Е.Усенко,
помощник руководителя ФАС России
ВАС разъяснил ФАС
30 июня 2008 года Пленум ВАС РФ принял постановление N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 30), которое по своему значению сравнимо с выходом нового Закона о защите конкуренции, а учитывая его разъяснительный характер, значимость этого документа несомненно повышается.
До принятия вышеуказанного постановления N 30 разъяснения по вопросам судебной практики в части антимонопольного законодательства были даны Президиумом ВАС РФ еще в 1998 году в информационном письме от 30.09.1998 N 32.
За 10-летний период возникло множество вопросов, требующих толкования и обобщения судебной практики. Кроме того, в 2006 году был принят новый Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон), который ввел много новых ключевых институтов, существенно изменил ранее действовавшие нормы. Экономические отношения между участниками рынка усложняются, соответственно усложняются и механизмы антимонопольного контроля. Поэтому и у компаний, и у юристов, и у судов возникают многочисленные вопросы, связанные с применением норм, регулирующих эти новые институты.
В мировой практике антимонопольное законодательство признается одним из наиболее сложных, поскольку находится на стыке экономики и права и его правовые нормы в большинстве случаев следует толковать не буквально, а исходя из экономического содержания конкретного института. Именно такой подход предпринял Пленум ВАС РФ в Постановлении N 30. Именно это и отразил в своем Постановлении Пленум ВАС РФ, давая разъяснения по соответствующим вопросам.
Самым актуальным вопросом для антимонопольных органов в последние два года был вопрос о возможности применения антимонопольного законодательства к гражданско-правовым отношениям.
В июле 2006 года Президиум ВАС РФ в решении N А33-2953/2005 указал, что рассматриваемые спорные отношения, возникшие в связи с исполнением условий договора, имеют гражданско-правовой характер и, следовательно, подлежат разрешению в судебном порядке. Далее следовал вывод, что при рассмотренных обстоятельствах дела антимонопольный орган, принимая оспариваемые решение и предписание, вышел за пределы своих полномочий.
К сожалению, принятое ВАС РФ решение по конкретному делу (с учетом обстоятельств именно этого дела) было истолковано судами буквально и по всей стране арбитражные суды отменяли, по сути, законные решения и предписания антимонопольных органов только на том основании, что "антимонопольное законодательство не применяется к гражданско-правовым отношениям".
Вместе с тем очевидно, что большая часть норм Закона устанавливает требования для хозяйствующих субъектов именно при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ст.10 Закона; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (ст.11 Закона) и на недобросовестную конкуренцию (ст.14 Закона).
Только в 2007 году более двух десятков решений и предписаний антимонопольных органов было отменено арбитражными судами в связи с "неприменимостью антимонопольного законодательства к гражданско-правовым отношениям". Значительное количество дел при достаточно явных нарушениях не было возбуждено антимонопольными органами в связи с отсутствием судебных перспектив.
Поэтому одним из важнейших вопросов, который был разрешен в Постановлении N 30, - это возможность применения антимонопольного законодательства к гражданско-правовым отношениям.