Вносится депутатами
Государственной Думы
С.И.Штогриным, Е.Н. Галичаниным
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 342 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации в части создания
благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков,
осуществляющих добычу золота из россыпных месторождений
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; N 53, ст.5023; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027; N 52, ст. 5138; 2003, N 1, ст. 2, 6; N 19, ст. 1749; N 21, ст. 1958; N 28, ст. 2879, 2886; N 46, ст. 4443, 4444; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3088; N 31, ст. 3231; N 34, ст. 3520, 3527; 2005, N 1, ст. 9, 30; N 21, ст. 1918; N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3128; N 50, ст. 5249; N 52, ст. 5581; 2006, N 23, ст. 2380, 2382) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 342 дополнить подпунктом 5_1 следующего содержания:
"5_1) золота из россыпных месторождений;".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.
Президент
Российской Федерации
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих добычу золота из россыпных месторождений" разработан в интересах решения социально-экономических проблем регионов, в которых ведется добыча золота из россыпных месторождений.
Россыпная золотодобыча в Российской Федерации традиционно связана с малонаселенными территориями Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В настоящее время там сосредоточено до 93 % объемов добычи россыпного золота, из них около 80 процентов в шести субъектах Российской Федерации - Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Иркутской, Магаданской, Амурской и Читинской областях.
Динамика добычи россыпного золота в 1996-2006гг. в целом по Российской Федерации показывает, что если в 1996 году его добыча составляла свыше 94,1 тонн, то в 2000 году уже 80,4 тонн, а в 2005 году всего 68,8 тонн. За последние годы разорилось 160 предприятий по добыче рассыпного золота, из них большинство в Магаданской, Иркутской, Амурской областях и Хабаровском крае.
Спад россыпной золотодобычи объясняется многими причинами, в том числе и специфическими особенностями отрасли, не учитываемыми действующим законодательством. К специфическим особенностям добычи золота из россыпных месторождений относятся:
В настоящее время недропользователи вынуждены выполнять геологоразведочные работы за счет собственных средств, чтобы продлить работу предприятий. Кроме того, они вынуждены включать в планы горных работ значительные объемы некондиционных запасов. Прирост разведанных запасов в 1996-2005гг. не превышал 60% от объема запасов, погашенных в недрах;
В резервном геологическом фонде отсутствуют россыпи, пригодные для разработки. В основном они расположены в удаленных труднодоступных районах, характеризуются сложными горнотехническими условиями разработки, бедным содержанием золота. Геолого-экономическая оценка, проведенная институтом ЦНИГРИ в 1994-1995гг., показала, что разработка 35-40% числящихся на госбалансе россыпей нерентабельна;
Для развития предприятий, ведущих добычу золота из россыпных месторождений, недропользователи вынуждены приобретать на аукционах участки недр с прогнозными ресурсами. Затем выполнять за счет собственных средств на этих участках недр весь комплекс поисковых и разведочных работ. Государство с начала 90-х годов не финансирует геолого-разведочные работы на россыпное золото;
Россыпная золотодобыча ведется сезонно в основном из мелких месторождений с запасами от нескольких десятков килограммов до одной тонны (участки недр регионального значения). Важное значение для них имеет оперативность принятия решений, своевременность оформления и выдачи лицензий на все виды пользования участками недр;
Добычу россыпного золота ведут в основном малые предприятия (с объемом добычи до 100 кг в год). Число таких предприятий с 2001 по 2005гг. уменьшилось почти на 30% (с 443 до 316), а доля их добычи снизилась на 22,7% (с 12,4 до 9,6 т);
Финансовое состояние большинства малых предприятий очень сложное;
Процедура оформления проектов на геологическое изучение и добычу с согласованиями требований земельного, лесного, водного и других законодательств по мелким россыпным месторождениям такая же длительная (от 15 до 20 месяцев), как и для крупных месторождений золота. Хотя разработка нескольких мелких россыпей осуществляется в течение одного промывочного сезона;
Поселки, расположенные в малонаселенных районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, имеют один вид деятельности - россыпная золотодобыча. В случае их ликвидации возникают проблемы вывоза населения.
Целью законопроекта является совершенствование законодательства для стимулирования добычи золота из россыпных месторождений.
После отмены отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и регулярных платежей за право добычи полезных ископаемых была установлена плоская шкала по налогу на добычу золота. Величина ставки по налогу на добычу была рассчитана, исходя из 50% от величины прежних отчислений на ВМСБ (от 7,8%) и минимального размера платежа за право пользования недрами (от 2 до 4% для драгоценных металлов). Таким образом, была установлена 6% ставка по налогу на добычу драгоценных металлов.
В этой ставке предусмотрены расходы государства на воспроизводство сырьевой базы. Однако государство с начала 90-х годов не финансирует геолого-разведочные работы на россыпное золото. Учитывая, что у большинства предприятий, ведущих россыпную золотодобычу, финансовое состояние не позволяет иметь собственных средств для проведения геологоразведочных работ, а в разработке в значительной доле участвуют некондиционные запасы, налог на добычу полезных ископаемых по россыпным месторождениям золота предлагается применять по нулевой ставке.
Предложенные в законопроекте меры стимулируют добычу золота из россыпных месторождений, что позволит сохранить в ближайшие годы добычу на уровне 60-80 тонн и снизить нарастающую в связи с этим социально-экономическую напряженность в регионах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих добычу золота из россыпных месторождений", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.И.Штогриным и Е.Н.Галичаниным
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается внести изменения в пункт 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), установив ставку налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в размере 0 процентов при добыче золота из россыпных месторождений.
В настоящее время налогообложению НДПИ подлежат указанные в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 Кодекса концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото и др.), получаемые при добыче драгоценных металлов, т.е. извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, облагаемых согласно пункту 2 статьи 342 по налоговой ставке 6 процентов. При этом в статье 337 Кодекса такой вид добытого полезного ископаемого как золото не указан.
Одним из аргументов внесения предлагаемого изменения является значительная доля некондиционных запасов при добыче золота из россыпных месторождений, а также выполнение налогоплательщиками за счет собственных средств геологоразведочных работ.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 342 Кодекса налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают НДПИ в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Одновременно следует иметь в виду, что расходы налогоплательщиков на освоение природных ресурсов, в том числе, на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, учитываются в соответствии с главой 25 Кодекса при исчислении налога на прибыль организаций.
Таким образом, действующими положениями Кодекса уже предусмотрена возможность налогообложения по налоговой ставке в размере 0 процентов золота из россыпных месторождений, добытого при разработке некондиционных запасов, а также возможность учесть для целей налогообложения расходы, связанные с выполнением налогоплательщиками за счет собственных средств геологоразведочных работ.
Учитывая изложенное, представленный законопроект не поддерживается.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка