ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2008 года N 942

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866

Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4974; 2002, N 23, ст. 2187; 2004, N 50, ст. 5076; 2005, N 13, ст. 1174; 2007, N 43, ст. 5200; 2008, N 23, ст. 2713).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 декабря 2008 г. N 942


ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866



1. В наименовании и пункте 1 слова "до 2010 года" заменить словами "до 2014 года".

2. Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2010 года, утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:


"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2001 г. N 866
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 10 декабря 2008 г. N 942
)



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
развития Калининградской области на период до 2014 года

ПАСПОРТ
Федеральной целевой программы развития  Калининградской области на период до 2014 года

Наименование Программы

-

Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период
до 2014 года

Дата принятия решения
о разработке Программы

-

разработана на основании раздела II протокола заседания Правительства Российской Федерации от 22 марта
2001 г. N 11

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации

Государственные заказчики Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации,  Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство связи, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по образованию

Основные разработчики Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации и правительство Калининградской области

Цель Программы

-

создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, обеспечивающего достижение уровня жизни, сопоставимого с уровнем жизни сопредельных стран, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения Российской Федерации и государств - членов Европейского союза

Основные задачи Программы

-

основными задачами Программы являются:
задачи по обеспечению геостратегических интересов России в Балтийском регионе:
улучшение экологической обстановки и  выход на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды;
обеспечение энергетической безопасности области за счет реконструкции существующих и ввода новых энергоисточников;
задачи общефедерального уровня:
развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи;
развитие туристско-рекреационного комплекса, инфраструктуры гостиничного бизнеса, в том числе за счет улучшения экологической обстановки;
задачи регионального значения, требующие государственной поддержки:
обеспечение современной жилищно-коммунальной инфраструктуры;
создание условий для обеспечения высокоэффективного сельскохозяйственного производства;
развитие материальной базы системы образования;
строительство и реконструкция объектов культуры;
строительство и модернизация объектов здравоохранения, физической культуры и спорта

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

-

в качестве важнейших целевых индикаторов и показателей выбраны экономические параметры Программы, характеризующие ее цели и задачи, - валовой региональный продукт, объем собираемых налогов,
а также ряд социальных показателей. Значения целевых показателей рассчитаны
с учетом мероприятий, планируемых к реализации за счет внебюджетных средств.

В результате реализации Программы в 2014 году предполагается достижение следующих значений целевых индикаторов:
валовой региональный продукт - 252458 млн. рублей (в ценах 2008 года);
налоговые отчисления в федеральный бюджет - 46014,1 млн. рублей (в текущих ценах);
налоговые отчисления в бюджеты Калининградской области и муниципальных образований - 34166,5 млн. рублей
(в текущих ценах);
годовой фонд оплаты труда - 168600 млн. рублей (в текущих ценах);
среднедушевой денежный доход - 23525 рублей в месяц,
улучшение показателей обеспеченности населения учреждениями образования (нормативная наполняемость классов - 25 учащихся);
снижение смертности населения
(на 100 тыс. человек населения):
от болезней кровообращения - до 480 человек;
от новообразований - до 182,2 человека;
от туберкулеза - до 18 человек;
улучшение показателей обеспеченности населения коммунальными услугами: удельный вес жилищного фонда, оборудованного системой водоснабжения, - 93,5 процента;

удельный вес жилищного фонда, оборудованного системой  канализации, - 89,8 процента;
удельный вес жилищного фонда, оборудованного системой газоснабжения, - 96 процентов

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется в 2002 - 2014 годах в 2 этапа:
первый этап (2002 - 2005 годы) - реализация масштабных инфраструктурных проектов:

создание базы для развития экономики области;
разработка правовых механизмов функционирования особой экономической зоны;

второй этап (2006 - 2014 годы) - продолжение реализации инвестиционных и социальных мероприятий, закрепляющих достигнутые на первом этапе реализации Программы положительные результаты в развитии экономики и социальной сферы

Объемы и источники
финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 436546,64 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 56777,72 млн. рублей;
за счет средств бюджетов Калининградской области и муниципальных образований -
12425,41 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных источников -
367343,51 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты Программы

-

создание в Калининградской области благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, способствующего привлечению инвестиций, развитию экспортно ориентированных производств, повышению конкурентоспособности Калининградской области в макрорегионе Балтики.
Финансово-экономические результаты в 2014 году по сравнению с уровнем
2005 года составят:
инвестиции на 1 жителя области - 140 тыс. рублей (увеличение  в 3 раза),
валовой региональный продукт на 1 жителя области - 552 тыс. рублей, в ценах соответствующих лет (увеличение  в 3,5 раза);

создание условий для значительного роста уровня жизни населения, сопоставимого с уровнем жизни граждан сопредельных государств, в том числе улучшение показателей обеспеченности населения:
продолжительность жизни - 73 года (в 2005 году - 61,5 года);

обеспеченность жильем (площадь жилья, приходящаяся на 1 жителя) - 26,9 кв. метров
(в 2005 году - 20 кв. метров);
создание 17667 новых рабочих мест
(в 2005 году - 14760 мест)

     

     

I. Характеристика проблемы

1. Социально-экономическое положение Калининградской области


Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации. Территория области составляет 15,1 тыс.кв. километров, население на начало 2007 года - 937,3 тыс. человек, из них около 78 процентов - городское.

Область отделена от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными водами. Калининградская область занимает выгодное экономико-географическое положение, определяющееся:

близостью к рынкам Западной и Восточной Европы;

близостью к трансъевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям;

климатическими условиями, благоприятными для развития туризма;

наличием на территории области незамерзающего портового комплекса.

Область располагает существенными природными ресурсами. На ее территории находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90 процентов его мировых запасов.

В силу своего специфического геополитического положения Калининградская область играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и Европе в целом.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2014 года (далее - Программа) темпы роста валового регионального продукта Калининградской области значительно превосходят темпы роста соседних стран. Средний темп прироста валового регионального продукта Калининградской области за 2001 - 2006 годы составил 10,1 процента в год. Вместе с тем по большинству показателей область отстает от областей Северо-Западного федерального округа и Российской Федерации в целом. Спад экономики, зафиксированный в 90-х годах прошлого столетия, был значительно глубже, чем в среднем по Российской Федерации. Возможности восстановительного периода реализованы практически полностью.

Доля промышленной продукции Калининградской области в экономике Российской Федерации возросла за 2002 - 2006 годы с 0,3 процента до 0,93 процента, доля сельскохозяйственной продукции - с 0,47 процента до 0,62 процента. Доля производства Калининградской области в экономике Российской Федерации приведена в приложении N 1.

Промышленность Калининградской области развивается более высокими темпами, чем в среднем по России.

В 2006 году сводный индекс промышленного производства составил 166,6 процента (в 2005 году - 127,4 процента), в том числе по добыче полезных ископаемых - 117 процентов (в 2005 году - 147,3 процента), обрабатывающему производству - 140,6 процента (в 2005 году - 106,3 процента), производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 469,1 процента (в 2005 году - 196,2 процента). Оборот розничной торговли увеличился на 16,1 процента (в 2005 году - на 14,2 процента), объем платных услуг населению - на 19,9 процента (в 2005 году - на 10,1 процента). Общая площадь жилых домов по сравнению с уровнем 2005 года увеличилась на 188,4 процента. Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2006 г. составила 7,4 тыс. человек (в 2005 году - 7 тыс. человек), уровень официально зарегистрированной безработицы - 1,4 процента (за 9 месяцев - 1,6 процента). При этом индекс потребительских цен в 2006 году составил 107,9 процента (в 2005 году - 111,1 процента). Это самый низкий уровень инфляции в Северо-Западном федеральном округе (по Северо-Западному федеральному округу - 109,5 процента, в целом по Российской  Федерации - 109 процентов).

По итогам 2006 года Калининградская область занимает 1-е место среди регионов Северо-Западного федерального округа по сводному индексу промышленного производства, в том числе по добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, строительству жилых домов и  платным услугам населению.

За 2006 год сводный индекс в обрабатывающем производстве составил 140,6 процента (в 2005 году - 106,3 процента). Производство транспортных средств и оборудования увеличилось в 2,5 раза, неметаллических минеральных продуктов на 10,2 процента, текстильной и швейной продукции на 14,6 процента. Спад  сохранился в производстве пищевых продуктов на 16,6 процента, в целлюлозно-бумажном производстве - на 37,6 процента.

По многим позициям Калининградская область занимает ведущее место в экономике Российской Федерации. В 2006 году доля произведенных в Калининградской области электропылесосов составила 83,9 процента произведенных в России, телевизоров - 75 процентов. Доля улова и добычи морепродуктов в общероссийском улове составила 8,4 процента. Доля промышленной продукции Калининградской области в общем объеме промышленной продукции Российской Федерации приведена в приложении N 2.

С учетом сложившейся политической и экономической ситуации повысилась роль внешней торговли в экономике области. В 2006 году внешнеторговый оборот вырос по сравнению с 2002 годом в 3,7 раза и составил 8205,7 млн. долларов США, в том числе экспорт - 2690,4 млн. долларов США (увеличение в 4,9 раза), импорт - 5515,3 млн. долларов США (увеличение в 3,3 раза).

Такое существенное увеличение внешнеторгового оборота и грузооборота обусловлено действием заключенных межгосударственных соглашений, определяющих рациональную специализацию ряда портов бассейна Балтийского моря, Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и действующим на его основе таможенным режимом свободной таможенной зоны.

Среднегодовая численность населения, занятого в сфере экономики Калининградской области, увеличилась за 2002 - 2006 годы с 452,4 тыс. человек до 490 тыс. человек. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, на 1 заявленную вакансию) остался на прежнем уровне - 0,8. Общая численность не занятых в производстве лиц, классифицирующихся как безработные, составила в 2006 году 23,3 тыс. человек, а лиц, официально зарегистрированных в службе занятости, - 7,4 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,4 процента.

По уровню развития малого предпринимательства Калининградская область находится в числе лидеров среди российских регионов, уступая по количеству малых предприятий в расчете на 1 тыс. жителей только гг. Москве и Санкт-Петербургу. В 2006 году 10778 малыми предприятиями области была получена выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг на сумму 202 млрд. рублей. Численность работающих на этих предприятиях составила 116 тыс. человек (из них 44,5 процента было занято в обрабатывающих производствах).

Демографическая ситуация в области за последние годы характеризуется повышением уровней рождаемости и смертности, при этом естественная убыль населения в 2006 году достигла 7 человек на 1 тыс. человек населения. На 1 тыс. человек населения области в 2006 году родилось 9,7 человек (в 2005 году - 8,9 человек), умерло - 16,7 человек (в 2005 году - 18,1 человек). Число умерших превысило число родившихся в 1,7 раза, причем общее количество родившихся постоянно возрастает. Остаются очень высокими показатели смертности населения в трудоспособном возрасте.

Для Калининградской области характерно значительное увеличение миграции населения. Коэффициент миграционного роста, составлявший в 2000 году 5,3 человека на 1 тыс. человек, в 2006 году составил 4,3 человека. Пик миграционного роста приходился на 1994 год (20 человек на 1 тыс. человек).

В системе образования, сохраняющей в целом относительно высокий уровень, нарастает тенденция развития платных форм обучения прежде всего в высшем и среднем специальном образовании, за счет чего увеличивается их финансирование. Сеть учреждений образования, особенно в сельской местности, требует оптимизации. Наполняемость классов городских школ составляет примерно 24  учащихся, а сельских школ - 14 учащихся (при нормативе - 25 учащихся).

Количество дошкольных учреждений в 2006 году составило более 64,5 процента.

Уровень инфраструктуры здравоохранения по количественным показателям ниже среднего уровня по Российской Федерации. На начало 2006 года в области было 102 врачебных учреждения, оказывающих амбулаторно-врачебную помощь населению, обеспеченность ими (количество посещений в смену на 10 тыс. человек) составила 197 человек (по России - 251). В 72 больничных учреждениях области на 10 тыс. человек приходится 109 коек (по России - 113). Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек составила соответственно 32 и 83 человека  (по России - 49 и 111).

По уровню заболеваний различного рода Калининградская область все еще превосходит среднероссийский уровень и уровень сопредельных государств (Литвы и Польши). В последние годы замедлились темпы роста числа ВИЧ-инфицированных.

Жилищный фонд в области по состоянию на 1 января 2007 г. составил 19,1 млн. кв. метров. Нормативные сроки эксплуатации значительной части жилых зданий и инженерных коммуникаций превышены.

Обеспеченность населенных пунктов области системами биологической очистки сточных вод составляет 5 - 8 процентов их необходимого количества.

Увеличивается износ основных фондов организаций коммунального хозяйства, снижается надежность и устойчивость инженерных систем жизнеобеспечения населения.

2. Краткий анализ хода реализации мероприятий Программы

               

На первом этапе реализации Программы на основе выполнения масштабных инфраструктурных проектов создавалась база для развития экономики области, прорабатывались правовые механизмы функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области.

На реализацию инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года" планировалось направить около 93 млрд. рублей (в ценах 2001 года), в том числе на первом этапе - 46,8 млрд. рублей.

В целях выполнения этих мероприятий привлечены финансовые средства на общую сумму 26,9 млрд. рублей. Привлеченные инвестиции позволили завершить строительство и ввести в эксплуатацию 59 объектов в городах и районах Калининградской области, в том числе в 2002 году - 10 объектов, в 2003 и 2004 годах - по 18 объектов, в 2005 году - 13 объектов. Общий объем финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках Программы, в 2002 - 2005 годах приведен в приложении N 3. Объемы финансовых средств показаны по всем мероприятиям Программы (включая мероприятия, реализация которых осуществлялась исключительно за счет внебюджетных средств). При этом следует также отметить, что финансирование объектов Программы из федерального бюджета осуществлялось за счет средств, выделяемых как в рамках Программы, так и в рамках других федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы.

За счет внебюджетных источников, удельный вес которых составляет более 83,3 процента общего объема привлеченных средств по Программе, в основном осуществлялась реализация мероприятий в топливно-энергетическом комплексе, в частности строительство ТЭЦ-2 (1-й энергоблок был введен в 2005 году), обустройство нефтяного месторождения Д-6 на шельфе Балтийского моря (завершено в 2004 году), а также проектов, направленных на развитие экспортно ориентированных и импортозамещающих производств.

Средства федерального бюджета и бюджетов Калининградской области и муниципальных образований направлялись преимущественно на финансирование социально значимых объектов. В 2002 - 2005 годах осуществлялись газификация городов и районов Калининградской области, техническое перевооружение сельского хозяйства, развитие инфраструктуры и зоны отдыха городов-курортов федерального значения Светлогорска и Зеленоградска, работы по инженерной защите населенных пунктов области от наводнений и затоплений, берегоукреплению Балтийского моря, строительству жилья, реставрации захоронений советских воинов, строительству и реконструкции объектов канализации и очистных сооружений, объектов культуры, здравоохранения и спорта.

В 2004 году уточнен состав инвестиционных проектов Программы, изменены объемы, источники финансирования и сроки реализации мероприятий Программы, включен перечень целевых индикаторов и показателей (ранее в Программе такой перечень отсутствовал). В общий объем финансирования по Программе включены 4 коммерческих мероприятия топливно-энергетического комплекса с указанием денежных средств из внебюджетных источников (остальные проекты приведены справочно) и некоммерческие мероприятия, имеющие преимущественно социальную направленность и реализуемые за счет средств федерального бюджета.

На финансирование некоммерческих мероприятий на первом этапе привлечено финансовых средств на общую сумму 3,6 млрд. рублей. Объем финансирования некоммерческих мероприятий, осуществляемых в рамках Программы, в 2002 - 2005 годах приведен в приложении N 4.

В целом за 2002 - 2005 годы общий объем привлеченных инвестиций составил около 95 процентов такого объема, предусмотренного Программой. Следует отметить, что обязательства по финансированию некоммерческих мероприятий Программы на первом этапе выполнены правительством Калининградской области практически в полном объеме (финансирование за счет средств бюджетов Калининградской области и муниципальных образований составило 99,1 процента объемов, предусмотренных Программой). Из федерального бюджета привлечено 97,4 процента предусмотренных по Программе объемов финансирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»