МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 ноября 2008 года N 03-11-02/126


[О порядке применения с 1 января 2009 года положений подпунктов 346_2 и пп.1 и 2 пункта 2_2 статьи 346_26 НК РФ]

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами от налогоплательщиков по вопросам, связанным с порядком применения с 1 января 2009 года положений статьи 346_2 и подпунктов 1 и 2 пункта 2_2 статьи 346_26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.

1. Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в статью 346_26 Кодекса, устанавливающие ряд ограничений на применение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Так, исходя из положений подпункта 1 пункта 2_2 статьи 346_26 Кодекса, на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

В отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом, положения подпункта 1 пункта 2_2 статьи 346_26 Кодекса применяются начиная с 1 января 2010 года.

При этом учитывается среднесписочная численность работников по всем видам предпринимательской деятельности, независимо от применяемых режимов налогообложения, включая численность работников филиалов, представительств и иных обособленных подразделений налогоплательщика.

Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(М) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденным постановлением Росстата от 20 ноября 2006 года N 69.

2. С 1 января 2009 года на уплату единого налога на вмененный доход также не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов (подпункт 2 пункта 2_2 статьи 346_26 Кодекса).

Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

Соответственно, если среднесписочная численность работников организации и (или) индивидуального предпринимателя по итогам 2008 года составит более 100 человек, а также в случае, если доля участия других организаций составит более 25 процентов, то такая организация и (или) индивидуальный предприниматель с 1 января 2009 года не вправе применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Согласно статье 11 Кодекса для целей применения Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под указанное в статье 11 Кодекса определение "организации" в целях применения законодательства о налогах и сборах.

Поэтому для целей применения положений подпункта 2 пункта 2_2 статьи 346_26 Кодекса участие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в акционерных обществах не является основанием, препятствующим применению такими акционерными обществами системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Положения подпункта 2 пункта 2_2 статьи 346_26 Кодекса не являются основанием, препятствующим применению системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход унитарными предприятиями, так как исходя из Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 214, 294 и 295) (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 113 ГК РФ и статьи 2 Закона N 161-ФЗ имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и поэтому не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

Учитывая, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, являющееся учредителем унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях статьи 11 Кодекса, а также в связи с тем, что имущество унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия установленное подпунктом 2 пункта 2_2 статьи 346_26 Кодекса ограничение не распространяется.

Также следует отметить, что пунктом 2_3 статьи 346_26 Кодекса установлено, что в случае, если налогоплательщик, утративший право на применение системы налогообложения, установленной главой 26_3 Кодекса, осуществляет виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога на вмененный доход, без нарушения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2_2 указанной статьи Кодекса, то он обязан перейти на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с начала следующего налогового периода по единому налогу на вмененный доход, то есть с начала квартала, следующего за кварталом, в котором налогоплательщиком устранены несоответствия установленным требованиям.

3. Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2009 года отменяется ограничение, установленное подпунктом 1 пункта 6 статьи 346_2 Кодекса, не позволяющее переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организациям, имеющим филиалы и (или) представительства.

Поэтому организации, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с пунктом 2 статьи 346_2 Кодекса, в том числе имеющие филиалы и (или) представительства, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2009 года, вправе подать в период с 20 октября по 20 декабря 2008 года в налоговые органы заявления о переходе на указанный режим налогообложения.

С.Д.Шаталов


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»