Новая бухгалтерия, N 12, 2008 год     

А.Восковский,
И.Макалкин,
эксперты "ЭЖ"

     

Антикризисные изменения в Налоговый кодекс РФ       

   

     Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, цель которых - помочь предприятиям выжить в условиях кризиса. Закон вступает в силу с 2009 г., но некоторые его статьи действуют с момента опубликования данного документа. Значит, уже сегодня можно применить предусмотренные этими статьями поправки и сэкономить деньги на налогах.     

Изменения в часть первую Налогового кодекса РФ


Изменения, внесенные в экстренном порядке в часть первую НК РФ, сделали некоторые нормы этой части Кодекса лояльнее к налогоплательщику.     

Законы быстрой реализации.

Пункт 1 ст.5 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 ст.5 данного Кодекса, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если они это прямо предусматривают.

Речь идет об актах:

- устраняющих или смягчающих ответственность за налоговые нарушения либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав плательщиков налогов (сборов), налоговых агентов, их представителей;

- отменяющих налоги и (или) сборы, снижающих размеры ставок, устраняющих обязанности плательщиков налогов (сборов), налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающих их положение.

Отметим, что в обсуждаемом Законе это новое правило уже реализовано. Согласно п.4 ст.9 данного правового акта его ст.7 вступает в силу со дня официального опубликования Закона. Статья 7 отменяет п.10 ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ, в котором были изложены новые редакции статей 258 и 259 НК РФ, касающиеся вопросов амортизации имущества в целях обложения налогом на прибыль. Эти поправки должны были вступить в силу с 1 января 2009 г. Однако обсуждаемый Закон содержит иные редакции названных статей, которые улучшают положение налогоплательщиков (о чем пойдет речь далее). Теперь о так и "не заработавших" новеллах можно забыть.     


СПРАВКА

В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".    

"Безнадежность" станет доступнее.

Внесены дополнения в статьи 54 и 59 НК РФ, входящие в главу 8 Налогового кодекса РФ, которая регулирует вопросы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В статье 54 НК РФ, содержащей положения, касающиеся общих вопросов исчисления налоговой базы, законодатель уточнил, что налогоплательщик вправе провести перерасчет указанной базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки и искажения привели к излишней уплате налога.

Действующая редакция ст.59 НК РФ, предусматривающая возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам, не содержит перечень ситуаций, при которых такое списание допустимо, делегируя установление соответствующего порядка Правительству РФ (по федеральным налогам и сборам) и исполнительным органам власти субъектов РФ и местным администрациям (по региональным и местным налогам).

Названное Постановление Правительства РФ N 100 позволяет признавать налоговые долги безнадежными только в случае прекращения существования налогоплательщиков-должников.

Закон предоставил возможность освободиться от долгов и "здравствующим" налогоплательщикам. Статья 59 НК РФ дополнена п.3, согласно которому суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в  юджетную систему РФ, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с п.1 данной статьи, в случае если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.

При этом согласно п.8 ст.9 обсуждаемого правового акта приведенная новелла применяется к указанным в ней суммам, списанным со счетов, но не перечисленным банками в бюджетную систему до дня вступления Закона в силу.

Названный пункт 3 можно понимать двояко.

"Узкое" толкование позволяет утверждать, что в данном случае речь идет только о задолженности, скопившейся на момент вступления Закона в силу.

Если же возникшие сомнения согласно п.7 ст.3 НК РФ толковать в пользу налогоплательщика, то следует сделать вывод о том, что п.3 ст.59 НК РФ будет также распространяться на соответствующие правоотношения, возникшие и после наступления нового года.     

Веское слово министра.

Изменены и дополнены статьи 63, 64 и 67 НК РФ, входящие в главу 9 Налогового кодекса РФ, в которой речь идет об изменении срока уплаты налога и сбора, а также пеней. Эта глава дополнена новой статьей - 64.1. Суть новаций заключается в следующем.

Появилась новая инстанция, принимающая решения об изменении сроков исполнения налоговых обязанностей. Это министр финансов. Именно он будет решать вопросы об отсрочке или рассрочке по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по таким налогам, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи соответствующего заявления налогоплательщика превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

На "раздумья" министру отведен месяц, который начинает исчисляться со дня получения заявления об изменении срока уплаты.

Решение об отсрочке или рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами данных субъектов и муниципальных образований.

А решение в части сумм ЕСН, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, следует согласовывать с органами этих фондов.

Отметим, что предусмотренная ст.64.1 НК РФ отсрочка или рассрочка может предоставляться без способов ее обеспечения.

Появилось также новое основание для предоставления налогоплательщику инвестиционного налогового кредита. Таким основанием является выполнение организацией государственного оборонного заказа (подп.4 п.1 ст.67 НК РФ).     

Чтобы обеспечение не превращалось в беспредел.

Приостановление операций по счетам в банках налогоплательщиков, предусмотренное ст.76 НК РФ, является одним из самых жестких способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Лишение хозяйствующего субъекта возможности распоряжаться своими денежными средствами может привести к необратимым последствиям. Видимо, поэтому законодатель счел необходимым конкретизировать эту "обеспечительную" процедуру, более четко определив полномочия налоговых органов. Именно так можно охарактеризовать изменения и дополнения, внесенные Законом в вышеуказанную статью.

В то же время обратим внимание на то, что сфера применения ст.76 НК РФ расширена. С 2009 г. приостановление операций по счетам в банке будет применяться для обеспечения исполнения решения о взыскании не только налога и сбора, но и пеней и штрафов.

Дополняя п.2 ст.76 НК РФ новым абзацем, законодатель уточнил, что приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о применении данного способа обеспечения, по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления валютных операций.

А новая редакция п.4 обсуждаемой ст.76 направлена на то, чтобы "исправившийся" налогоплательщик мог незамедлительно возобновить денежные операции. В частности, установлено, что решение об отмене приостановления операций вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту его нахождения под расписку или направляется в банк в электронном виде либо иным способом, свидетельствующим о дате его получения, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Кроме того, уточнено, что приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (абз. 1 п.7 ст.76 НК РФ).

Дисциплинирующее значение для налогового органа имеет п.9.2, введенный в ст.76 НК РФ. Данный пункт предусматривает, что в случае нарушения инспекцией срока отмены решения о приостановлении операций или срока вручения банку (направления в банк) такого решения на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.     

Рамки для "камералки".

Порядок проведения камеральных налоговых проверок определен ст.88 НК РФ. Однако в настоящее время положения данной статьи недостаточно конкретны, что позволяет проверяющим, в частности, необоснованно "нагружать" налогоплательщиков. Законодатель попытался устранить этот негатив.

Приведем действующую редакцию п.2 обсуждаемой статьи, выделив фрагмент, "отрезанный" Законом. Согласно названному пункту камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения такого органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны к ним прилагаться, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Такую поправку, лишающую чиновников возможности необоснованно требовать дополнительные документы и конкретизирующую срок проведения "камералки", можно только приветствовать.

Статья 88 НК РФ также дополнена п.9.1, который предусматривает последствия представления уточненной декларации. Установлено, что, если до окончания камеральной проверки налогоплательщик представил уточненную декларацию в порядке, предусмотренном ст.81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая "камералка" на основе уточненных названных документов.

Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий инспекции в отношении ранее поданной декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные проверяющими в рамках прекращенной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.     

Слушали - постановили...

Измененные Законом статьи 100, 101 и 101.4 НК РФ объединяет то, что они определяют процедуру завершения мероприятий по осуществлению налогового контроля.

Небольшая, но существенная поправка, конкретизирующая сроки, внесена в п.5 ст.100 НК РФ. Новая редакция данного пункта устанавливает, что акт налоговой проверки должен быть вручен проверяемому лицу или его представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом, в течение пяти дней с даты акта.

Внесенные в п.4 ст.101 НК РФ изменения направлены на уточнение доказательственной базы, подлежащей исследованию при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. В частности, установлено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушениями Налогового кодекса РФ. В то же время если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были им представлены в инспекцию с нарушением установленных сроков, то данные документы, полученные налоговым органом, не будут считаться полученными с нарушениями.

Аналогичным положением дополнен п.7 ст.101 НК РФ. Напомним, что данная статья определяет порядок производства по делу о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, за исключением правонарушений, упомянутых в статьях 120, 122 и 123 НК РФ.

Из новой редакции п.9 ст.101 НК РФ следует, что решение, вынесенное в порядке данной статьи, должно быть вручено проверяемому лицу (его представителю) в течение пяти дней после дня вынесения такого решения.     

Проштрафившиеся банки.

Последний блок поправок, внесенных в часть первую НК РФ, объединяет статьи 132, 133, 134, 135 и 135.1 Кодекса, которые входят в главу 16 НК РФ, устанавливающую виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

Столь пристальное внимание законодателя к вышеуказанной главе 16 легко объяснимо. Ведь в ней речь идет о банковской сфере, от которой во многом зависит четкость функционирования налоговой системы. Особое значение эта связь приобрела в условиях мирового финансового кризиса, затронувшего и экономику России. Закон уточняет правила "игры", в которой банкам отведена особая роль "проводника" денежных потоков.

С 10 тыс. до 20 тыс. руб. увеличен размер штрафа, предусмотренный п.1 ст.132 НК РФ, за открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно и за открытие счета при наличии у банка решения инспекции о приостановлении операций по счетам этого лица.

А в пункт 2 вышеуказанной ст.132 НК РФ внесены дополнения, выделенные нами при цитировании новой редакции данного пункта. Теперь штраф предусмотрен за "несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет".

При этом размер штрафа, взыскиваемого за совершение этого правонарушения, увеличен с 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Расширен состав правонарушения, предусмотренного ст.133 НК РФ, что видно из текста новой редакции данной статьи с выделенными нами дополнениями:

"Нарушение банком установленного Налоговым кодексом РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа".

Изменена статья 134 НК РФ, предусматривающая ответственность банка за неисполнение им решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Из содержания новой редакции этой статьи следует, что при наличии такого решения банк вправе выполнить указания своего клиента о перечислении денежных средств, связанном с уплатой им не только налогов и сборов, но и авансовых платежей, пеней, штрафов.

Уточнена санкция обсуждаемой статьи. Согласно действующей редакции ст.134 НК РФ с "непослушного" банка взыскивается штраф в размере 20% суммы, перечисленной в соответствии с поручением клиента, но не более суммы задолженности. Законодатель счел необходимым указать, что при отсутствии задолженности штраф взыскивается в размере 10 тыс. руб.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs