ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИКАЗ

от 2 февраля 2009 года N 230

Об утверждении Примерного регламента взаимодействия противочумных учреждений Роспотребнадзора с учреждениями и территориальными органами Роспотребнадзора

__________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста Российской Федерации от 18.03.2009 N 01/2464-ДК
______________________________________________________________



В целях повышения эффективности деятельности противочумных учреждений Роспотребнадзора, управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, реализации приказов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 08.05.2008 N 152 "О совершенствовании организации и проведения мероприятий по профилактике чумы*" и от 17.03.2008 N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней"**

________________

* По заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается (письмо от 29.05.2008 N 01/5369-АБ).     

** По заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается (письмо от 31.03.2008 N 01/3065-АБ)

Приказывваю:

Утвердить Примерный регламент взаимодействия противочумных учреждений Роспотребнадзора с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения по опасным инфекционным болезням (приложение).

Руководитель
Г.Г.Онищенко

     

     

Приложение
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
от 2 февраля 2009 года N 230

Примерный регламент взаимодействия противочумных учреждений Роспотребнадзора с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения по опасным инфекционным болезням



1. Примерный регламент взаимодействия противочумных учреждений Роспотребнадзора (ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт", ФГУЗ "Противочумная станция", ФГУЗ "Противочумный центр") с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (далее - Управление Роспотребнадзора) и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации (далее - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии") в прикрепленных субъектах Российской Федерации разработан в целях повышения эффективности работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения по опасным инфекционным болезням и реализации Международных медико-санитарных правил (2005 год) (далее - ММСП (2005 год), определяет направления и порядок действий при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора и санитарной охраны территории в субъектах Российской Федерации, а также биологической безопасности при работе с патогенными микроорганизмами.

2. В основу взаимодействия положены:

- единая государственная политика в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, обязательность выполнения законодательства Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правовых нормативных документов;

- общность целей и задач органов и учреждений Роспотребнадзора при осуществлении своих функций;

- единые подходы и критерии при оценке и прогнозировании санитарно-эпидемиологической обстановки;

- согласованные по содержанию и объему санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций биолого-социального, техногенного и природного характера;

- принцип дифференциации этапов, объема и методов исследования материала в соответствии с уровнем организации лабораторной диагностики и соблюдением преемственности в учреждениях Роспотребнадзора;

- принцип единства и унификации методов отбора и транспортирования материала, схем исследования и регламентированных методов диагностики;

- принцип единства требований биологической безопасности при выполнении работ с патогенными биологическими агентами;

- функционирование противочумных учреждений при исполнении противоэпидемических функций в закрепленных за ними субъектах Российской Федерации либо на закрепленных очаговых по чуме территориях субъектов Российской Федерации по принципу экстратерриториальности (приложения 1 и 2).

3. Взаимодействие противочумных учреждений Роспотребнадзора с органами и учреждениями Роспотребнадзора в прикрепленных субъектах Российской Федерации оформляется соглашением, закрепляющим взаимные обязательства сторон по профилактике опасных инфекционных болезней, обеспечению санитарной охраны территории, биологической безопасности при работе с патогенными микроорганизмами, при выполнении других функций, которые учитываются при планировании работы учреждений.

4. Противочумные учреждения оказывают практическую помощь органам и учреждениям Роспотребнадзора:

- в случае эпидемиологического осложнения по опасным инфекционным болезням и при ликвидации чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вызванных факторами различного характера, за счет средств, выделяемых на борьбу с эпидемиями;

- при выполнении профилактической текущей работы по опасным общим для человека и животных, природно-очаговым и имеющим значение в краевой патологии инфекционным болезням на договорных условиях возмездного характера.

5. Основные направления взаимодействия:

- участие в работе комиссий, советов, иных совещательных органов при обсуждении вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- внесение предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разработке региональных целевых программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласование и участие в их реализации, а также разработка совместных или взаимосогласованных распорядительных и нормативных документов регионального уровня;

- обмен информацией об инфекционной заболеваемости населения, случаях заноса инфекционных болезней, мероприятия в отношении которых регламентируются ММСП (2005 год) и санитарными правилами "Санитарная охрана территории Российской Федерации" (СП 3.4.2318-08, зарегистрированы в Минюсте России 03.04.2008, регистрационный номер 11459), и вспышках опасных инфекционных болезней (вызываемых возбудителями I-II групп патогенности), об эпизоотической обстановке по природно-очаговым и общим для человека и животных инфекционным болезням;

- эпидемиологический надзор за чумой, проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в природных очагах чумы на территории Российской Федерации;

- эпидемиологический надзор за другими опасными и природно-очаговыми инфекционными болезнями бактериальной и вирусной этиологии;

- санитарная охрана территории от заноса и распространения инфекционных болезней, вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при возникновении или угрозе возникновения опасных инфекционных болезней;

- расследование и выявление причин, условий возникновения и распространения инфекционных болезней;

- лабораторная диагностика опасных инфекционных болезней.

- контроль противоэпидемической готовности медицинских учреждений на случай возникновения очагов особо опасных инфекционных болезней;

- обеспечение биологической безопасности при выполнении работ с патогенными микроорганизмами;

- организация и проведение мероприятий по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вызванных факторами различного характера, а также при совершении террористических актов с применением биологических агентов;

- специальная подготовка кадров по вопросам эпидемиологии, профилактики и лабораторной диагностики опасных инфекционных болезней;

- подготовка кадров высшей квалификации;

- формирование и обеспечение готовности специализированных противоэпидемических бригад (далее - СПЭБ) противочумных институтов Роспотребнадзора;

- проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний;

- проведение научно-практических исследований по актуальным вопросам инфекционной патологии региона.

6. Согласование планируемых совместных мероприятий осуществляется в период планирования деятельности на предстоящий год:

- Управлением Роспотребнадзора, которое на основе анализа и оценки эпидемиологической ситуации по опасным инфекционным болезням (кроме чумы) в субъекте Российской Федерации направляет предложения для включения в годовой план работы противочумного учреждения;

- противочумным учреждением, которое согласовывает с Управлением Роспотребнадзора и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в прикрепленных субъектах (субъекте) Российской Федерации мероприятия, в выполнении которых участвует или выполняет самостоятельно (является единственным исполнителем). (Руководители Управления Роспотребнадзора и противочумного учреждения уведомляют друг друга официальными письмами о включении в годовые планы работы согласованных мероприятий и их объемах. Взаимное согласование и включение мероприятий в планы работы на предстоящий год (с поквартальным распределением) должны завершаться до 15 декабря предшествующего года);

- противочумным учреждением, которое на договорной основе при необходимости может оказывать практическую помощь ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в выполнении определенного объема мероприятий (исследований), а при выполнении запланированных мероприятий - направляет в Управление Роспотребнадзора и получает от него (в случае проведения совместных мероприятий) итоговые материалы (отчет, протоколы исследований, эпизоотологические обзоры, прогнозы и др.).

7. Информационное взаимодействие осуществляется:

7.1. Управлением Роспотребнадзора, которое направляет противочумному учреждению:

- ежемесячную и итоговую годовую информацию о заболеваемости населения инфекционными болезнями;

- оперативную информацию о случаях завоза опасных инфекционных болезней и вспышках инфекционных болезней;

- информацию о выделении возбудителей опасных инфекционных болезней из объектов окружающей среды и материала от людей;

- оперативную информацию об эпизоотической и эпидемиологической обстановке по природно-очаговым инфекциям;

- годовые эпизоотологические обзоры и прогнозы по природно-очаговым инфекциям.

7.2. Противочумным учреждением, которое направляет в Управление Роспотребнадзора информацию:

- об эпизоотической обстановке в природных очагах чумы и сочетанных с нею природных очагах других инфекций;

- обзор и прогноз эпизоотической ситуации в природных очагах чумы России и стран СНГ;

- о выделении возбудителей опасных инфекционных болезней из объектов окружающей среды и материала от людей.

8. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) противочумные мероприятия осуществляются:

8.1. противочумным учреждением, которое:

- проводит эпидемиологический надзор, включающий эпизоотологическое обследование природных очагов чумы;

- при выявлении эпизоотий чумы проводит поселковую дератизацию, дезинсекцию, барьерную обработку по снижению численности грызунов и эктопаразитов вокруг населенных пунктов в зоне выявленной эпизоотии и последующую оценку эффективности проведенных мероприятий; организуют проведение мероприятий администрации населенных пунктов и организаций, расположенных в районе эпизоотии;

- осуществляют контроль вакцинации против чумы "контингентов высокого риска заражения", организации медицинского наблюдения за населением на территории природных очагов чумы, эффективности проведения поселковой дератизации и дезинсекции;

- дают рекомендации по вопросам организации и проведения мероприятий по профилактике чумы Управлению Роспотребнадзора;

- координируют и участвуют в организации и проведении мероприятий по локализации и ликвидации очагов заболеваний чумой;

- готовят обзор и прогноз эпизоотической ситуации в природных очагах чумы на закрепленной территории;

- проводят экспертную оценку территорий природных очагов чумы, предназначенных для использования в хозяйственных, промышленных, строительных и рекреационных целях.

8.2. Управлением Роспотребнадзора, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, которые:

- организуют и участвуют в проведении первичных мероприятий при выявлении больного, подозрительного на заболевание чумой;

- участвуют в организации и проведении мероприятий по локализации и ликвидации очагов заболеваний чумой;

- выполняют рекомендации противочумного учреждения по вопросам организации и проведения мероприятий по профилактике чумы;

- организуют проведение и осуществляют контроль за организацией вакцинации против чумы "контингентов высокого риска заражения", проживающих на территории природных очагов чумы, в соответствии с рекомендациями противочумных учреждений.

8.3. Управлением Роспотребнадзора и противочумным учреждением Роспотребнадзора, которые совместно проводят:

- контроль готовности лечебно-профилактических учреждений на случай выявления больных чумой на энзоотичных по чуме территориях;

- информационно-разъяснительную работу по вопросам профилактики чумы среди населения, проживающего на энзоотичных по чуме территориях.

9. Мероприятия по эпидемиологическому надзору за холерой осуществляются:

9.1. Управлением Роспотребнадзора, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора и противочумным учреждением Роспотребнадзора, которые совместно:

- разрабатывают комплексные планы противохолерных мероприятий;

- организуют, проводят комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах холеры и контролируют их эффективность.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»