МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ

от 2 сентября 2008 года N ПК-4


Об основных положениях государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах"

     

Председательствовал
Министр образования и науки РФ
А.А.Фурсенко



Заслушав и обсудив доклад директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Реморенко И.М. "Реализация современной модели образования средствами государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах" коллегия отмечает.

Проект государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах" (далее - Госпрограмма) разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 года N Пр-427 и поручением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2008 года N ВЗ-П45-1745.

Приоритетные задачи развития образования как базового элемента долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также система мер по их реализации на период до 2020 года определяют следующие цель и задачи Госпрограммы.

Цель Госпрограммы: внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

Задачи Госпрограммы:

1. Обеспечение институциональных условий для развития результатов первого этапа приоритетного национального проекта "Образование".

2. Внедрение в систему базового образования (образования всех уровней, в отношении которых действуют федеральные государственные образовательные стандарты, необходимое для полноценного вступления в трудовую деятельность) эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях.

3. Внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг.

4. Создание условий для модернизации институтов образования как инструментов социального развития.

5. Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования (формальное и неформальное дополнительное образование учащихся, рабочих и специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных компетентностей), подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

6. Обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования.

Цель и задачи Госпрограммы предусматривают реализацию ключевых системных изменений на всех уровнях образования, включая:

обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования, обеспечивающее ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность;

повышение вклада дошкольного образования в инновационные процессы на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг, поддержки и более полного использования образовательного потенциала семей;

в части общего образования - индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, укрепление базовых школ, расширение сферы дополнительного образования;

расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса в системе профессионального образования;

вовлечение студентов и преподавателей учреждений высшего профессионального образования в фундаментальные и прикладные исследования как важнейший ресурс и инструмент освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, что позволит сохранить известные во всем в мире российские научные школы, и развернуть систему исследований нового качественного уровня, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний; формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ, позволяющее максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Цель и задачи Госпрограммы, а также результаты и достижения приоритетного национального проекта "Образование" определяют следующие этапы и специфику развития образования в среднесрочной перспективе.

В 2009 году будет обеспечено продолжение реализации ключевых направлений приоритетного национального проекта "Образование", интеграция государственных программ и проектов, направленных на развитие образования. Цель этапа - интеграция государственных мер по развитию образования на основе достижений приоритетного национального проекта "Образование".

В 2010 году основной акцент будет сделан на институциональных изменениях в системе образования, оформится интегрированный законодательный акт - Закон Российской Федерации "Об образовании". Цель этапа - институциональное и нормативное обеспечение формирования и внедрения современной модели образования.

В 2011 году ключевые институциональные изменения будут подкреплены проектной логикой "деньги в обмен на обязательства" на всех уровнях системы образования. Цель этапа - апробация и проработка механизмов ключевых общесистемных изменений в развитие достижений приоритетного национального проекта "Образование".

В 2012 году пилотные образцы и инновационные образовательные программы станут основой дальнейших общесистемных изменений всей сферы образования. Цель этапа - внедрение механизмов ключевых общесистемных изменений.

Коллегия решила:

1. Согласиться с основными положениями проекта государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах".

2. Департаменту государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования (Реморенко И.М.), Департаменту прогнозирования и организации бюджетного процесса (Юркину И.М.), Департаменту государственной научно-технической и инновационной политики (Хлунову А.В.), Департаменту международного сотрудничества (Ничкову В.В.), Департаменту воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей (Левитской А.А.), Федеральному агентству по образованию (Булаеву Н.И.) и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Глебовой Л.Н.):

доработать с учетом высказанных замечаний и предложений проект государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах", обеспечив, в том числе, гармонизацию основных целевых показателей реализации мероприятий государственной программы с показателями входящих в нее бюджетных программ (федеральных и ведомственных) и учет результатов общественного обсуждения проекта государственной программы. Срок - до 20 сентября 2008 года.

3. Департаменту государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования (Реморенко И.М.) в двухдневный срок подготовить проект приказа об исполнении решений коллегии в новой структуре Министерства.

Министр
А.А.Фурсенко




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Вестник образования России,

N 22, ноябрь, 2008 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»