МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 октября 2008 года N СС-2825/07


О списании задолженности


В настоящий момент ряд организаций электроэнергетики и коммунального хозяйства в условиях тарифного регулирования цен, имеют задолженность перед бюджетами разных уровней, образовавшуюся в 1995-2002 году. Причинами образования налоговой задолженности компаний послужило, среди прочего, несовершенство законодательства и несбалансированная тарифная политика, действовавшие в указанный период.

На имеющуюся налоговую задолженность начисляются пени и штрафы, в связи с чем, общая задолженность организаций перед бюджетом увеличивается.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в отношении рассматриваемых организаций установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) сроки давности по принудительному взысканию пени в рамках бесспорного и судебного порядков истекли. Также произошло истечение установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общего трехгодичного срока исковой давности. В связи с этим налоговые органы не имеют законных оснований для взыскания недоимок и задолженностей по пеням.

НК РФ закрепляет также, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, если их уплата и (или) взыскание оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера (абзац первый пункта 1 и пункт 2 статьи 59). Таким образом, основаниями признания числящейся за налогоплательщиками недоимки безнадежной, прямо установленными НК РФ, законодатель назвал объективные обстоятельства экономического, социального и юридического характера, наличие которых не позволяет уплатить и (или) взыскать соответствующую недоимку.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 59 НК РФ порядок списания признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам определяется Правительством Российской Федерации.

В связи с этим в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" определены основания признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, числящиеся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года. При этом для организаций установлено единственное основание списания задолженности - в случае ликвидации организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В результате задолженность с истекшим сроком исковой давности, механизмы взыскания которой отсутствуют, не только не списывается, но и неуклонно растет за счет начисляемых пеней.

Выходом из создавшейся ситуации в отношении необходимости списания задолженности с организаций электроэнергетики и коммунального хозяйства, является внесение изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты.

Руководствуясь вытекающими из Конституции Российской Федерации принципами справедливости и равенства налогообложения, а также необходимостью обеспечения налогового суверенитета государства, в целях гарантирования прав налогоплательщиков, с одной стороны, и рационализации функционирования финансово-бюджетной системы - с другой, необходимо предусмотреть условия, при наступлении которых взыскание недоимки, в том числе начисленных на сумму неуплаченных в срок налогов пеней, объективно невозможно.

В связи с чем, полагаем необходимым разработать проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", в соответствии с которым истекший срок исковой давности по задолженности перед бюджетом организаций, осуществляющих свою деятельность в отраслях с регулируемым ценообразованием, может являться основанием для признания задолженности безнадежной и подлежащей списанию. Данное изменение может касаться как всей суммы задолженности, так и ее части в виде начисленных пеней и штрафов.

В связи с изложенным считаем возможным и обоснованным списание соответствующей задолженности с рассматриваемых организаций, поскольку очевиден социальный характер причин неуплаты долга (суммы задолженности не учитываются при установлении регулирующим органом цены).

С.Ю.Светлицкий




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»