Действующий

О возмещении НДС

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 23 января 2009 года N ШС-21-3/40


[О возмещении НДС]



Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Из указанного выше обращения следует, что налоговые органы в массовом порядке отказывают в возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам, вменяя им в вину ответственность за недобросовестные действия контрагентов.

Однако средний по Российской Федерации показатель сумм налога, отказанных в возмещении налоговыми органами по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, составляет около 10 процентов.

Также высказывается позиция, согласно которой добросовестный налогоплательщик не должен нести ответственность за действия организаций, участвующих во всех стадиях процесса уплаты и перечисления налогов в бюджет. Ответственность за борьбу с неплательщиками должна в полном объеме возлагаться на налоговые органы, но не на частные компании.

В этой связи Российским союзом промышленников и предпринимателей предлагается внести ряд изменений в нормативную правовую базу.

Проведенный ФНС России анализ представленных предложений позволяет сделать ряд выводов, изложенных далее.

1. По вопросу ответственности, в том числе материальной, налогового органа за необоснованный отказ в возмещении НДС.

Действующая редакция статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (пункт 10) предусматривает, что при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

Одновременно пунктом 11 рассматриваемой статьи установлено, что в случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Более того, в 2005 году Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление от 29.11.2005 N 7528/05) было определено, что в случае неправомерного отказа налогового органа в возмещении НДС проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, как если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение.

Таким образом, необходимости в повторной фиксации уже существующих норм, подтвержденных арбитражной и правоприменительной практикой, по мнению ФНС России, не требуется.

2. По вопросу законодательного закрепления понятий "должная осмотрительность" и "добросовестность", а также ограничений на использование принципа "недобросовестного контрагента" в качестве основания для отказа в возмещении НДС.

Приводимые понятия либо уже закреплены в действующем законодательстве о налогах и сборах (концепция "добросовестности налогоплательщика"), либо введены в оборот на уровне арбитражного рассмотрения споров налогоплательщиков с налоговыми органами ("должная осмотрительность", "недобросовестный контрагент").

Так, вина, т.е. отношение лица к совершенному им деянию, запрещенному законодательством о налогах и сборах, является одним из признаков налогового правонарушения (статья 106 Кодекса) и составляет субъективную сторону его состава.

При отсутствии вины в силу пункта 2 статьи 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, так как в этом случае отсутствует его состав, а именно субъективная сторона.

Пункт 6 статьи 108 Кодекса закрепляет положения, составляющие содержание принципа презумпции невиновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности:

- лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;

- лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;

- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы;

- неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Данные положения закреплены по аналогии с конституционными положениями о презумпции невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления:

- каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (часть 1 статьи 49 Конституции);

- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (часть 2 статьи 49 Конституции);

- неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (часть 3 статьи 49 Конституции).

Суммируя вышесказанное, правомерно констатировать соответствие концепции "добросовестности налогоплательщика", изложенной и применяемой в действующем налоговом законодательстве, первоочередным конституционным принципам российского законодательства в целом.

Во-вторых, описанная выше концепция "добросовестности налогоплательщика" применима не только в отношении правоприменительной практики по налогу на добавленную стоимость, но и в отношении иных налогов (например, налога на прибыль, УСН, акцизов и т.д.), а также в отношении определенных действий налогоплательщиков (например, неисполнение обязанности по уплате налоговых платежей в бюджет с использованием "проблемных" банков и т.д.).

Именно с учетом широты и обязательности применения концепции "добросовестного налогоплательщика" она зафиксирована в части первой Кодекса в главе 15 "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений".