Недействующий


Проект N 109443-4  


Вносится депутатами Государственной Думы
Д.О. Рогозиным,
А.Н. Савельевым,
С.И. Чаплинским


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статью 217
части второй Налогового кодекса
Российской Федерации


     Статья 1. Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 30, ст. 3021; 2003, N 21, ст. 1958; 2001, N 23, ст. 2289) следующие изменения:

     1. Абзац второй пункта 8 статьи 217 изложить в следующей редакции:


"налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, а также членам семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, независимо от источника выплаты;".

2. Абзац шестой пункта 8 статьи 217 после слов "Российской Федерации," дополнить словами: "а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации,".

     Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

     Президент
Российской Федерации


Депутату Государственной Думы
Д.О.Рогозину

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


На N 5.4-21/99 от 24 мая 2004 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений
в статью 217 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу
депутатом Государственной Думы Д.О.Рогозиным и другими


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.

Законопроектом предусматривается внести изменения в статью 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, дополнив ее новым пунктом, в соответствии с которым предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц "доходы, полученные лицами, пострадавшими в результате стихийного бедствия, террористического акта, в связи с другим чрезвычайным обстоятельством, в качестве возмещения причиненного им материального ущерба, вреда их здоровью и (или) морального вреда независимо от источника выплаты", одновременно признав утратившими силу абзацы второй и шестой пункта 8 рассматриваемой статьи Кодекса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления либо иностранными государствами или специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, правительственными и неправительственными межгосударственными организациями. Также освобождены от налогообложения суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.

Законопроект расширяет действие существующих положений, содержащихся в пункте 8 статьи 217 Кодекса, распространяя освобождение от налогообложения на выплаты, осуществляемые из любых источников, а не только на основании решений вышеуказанных органов и организаций. Вместе с тем предложенная формулировка законопроекта не позволит освобождать от налогообложения выплаты, получаемые родственниками лиц, погибших в результате наступления чрезвычайных обстоятельств и, тем самым, не решает поставленных задач.

Кроме того, слишком широкая и неконкретная формулировка положений законопроекта делает возможным их различное толкование, а освобождение от налогообложения доходов физических лиц в виде возмещения морального вреда пострадавшим лицам может привести к значительным потерям соответствующих бюджетов и не поддерживается.

Правительство Российской Федерации, поддерживая в целом предложение о расширении оснований освобождения от налогообложения выплат физическим лицам в случае наступления чрезвычайных ситуаций, считает целесообразным не дополнять новым пунктом статью 217 Кодекса с признанием утратившими силу абзацев второго и шестого из пункта 8, а дополнить вышеуказанные абзацы пункта 8 положениями об освобождении от налогообложения выплат членам семей лиц, погибших в результате чрезвычайных обстоятельств либо террористических актов.

Статья 2 законопроекта не согласуется со статьей 5 Кодекса, предусматривающей иной порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о налогах.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации считает возможным поддержать данный проект федерального закона при условии его доработки.


Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков

    

               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 217
части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Предлагаемым проектом федерального закона предлагается освободить от налогообложения доходы, полученные лицами, пострадавшими от стихийных бедствий, террористических актов, иных чрезвычайных обстоятельств, и членами их семей, в качестве возмещения причиненного им материального ущерба, вреда здоровью независимо от источника получения данных доходов. Поводом к внесению данного законопроекта является ситуация, при которой лица, пострадавшие вследствие чрезвычайных ситуаций, либо родственники погибших обязаны уплачивать налог с получаемых ими сумм единовременной материальной помощи. Так, например, налогом в Российской Федерации облагаются денежные средства, полученные родственниками погибших пассажиров самолета авиакомпании "Башкирские авиалинии", потерпевшего катастрофу в небе над Германией в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, от виновной стороны - швейцарской фирмы "Скайгайд". Между тем, в мировой практике такие выплаты, как правило, не подлежат налогообложению.

Действующая редакция положений Налогового кодекса (абз. 2, 6 п. 8 ст. 217) предусматривает, что от налогообложения освобождаются суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления либо иностранными государствами или специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, правительственными и неправительственными межгосударственными организациями. Также не облагаются налогом суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.

Предлагаемые изменения и дополнение призваны освободить от налогообложения не только указанные в действующих положениях Налогового кодекса доходы, но и все доходы лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф и терактов, и их родственников, полученные ими в качестве возмещения материального ущерба и компенсации вреда здоровью не только на основании решения органов представительной и исполнительной власти, но также и от организаций, обязанных компенсировать данный ущерб добровольно, то есть от любых источников. Данные предложения не освобождают указанные организации от уплаты налогов, а касаются исключительно физических лиц, пострадавших от стихийных бедствий, терактов или катастроф и членов их семей. В связи с этим принятие предлагаемого федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.

На данный проект федерального закона получено заключение Правительства Российской Федерации. В представленном законопроекте учтены все замечания Правительства Российской Федерации, касающиеся структуры законопроекта и нормы о действии закона во времени.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»