А.Восковский,
эксперт "ЭЖ"
Деловой вояж по новым правилам
Правительство РФ наконец-то реализовало свое полномочие, предусмотренное ст.166 ТК РФ, утвердив Положение об особенностях направления работников в служебные командировки. О содержании этого документа и пойдет речь.
Большинство организаций не может обойтись без направления своих работников в командировки. Отсюда и актуальность вопросов, связанных с такими поездками. Однако Трудовой кодекс РФ содержит лишь ключевые нормы по данной тематике. Поэтому хозяйствующие субъекты и контролирующие органы были вынуждены обращаться к инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция), применявшейся в части, не противоречащей вышеуказанному Кодексу. На практике это приводило к различному толкованию многих положений. А многочисленные разъяснения зачастую противоречили друг другу. Кроме того, Инструкция не регулировала вопросы загранкомандировок.
Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ в ст.166 ТК РФ была введена часть вторая, согласно которой особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Но уполномоченный орган не спешил исполнять предписания законодателя. Только по прошествии более двух лет Правительство РФ Постановлением от 13.10.2008 N 749 утвердило Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Положение), а также поручило Минздравсоцразвития России давать разъяснения по вопросам, связанным с применением данного документа. Положение вступило в силу 25 октября 2008 г.
Хотя Инструкция формально не отменена, с вступлением в силу рассматриваемого документа - Положения - применяться она не должна (кроме приложений 2 и 3 к ней, на чем мы остановимся ниже).
Отметим, что Положение определяет порядок командировок не только на территории России, но и за ее пределами, что следует из п.1 данного документа. При этом его нормы можно условно подразделить на три вида:
- общие, касающиеся как "внутренних" командировок, так и "внешних";
- относящиеся к служебным командировкам на территории Российской Федерации;
- определяющие особенности загранкомандировок.
Сняты сомнения относительно максимального срока служебных командировок. Положение не устанавливает каких-либо временных ограничений. Согласно п.4 данного документа срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Однако следует помнить, что в соответствии со ст.166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются.
Поездка работника, направляемого по распоряжению работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой (п.3 Положения).
А теперь обсудим основные изменения, внесенные в регулирование "командировочного процесса" обсуждаемым нормативным актом.
В пункте 2 Положения оговаривается, что в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. Такую оговорку можно было бы посчитать излишней. То, что служебная командировка является понятием трудового права, прямо следует из содержания ст.166 ТК РФ. Видимо, при разработке Положения была учтена практика "направления в командировку" лиц, с которыми организации состоят не в трудовых, а в гражданско-правовых отношениях.
Решение о направлении работника в служебную командировку должно быть документально оформлено. Это следует из содержания пунктов 3 и 7 Положения: в п.3 говорится о распоряжении, а в п.7 - о решении. Очевидно, что наименование документа не имеет значения. Важен сам факт документирования решения работодателя.