Министерство здравоохранения и социального развития
 Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО

ПРИКАЗ

от 24 сентября 2008 года N 324

О Методических рекомендациях по определению величины размера выплат стимулирующего характера при переходе на новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты ФМБА России



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений, подразделений, подведомственных органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений"

приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по определению величины размера выплат стимулирующего характера при переходе на новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты ФМБА России (приложение N 1).

2. Руководителям подведомственных учреждений здравоохранения и социальной защиты учесть Методические рекомендации при формировании локальных нормативных актов, регулирующих выплаты стимулирующего характера.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Саркисьянц В.А.

Руководитель
В.В.Уйба

     

     

Приложение
к приказу ФМБА России
от 24 сентября 2008 года N 324

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по определению величины размера выплат стимулирующего характера при переходе на новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты ФМБА России

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации призваны формировать единые подходы установления выплат стимулирующего характера работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты, подведомственных ФМБА России, определяют их размеры, условия и порядок установления.

1.2. Целями применения подходов и порядка, изложенного в настоящих методических рекомендациях, и являющихся исходными задачами внедрения новых систем оплаты труда являются:

- повышение качества медицинской помощи за счет усиления мотивации медицинских работников;

- улучшение показателей здоровья населения и персонала обслуживаемых предприятий и территорий;

- повышение эффективности бюджетных и иных расходов на здравоохранение;

- улучшение уровня материальной обеспеченности медицинских работников в системе ФМБА России, обеспечение притока квалифицированных молодых кадров.

1.3. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Трудовым кодексом Российской Федерации;

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" и утвержденным им "Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений" (далее по тексту - Положение);

приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года N 818;

Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты ФМБА России.

2. Виды выплат стимулирующего характера

2.1. До введения новых систем оплаты труда в учреждениях может применяться перечень надбавок, установленный п.6.4 Положения об оплате труда работников здравоохранения (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.99 N 377):

- за применение в работе достижений науки и передовых методов труда;

- за высокие достижения в работе;

- за выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения);

- за напряженность в труде.

2.2. С момента введения новых систем оплаты труда применяются следующие виды выплат стимулирующего характера:

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- премиальные выплаты по итогам работы.

С момента введения новых систем оплаты труда следует внести соответствующие изменения и дополнения в локальные нормативные акты, при необходимости - в коллективные и трудовые договоры.

2.2.1. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет регламентированы Примерным положением об оплате труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты, подведомственных ФМБА России.

2.2.2. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы осуществляются в виде надбавок:

- надбавки за интенсивность труда;

- надбавки за высокие результаты работы.

2.2.2.1. Надбавка за интенсивность труда устанавливается работнику в соответствии с коллективным и трудовым договорами, локальным нормативным актом организации на срок не более, чем до конца года. Надбавка носит стимулирующий характер, мотивируя работника к выполнению больших объемов работ с меньшим количеством ресурсов (материальных, трудовых, временных и т.д.). В качестве факторов, определяющих сложность труда, могут быть выделены:

- функции, составляющие содержание труда;

- сложность выполняемых работ;

- больший объем работ за меньший относительный временной интервал.

Конкретный размер индивидуальной надбавки за интенсивность труда работникам устанавливается приказом начальника (руководителя, главного врача учреждения):

- заместителям начальника (главного врача), руководителям подразделений и служб, ведущим специалистам - непосредственно начальником (главным врачом);

- врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, прочему персоналу - по представлению руководителя соответствующего подразделения. Руководитель учреждения имеет право самостоятельно или по представлению руководителей структурных подразделений снижать размер или лишать работника стимулирующей надбавки за интенсивность труда полностью, за упущения в работе или ухудшение показателей работы, в том числе по следующим основаниям:

- не исполнение обязанностей, возложенных должностной инструкцией;

- нарушение штатной, финансовой дисциплины;

- предоставление недостоверной информации;

- невыполнение правил по охране труда, технике безопасности, санитарно - эпидемиологического режима, правил обработки инструмента;

- нарушение правил внутреннего трудового распорядка;

- несоблюдение конфиденциальности, нарушение врачебной, служебной, коммерческой или государственной тайны.

2.2.2.2. Надбавка за высокие результаты работы устанавливается работнику в соответствии с коллективным и трудовым договорами, локальным нормативным актом организации. Надбавка устанавливается на месяц или иной срок, но не более чем до конца года. Надбавка носит стимулирующий характер, мотивируя работника к применению в работе новых методов и технологий, которые существенно повышают результативность труда.

Конкретный размер индивидуальной надбавки за высокие результаты работы устанавливается приказом начальника (руководителя, главного врача учреждения):

- заместителям начальника (главного врача), руководителям подразделений и служб, ведущим специалистам - непосредственно начальником (главным врачом);

- врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, прочему персоналу - по представлению руководителя соответствующего подразделения. Руководитель учреждения имеет право самостоятельно или по представлению руководителей структурных подразделений снижать размер или лишать работника стимулирующей надбавки за высокие результаты работы полностью либо частично при ухудшении показателей работы, снижении эффективности и результативности труда конкретного работника.

2.2.3. Выплаты за качество выполняемых работ призваны улучшить показатели качества работы персонала учреждения, и устанавливаются на основе оценки результатов труда работников за отчетный период.

Рекомендации по определению размера и порядка выплат за качество труда представлены в разделах 3, 4 настоящих Методических рекомендаций.

2.2.4. Премиальные выплаты по итогам работы производятся в соответствии с коллективными договорами, трудовыми договорами, положениями о премировании, утвержденными в учреждениях, локальными нормативными актами учреждений.

3. Определение общего размера средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера

3.1. Общий размер выплат стимулирующего характера устанавливается в пределах ассигнований по соответствующим источникам финансирования. С 1 января 2010 года общий размер выплат стимулирующего характера (в части средств федерального бюджета) должен составлять не менее 30% от общего объема средств на оплату труда (п.11 Положения). Следует по возможности обеспечить аналогичный объем средств на стимулирующие выплаты и за счет других источниках финансирования учреждений. С момента введения новых систем оплаты труда (п.11 Положения) средства ОМС направляются учреждением на выплаты стимулирующего характера.

3.2. В локальных нормативных актах может предусматриваться система стимулирующих выплат для работников отдельных структурных подразделений учреждения, для отдельных категорий должностей работников и отдельных работников.

3.3. Определение размера средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, в том числе на выплаты за качество труда, осуществляется учреждениями самостоятельно на основе анализа данных о плановом фонде оплаты труда (в том числе по соответствующим источникам финансирования) и фактических расходах на оплату труда за истекший период (в том числе по соответствующим источникам финансирования). При этом определяется сумма экономии фонда оплаты труда нарастающим итогом с начала года с учетом резерва средств на предстоящую оплату отпусков и иных выплат в соответствии с законодательством.

Начисление выплат стимулирующего характера производится только в пределах планового фонда оплаты труда и не должно приводить к его перерасходу, в том числе с учетом сезонности в расходовании средств на оплату труда.

Ответственность за соблюдение законности, обоснованности и целесообразности расходования средств возлагается на руководителей и главных бухгалтеров учреждений.

4. Порядок определения размера выплат стимулирующего характера для конкретного работника

4.1. Размер выплат стимулирующего характера для конкретного работника определяется в соответствии с коллективным и трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

4.2. При определении размера выплат стимулирующего характера за качество труда используются утвержденные в организации критерии и порядок определения размера выплат, которые закрепляются в коллективном или трудовом договоре либо в локальных нормативных актах организации (приказах и положениях).

4.3. При определении размера выплат стимулирующего характера за качество труда работника организация вправе использовать порядок, изложенный в разделе 4 настоящих методических рекомендаций. Организация вправе самостоятельно, в соответствии с законодательством, разрабатывать и вводить порядок определения размера выплат стимулирующего характера за качество труда работника, обеспечивая обоснованность размера и порядка определения выплат и их направленность на цели деятельности организации, повышение качества медицинской помощи и эффективности труда.

4.4. При определении размера выплат за качество труда организации вправе использовать следующие подходы к оценке результатов труда:

а) индивидуальная оценка результатов труда каждого работника организации (за исключением руководителя);

б) групповая оценка результатов труда отдельных структурных подразделений организации (отделений, кабинетов и т.п.). Данная оценка может быть одноуровневой (рекомендуется для учреждений численностью до 300 чел.) или многоуровневой (рекомендуется для учреждений численностью свыше 300 чел., а также для многопрофильных учреждений - независимо от численности). Число уровней оценки не должно превышать трех;

в) комбинированная оценка (для ряда должностей - индивидуальная, для ряда - групповая).

Групповая оценка работы подразделения предполагает последующую индивидуальную оценку результатов работы каждого специалиста (работника подразделения), осуществляемую на уровне данного подразделения.

4.5. Начисление выплат стимулирующего характера производится ежемесячно. Период для оценки результатов труда может устанавливаться как месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев или год. Рекомендуется использовать в качестве периода для оценки результатов труда период с 1 января текущего года до конца отчетного месяца (нарастающим итогом), что позволит нивелировать влияние сезонных и случайных факторов на оценку работы конкретного сотрудника. Выбор периода оценки результатов труда осуществляется организацией и закрепляется в локальных нормативных актах.

4.6. Определение размера выплаты конкретным работникам может производиться на основе следующих методик:

а) исходя из базового размера выплаты, исчисляемого по учреждению, и интегрального (балльного) показателя оценки работника - коэффициента качества труда - п.4.7-4.9. настоящих методических рекомендаций;

б) исходя из сумм выплат, рассчитываемых на каждое подразделение по результатам оценки работы подразделений, и интегрального (балльного) показателя оценки работника - коэффициента качества труда, с учетом п.4.8-4.10 настоящих методических рекомендаций.

4.7. Базовый размер выплаты устанавливается в процентах от должностного оклада либо в суммовом выражении применительно к должностям или группам должностей. Базовый размер выплаты устанавливается на период согласно п.4.5 настоящих рекомендаций и при необходимости корректируется. Базовый размер выплаты устанавливается локальным нормативным актом организации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»