жизни, здоровью граждан;
3) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
4) наличия необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан.
3.3. При получении, в том числе в результате проведения плановых или внеплановых проверок, информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов следует обратить внимание на установленные статьей 37 ФЗ "О техническом регулировании" перечень действий и сроки передачи такой информации (см.таблицу 1).
3.4. Несвоевременное представление информации в Роспотребнадзор и его территориальные органы сведений о несоответствии выпущенной в обращение продукции (молока и молочных продуктов, предназначенных для употребления в пищу, масложировой и соковой продукции) требованиям технических регламентов является основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
N | Наименование субъекта передачи информации | Сроки и направления передачи информации |
1 | Изготовитель продукции | обязан сообщить о получении информации в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение 10 дней |
2 | Продавец продукции (исполнитель работ, услуг) | обязан довести информацию до изготовителя и сообщить в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение 10 дней |
3 | Лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя | |
4 | Иные лица, не указанные в пунктах 1-3 | вправе направить информацию в орган государственного контроля (надзора) |
5 | Орган государственного контроля (надзора) | обязан известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о поступлении информации в течение 5 дней |
4.1. В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и при отсутствии необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан Роспотребнадзор и его территориальные органы в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации.
Законодательством в области технического регулирования предусмотрено исполнение федеральными органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами следующих полномочий (см. таблицы 2 и 3).
N п/п | Должностные лица органа государственного контроля (надзора) вправе: |
1 | проводить проверку достоверности полученной информации о несоответствии продукции требованиям тех.регламентов (ст.39) |
2 | требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности полученной информации о несоответствии продукции требованиям тех.регламентов (п.1 ст.38) |
3 | согласовывать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда, разработанную изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) (п.2 ст.38) |
4 | запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции, процессах производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия (ст.39) |
5 | направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти (ст.39) |
6 | при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов (ст.39) |
7 | выдавать предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывать содействие в ее реализации и осуществлять контроль за ее выполнением (ст.39) |
8 | запрашивать у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда; проверять соблюдение сроков, указанных в программе (ст.39) |
9 | выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения (ст.34) |
10 | направлять в орган по сертификации, выдавший сертификат, информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия (ст.34) |
11 | выдавать лицу, принявшему декларацию о соответствии предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии с обязательным информированием об этом федерального органа исполнительной власти, организующего формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии (ст.34) |
12 | привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством (ст.34) |
13 | принимать решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции (ст.39, ст.40) |
14 | принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях недопущения причинения вреда (см. соответствующие технические регламенты) |
выдавать предписания о приостановке реализации продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям ТР (часть 1 ст.18) | не предусматривают иных полномочий, кроме указанных в ФЗ "О техническом регулировании" | |
требовать предоставления информации о результатах производственного контроля (часть 3 ст.20) | ||
осуществлять контроль за утилизацией продукции, в отношении которой принято постановление об утилизации (ч.3 ст.19) |
4.2. В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда должностные лица Роспотребнадзора, руководствуясь пунктом 3 статьи 39 ФЗ "О техническом регулировании", вправе:
- выдать предписание о приостановке реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (см. пункт 7 настоящих Рекомендаций);