Неактуальный

Новый закон, старые проблемы

Исполнительский сбор


На заседании обсуждалось, в частности, в каком порядке должны рассматриваться требования должника об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч.6 ст.112 Закона N 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Вопрос отчасти вызван неточностью избранной законодателем формулировки - обращение в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.

При обсуждении были высказаны различные, порой взаимоисключающие позиции:

- требования должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания должны рассматриваются судом в порядке искового производства;

- требования должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания не могут быть названы исковыми требованиями и должны рассматриваться в рамках гл. 24 АПК РФ (оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц);

- указанные требования подлежат рассмотрению по правилам раздела VII АПК РФ (производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражными судами).

Опыт длительного правоприменения свидетельствует, что законодательная техника служит аргументом в споре в самом крайнем случае. Российскому законодательству известны примеры использования в материальном законе терминологии, не соответствующей процессуальному праву. Так, в соответствии с ч.2 ст.138 НК РФ судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Хотя в действительности это дела, возникающие из административных правоотношений (гл. 24 АПК РФ).

Для того чтобы решить вопрос о виде процесса, следует обратиться к существу искового производства и производства, возникающего из публичных правоотношений.