Недействующий

     

Проект N 140018-5  


Вносится Правительством Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"

     

     

Статья 1  


Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2003, N 50, ст. 4844; 2004, N 34, ст. 3535; 2005, N 1, ст. 8; N 27, ст. 2717; N 52, ст. 5572; 2006, N 1, ст. 8; N 52, ст. 5503; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424, N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6246; Российская газета, 2008, 26 ноября) следующие изменения:

1) в части четвертой статьи 38_1 слова ", а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования" исключить;

2) абзац десятый статьи 50 признать утратившим силу;

3) в абзаце седьмом пункта 2 статьи 56 цифры "60" заменить цифрами "100";

4) приостановить до 1 января 2010 года действие пункта 2 статьи 78 в части предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) по решениям, принимаемым соответственно Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации;

5) пункт 2 статьи 78_1 изложить в следующей редакции:

"2. В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации.

В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций.";

6) в статье 79:

а) в абзацах первом и втором пункта 2 слова "600 миллионов" заменить словами "1,5 миллиарда";

б) в пункте 5:

абзац первый после слов "унитарному предприятию" дополнить словами ", основанному на праве хозяйственного ведения,";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления, влечет соответствующие увеличения основных средств государственного (муниципального) унитарного предприятия.";

в) абзац четвертый пункта 7 изложить в следующей редакции:

"Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии со статьей 179 настоящего Кодекса, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 179_2 настоящего Кодекса.";

7) статью 96_11 дополнить пунктом 4_1 следующего содержания:

"4_1. Министерство финансов Российской Федерации вправе выступать от имени Российской Федерации учредителем доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния и передавать средства Фонда национального благосостояния в доверительное управление специализированным финансовым организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Доверительные управляющие средствами Фонда национального благосостояния (далее - доверительный управляющий) назначаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Передача средств Фонда национального благосостояния в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к доверительному управляющему. Доверительный управляющий обязан обособить средства Фонда национального благосостояния, переданные ему в доверительное управление, от собственного имущества и имущества третьих лиц, переданного ему в доверительное управление, путем отдельного учета средств Фонда национального благосостояния, находящихся в доверительном управлении, а также финансовых активов, полученных в процессе управления средствами Фонда национального благосостояния.

Объектами доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния могут выступать денежные средства и другие финансовые активы, указанные в пункте 4 настоящей статьи. Эти финансовые активы должны отвечать требованиям, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи. Перечень и структура объектов доверительного управления, а также требования к объектам доверительного управления указываются в инвестиционной декларации, являющейся неотъемлемой частью договора доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния. Инвестиционная декларация утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Доверительный управляющий обязан представлять в Министерство финансов Российской Федерации отчет о деятельности по управлению средствами Фонда национального благосостояния в сроки, предусмотренные договором доверительного управления, но не реже одного раза в квартал. Состав информации, которую должен содержать указанный отчет, определяется Правительством Российской Федерации.

Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при управлении средствами Фонда национального благосостояния. Порядок определения и выплаты вознаграждения доверительным управляющим, а также перечень необходимых расходов, произведенных ими при управлении средствами Фонда национального благосостояния и подлежащих возмещению, и порядок возмещения этих расходов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Доверительный управляющий несет перед учредителем управления ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Договор доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния прекращается в случае:

отказа учредителя доверительного управления или доверительного управляющего от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом, если обязанность лично осуществлять доверительное управление установлена договором;

признания доверительного управляющего банкротом;

отказа учредителя доверительного управления от договора по иным законным основаниям.

К договору доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния не применяются положения статьи 1023 в части возмещения необходимых расходов, произведенных доверительным управляющим за счет доходов от использования имущества, переданного в доверительное управление, пункта 1 статьи 1024 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 1022 Гражданского кодекса Российской Федерации в части обращения взыскания на имущество учредителя доверительного управления, не переданное в доверительное управление.";

8) пункт 2 статьи 96_12 изложить в следующей редакции:

"2. Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, соответствующие объему поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года, используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта текущего финансового года.";

9) в абзаце первом пункта 1 статьи 116 слова ", не превышающем суммы, эквивалентной 50 миллионам долларов США," заменить словом "и";

10) пункт 1 статьи 158 дополнить подпунктом 12_1 следующего содержания:

"12_1) несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений);";

11) в абзацах первом и третьем пункта 5 статьи 242 слова "субвенций и субсидий" заменить словами "субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2008, N 48, ст. 5500) следующие изменения:

1) абзацы седьмой - десятый пункта 54 статьи 1 исключить;

2) в части 3 статьи 5 слова "Абзацы седьмой - десятый пункта 54, пункт" заменить словом  "Пункт".

Статья 3

Признать утратившим силу пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 19 декабря 2005 года N 159-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5572).

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на своевременную реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации, а также на устранение правовой неопределенности в процессе применения отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статья 1 законопроекта предусматривает внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации следующих изменений.

1. Уточнение принципа подведомственности расходов бюджетов.

Под подведомственностью расходов бюджетов (бюджетно-правовой подведомственностью) понимается подчиненность бюджетного учреждения, как получателя бюджетных средств, главному распорядителю  (распорядителю) бюджетных средств.

При этом полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного ему бюджетного учреждения установлены статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принцип определения подведомственности бюджетного учреждения, как получателя бюджетных средств, главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств установлен статьей 38_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что существующая редакция части четвертой этой статьи создает возможность возникновения коллизии, при которой подведомственность бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств), установленная в соответствии с законом, нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, может не совпадать с его подведомственностью учредителю этого учреждения.

Для устранения возможности возникновения такой коллизии предлагается изменить редакцию части четвертой статьи 38_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации таким образом, чтобы подведомственность получателя бюджетных средств (бюджетного учреждения) главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникала только в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В отношении федеральных бюджетных учреждений вопрос об их подведомственности предполагается решить изменениями, вносимыми в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений", в силу которых установление подведомственности бюджетных учреждений - как получателей бюджетных средств будет основано на решении Правительства Российской Федерации о закреплении подведомственности бюджетных учреждений за соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

2. Компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от изменений налогового законодательства.

Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменено налоговое законодательство с целью снижения фискальной нагрузки на реальный сектор экономики.

Указанным законом с 2009 года снижена с 6,5 до 2,5 процентов ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет. Предусмотрена возможность включения налогоплательщиком налога на прибыль организаций в состав расходов отчетного периода расходов на капитальные вложения в размере до 30 процентов (в зависимости от амортизационной группы) стоимости основных средств. Увеличен предельный размер имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц, предоставляемого в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилья с 1 млн. рублей до 2 млн. рублей.

В этой связи, в 2009 году в распоряжение предприятий дополнительно поступит около 550 млрд. рублей. В то же время, выпадающие доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оценочно составят по налогу на прибыль организаций (увеличение предельной амортизационной премии) около 44,5 млрд. рублей, по налогу на доходы физических лиц (увеличение имущественного вычета) - 39,3 млрд. рублей.

В целях реализации принципа самостоятельности бюджетов, установленного статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части недопустимости введения в действие в течение текущего финансового года изменений законодательства о налогах и сборах, приводящих к снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений, предусматривающих компенсацию снижения доходов, а также в целях повышения финансовой самостоятельности регионов и обеспечения сбалансированности их бюджетов, законопроектом предлагается внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Предлагаемые изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают увеличение с 60 до 100 процентов доли акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Дополнительные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации составят по оценке 59,4 млрд. рублей в 2009 году.

Кроме того, предлагается одновременно принять отдельный проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и  статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий передачу субъектам Российской Федерации 0,5 процентных пункта ставки налога на прибыль организаций. Таким образом, максимальная ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, составит 18 процентов. По оценке, в условиях 2009 года, это обеспечит дополнительное поступление доходов в бюджеты регионов в сумме около 43,1 млрд. рублей.

Таким образом, принятие законопроектов  увеличит доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в целом на 102,5 млрд. рублей и в полной мере компенсирует выпадающие доходы от изменения налогового законодательства.

3. Уточнение порядка предоставления субсидий юридическим лицам из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) по решениям, принимаемым соответственно Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»