Статус документа
Статус документа

     

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2008 года N 60

Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.5.1.2423-08

____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
;
утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 30

____________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.1; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21, 29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.I), ст.3418) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

постановляю:

Утвердить санитарные правила и нормы СанПиН 2.5.1.2423-08 "Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации".

Г.Г.Онищенко

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 февраля 2009 года,
регистрационный N 13303

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
от 27 октября 2008 года N 60

     

Гигиенические требования
к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.5.1.2423-08


I. Общие положения

1.1. Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к условиям труда и отдыха летного состава гражданской авиации" (далее - Санитарные правила) определяют санитарно-гигиенические требования к рабочим местам в кабинах самолетов и вертолетов (далее - воздушные суда) и условиям отдыха летного состава гражданской авиации.

1.2. Настоящие Санитарные правила предназначены для организаций, осуществляющих эксплуатацию отечественных и импортных воздушных судов.

1.3. Требования настоящих Санитарных правил и норм вводятся для обеспечения условий труда летного состава на рабочих местах во вновь проектируемых воздушных судах, а также находящихся в эксплуатации при их модернизации.

1.4. Производственный контроль за обеспечением условий труда и отдыха летного состава, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий организуется и осуществляется организациями гражданской авиации в порядке, установленном санитарными правилами.

II. Гигиенические требования к рабочим местам летного состава воздушных судов гражданской авиации

     

Гигиеническое нормирование параметров микроклимата

2.1.1. В кабинах воздушных судов нормируются следующие оптимальные и допустимые показатели микроклимата: температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, а также температура ограждающих поверхностей.

2.1.2. Оптимальные параметры микроклимата, обеспечивающие поддержание оптимального теплового состояния организма человека без напряжения механизмов терморегуляции, должны обеспечиваться на проектируемых и реконструируемых воздушных судах с герметичными кабинами.

Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха на этапе горизонтального полета во всех ожидаемых условиях эксплуатации должны соответствовать нормативным величинам (см. приложение 1 Правил).

2.1.3. Допустимые параметры микроклимата, вызывающие напряжение механизмов терморегуляции, не выходящие за пределы физиологических приспособительных возможностей и при систематическом воздействии не приводящие к нарушению состояния здоровья, должны обеспечиваться на эксплуатирующихся воздушных судах с герметичными кабинами и на проектируемых, реконструируемых, строящихся и эксплуатирующихся судах с негерметичными кабинами (см. приложение 2 Правил).

2.1.4. Температура ограждающих поверхностей при соблюдении оптимальных норм микроклимата не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 2°С, а при обеспечении допустимых норм - более чем на 5°С.

Предельная температура ограждающих поверхностей не должна быть ниже +5°С и выше +45°С.

2.1.5. Перепад температур по высоте рабочей зоны допускается не более 3°С, а по горизонтали - не более 4°С.

Гигиеническое нормирование содержания химических веществ, аэроионного состава воздуха

2.2.1. Содержание вредных химических веществ и пыли в воздухе кабин воздушных судов, источниками которых могут быть горюче-смазочные материалы, гидравлические и другие специальные жидкости, лакокрасочные покрытия, синтетические материалы элементов интерьера кабин, забортный воздух и др., при различных типах используемых систем вентиляции и кондиционирования, в том числе и при частичной рециркуляции в пассажирских кабинах, не должно превышать предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

При одновременном присутствии в воздухе кабин нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений фактических концентраций каждого из них в воздухе к их ПДК не должна превышать единицы.

При одновременном содержании в воздухе вредных веществ разнонаправленного действия ПДК остаются такими же, как и при изолированном воздействии.

2.2.2. Применение новых горюче-смазочных и специальных жидкостей, декоративно-отделочных, лакокрасочных, клеящих и других материалов, предназначенных для использования на воздушных судах, допускается при соответствии требованиям санитарных норм и правил.

2.2.3. Содержание углерода диоксида (СО) в воздухе кабин воздушных судов не должно превышать 0,1%.

2.2.4. Запрещается применение систем рециркуляции воздуха в кабинах экипажа.

2.2.5. Содержание легких отрицательных и положительных аэроионов в кабинах воздушных судов гражданской авиации должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам допустимых уровней ионизации воздуха производственных и общественных помещений (см. приложение 3 Правил).

Гигиеническое нормирование уровней звука, ультразвука, инфразвука и вибрации

2.3.1. Уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука, воздействующие на летный состав в полете, не должны превышать допустимые уровни звукового давления и эквивалентные уровни звука для рабочих мест летного состава (см. приложение 4 Правил).

Оптимальные уровни звука предназначены для разработки и реконструкции воздушных судов в целях улучшения условий труда летного состава.

2.3.2. Акустическую нагрузку на летный состав в полетах следует оценивать по эквивалентному уровню звука, состоящему из внутрикабинного шума и дополнительной звуковой нагрузки в результате прослушивания эфира и речевого радиообмена.

Допускается в качестве характеристики непостоянного шума на рабочих местах летного состава использовать дозу шума или относительную дозу шума.

2.3.3. Уровни ультразвукового давления на рабочих местах членов экипажей воздушных судов не должны превышать допустимые уровни ультразвука на рабочих местах (см. приложение 5 Правил).

2.3.4. Уровни инфразвукового давления на рабочих местах членов экипажей воздушных судов не должны превышать допустимые уровни инфразвука на рабочих местах летного состава (см. приложение 6 Правил).

2.3.5. Уровни общей вибрации для кабин экипажей воздушных судов не должны превышать допустимые уровни общей вибрации на рабочих местах (см. приложение 7 Правил).

Гигиеническое нормирование барометрического давления

2.4.1. Для всех самолетов гражданской авиации с гермокабинами, независимо от высоты полета, величина барометрического давления не должна быть менее 567 мм рт.столба (2400 м).

2.4.2. Для обеспечения комфортных условий в полете скорость изменения барометрического давления в гермокабине на всех режимах полета допускается не более 0,18 мм рт.столба в секунду.

Гигиеническое нормирование электромагнитного излучения

2.5.1. В кабинах воздушных судов величина энергетической экспозиции (далее - ЭЭ) для летного состава от устройств радиосвязи по электрической и магнитной составляющей в период от запуска двигателей до их остановки в течение рабочего дня не должна превышать ПДУ ЭЭ ЭМП (см. приложение 8 Правил).

2.5.2. Уровни напряженности электрического (Е, В/м) и магнитного (Н, А/м) полей, плотности потока энергии (далее - ППЭ, мкВт/см) ЭМП не должны превышать максимальные ПДУ (см. приложение 8 Правил).

В диапазонах частот 30 кГц - 3 МГц и

  30 - 50 МГц учитываются ЭЭ, создаваемые как электрическим (ЭЭе), так и магнитным полями (ЭЭн):

ЭЭе/ЭЭепду + ЭЭн/ЭЭнпду 1.

При облучении от нескольких источников ЭМП, работающих в частотных диапазонах, для которых установлены разные ПДУ, должны соблюдаться следующие условия:

ЭЭе1/ЭЭЕпду1 + ЭЭе2/ЭЭепду2 + ... + ЭЭЕп/ЭЭепдуп 1;
     
     ЭЭе/ЭЭепду + ЭЭппэ/ЭЭппэпду
1.

2.5.3. Энергетическая экспозиция в диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ) 300 МГц - 300 ГГц рассчитывается по формуле:

ЭЭппэ = ППЭ х Т, (Вт/м)·ч, (мкВт/см)·ч,

где:

ППЭ - плотность потока энергии (Вт/м, мкВт/см);

Т - время воздействия за время выполнения полета (час).

2.5.3*. Воздействие СВЧ-излучения на летный состав в полете может быть от нескольких источников, как бортовых, так и наземных, и изменяться в зависимости от зоны и высоты полета, уровень СВЧ-облучения следует оценивать суммой ЭЭ на организм за отдельные периоды облучения:

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


При этом полученная суммарная ЭЭ не должна превышать 200 мкВт /см·ч.

2.5.4. На рабочих местах членов экипажа самолетов, выполняющих полеты на высотах более 6000 м, а также в случаях наличия в кабине экипажа источников рентгеновского излучения - ППЭ СВЧ не должна превышать 1000 мкВт/см при указанной в пп.2.5.3 предельно допустимой энергетической нагрузке.

2.5.5. Измерения электромагнитных полей и излучений на рабочих местах членов экипажа должны производиться:

- во время эксплуатационных испытаний новых воздушных судов в полетах по типовым профилям;

- при внедрении в эксплуатацию новых источников электромагнитной энергии;

- при внесении изменений в конструкцию и режим работы действующих источников неионизирующих излучений, а также после проведения ремонтных работ на локационных установках;

- при изменении трасс полетов самолетов ГА;

- измерения уровней ЭМП должны проводиться для всех рабочих режимов установок при максимальной используемой мощности. В случае измерений при неполной излучаемой мощности делается перерасчет до уровней максимального значения путем умножения измеренных значений на соотношение Wmax/W, где Wmax - максимальное значение мощности, W - мощность при проведении измерений;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs