Недействующий

О внесении изменения в статью 9.2 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 53453-5 "О внесении изменения в
статью 9.2 Федерального закона "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", внесенный Новосибирским областным Советом депутатов



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, определенным в статье 9.2 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), разработку и утверждение методики расчета размера ущерба, причиненного собственнику объекта археологического наследия в случае полной физической утраты объекта археологического наследия, методики расчета размера ущерба, нанесенного объекту археологического наследия.

Согласно статье 61 Федерального закона за его нарушение должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Федерального закона лица, причинившие вред объекту археологического наследия, обязаны возместить стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред имуществу, обязано возместить причиненный вред в полном объеме. Предполагаемый размер причиненного вреда должен быть обоснован потерпевшей стороной. При этом при расчете могут быть использованы и методики, установленные в соответствии с законом. Таким образом, российское законодательство не содержит запретов на осуществление расчета ущерба, причиненного собственнику объекта археологического наследия, в соответствии с определенными методиками.

Вместе с тем разработка и утверждение подобных методик не может быть возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, так как объекты археологического наследия относятся к объектам культурного наследия федерального значения и подлежат государственной охране, которая отнесена к полномочиям Российской Федерации.

Кроме того, статьями 168 и 243 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение имущества по неосторожности и за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. При этом размер ущерба, причиненного объекту культурного наследия, может повлиять на определение наказания за рассматриваемые деяния. Таким образом, установление различных методик расчета размера ущерба, нанесенного объекту археологического наследия, может привести к различной правоприменительной практике на территории различных субъектов Российской Федерации и отступлению от принципа равенства граждан перед законом, предусмотренного статьей 19 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
     С.Собянин



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка