В.Р.Захарьин
Налоги-2009: определены правила, расставлены акценты
Книга представляет собой полный и подробный постатейный комментарий ко всем изменениям налогового законодательства, произошедшим в июне - июле 2008 года и вступающим в силу с 1 января 2009 года (за исключением некоторых норм, вступивших в силу в 2008 году).
Автором глубоко проанализированы возможные последствия изменения отдельных норм, в необходимых случаях - приведены практические рекомендации по организации и ведению налогового учета.
Книга проиллюстрирована большим количеством примеров, облегчающих восприятие текста.
Книга рассчитана на работников бухгалтерских служб, руководителей организаций, работников налоговых органов, а также на лиц, изучающих налогообложение и бухгалтерский учет в системе профессиональной подготовки или самостоятельно.
Изменения налогового законодательства всегда вызывают повышенный интерес не только у работников бухгалтерий, которым по роду своей службы приходится работать с регистрами налогового учета и налоговыми декларациями, но и у представителей других управленческих служб хозяйствующих субъектов, в частности аналитических отделов. Это обусловлено тем, что состояние расчетов с бюджетом по налогам и сборам непосредственно влияет на денежные потоки и финансовые показатели деятельности организаций.
Изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в 2008 году внесены следующими Федеральными законами: N 103-ФЗ, 108-ФЗ, 121-ФЗ, 135-ФЗ, 155-ФЗ и 158-ФЗ (даты их принятия и полные наименования приведены в тексте), причем практически во все главы кроме глав 25.1 - 25.3 и 29. Объем и значимость изменений различны. Наименее объемные изменения внесены в главы 21 "Налог на добавленную стоимость", 28 "Транспортный налог", 30 "Налог на имущество организаций" и 31 "Земельный налог" НК РФ. Наиболее объемные и существенные изменения внесены (уже традиционно) в главы 25 "Налог на прибыль организаций" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Изменения, внесенные в главы 28 и 31 НК РФ, невелики по объему и имеют непосредственное отношение только к организациям, использующим специальные налоговые режимы - ЕСХН и упрощенную систему налогообложения. Поэтому изменения, внесенные в названные главы, отдельно не комментируются, а приводятся в комментариях к изменениям, внесенным в главы 26.1 и 26.2 НК РФ.
Обратите внимание! Согласно некоторым из внесенных изменений (в частности, в главу 25 НК РФ) потребуется провести не только коррекцию налогового учета, но и определенную работу по подготовке к внесению изменений в учетную политику организаций для целей налогообложения.
Предлагаемое читателям издание представляет собой полный комментарий ко всем изменениям, внесенным в налоговое законодательство, сгруппированный в соответствии со структурой НК РФ: по каждой статье, в которую вносились изменения, комментируются все внесенные каждым из Федеральных законов поправки.
Приводимые комментарии проиллюстрированы большим количеством примеров, а также конкретной цифровой информацией.
Изменения в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ вносились в 2008 году неоднократно:
Федеральным законом от 26.06.2008 N 103-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области таможенного дела" было внесено небольшое изменение в абзац четвертый подп.3 п.1 ст.165 НК РФ. В частности, случаи и порядок, когда при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации, определяются Минфином России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (а не Министерством экономического развития и торговли, как это было ранее).
Данное изменение вступило в силу с 1 октября 2008 года (с очередного налогового периода по НДС).
Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст.5) в ст.174.1 НК РФ внесены изменения, которыми действие норм статьи (а также ее наименование) фактически распространяется на налогообложение операций, осуществляемых в рамках концессионных соглашений.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 158-ФЗ), который действует с 1 января 2009 года, изменения в главу 21 НК РФ внесены только в одну статью, а именно в абзаце пятом п.6 ст.171 НК РФ слова "в абзаце втором пункта 2" заменить словами "в пункте 4" (п.1 ст.1 Закона N 158-ФЗ).
Это изменение носит чисто технический характер и связано с внесением Законом N 158-ФЗ изменений в главу 25 НК РФ.
В частности, п.4 ст.259 НК РФ (в редакции Закона N 158-ФЗ) определяет момент начала начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию).
В целом же абзацем пятым п.6 ст.171 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором соответствующий объект был введен в эксплуатацию, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму налога.
Речь идет о суммах налога, восстановленного в случае, когда объекты недвижимости, построенные или приобретенные налогоплательщиком, используются им для осуществления операций, по которым п.2 ст.170 НК РФ предусмотрено включение НДС в стоимость приобретенных товаров.
Традиционным изменениям подверглась глава 22 "Акцизы" НК РФ. Ставки акцизов вновь пересмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 N 142-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 142-ФЗ). Кроме того, в отдельные статьи главы 22 НК РФ внесены два уточняющих изменения.
Пункт 3 ст.182 "Объект налогообложения" НК РФ дополнен словами: "в отношении которого статьей 193 настоящего Кодекса установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала)".
Теперь согласно п.3 ст.182 НК РФ "к производству приравниваются розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров..,а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар".
После внесения уточняющих изменений, объектом налогообложения по-прежнему является стоимость подакцизных товаров, произведенных с использованием других подакцизных товаров (но не разница между названными стоимостями).
То есть новая редакция п.3 ст.182 НК РФ корреспондирует с нормами ст.200 НК РФ (устанавливающей порядок осуществления налоговых вычетов).
ПРИМЕР.
Организация приобрела 10 л этилового спирта, который использовала при изготовлении 50 л спиртосодержащей продукции (с объемным содержанием спирта 20%). При приобретении спирта уплачен акциз в размере 277 руб. Готовая спиртосодержащая продукция должна быть обложена акцизом в сумме 1991 руб. При расчете размера задолженности перед бюджетом должна быть учтена сумма налогового вычета в размере 277 руб., т.е. к уплате будет подлежать сумма акциза 1714 руб. (1991 - 277).
Заметим, что объемное содержание спирта в готовой продукции в данном случае значения не имеет. Акциз рассчитывается исходя из общего объема спирта, содержащегося в ней.
Любопытной представляется такая деталь: данное уточнение фактически может относиться только к одной группе операций - использованию спирта при изготовлении алкогольной и спиртосодержащей продукции (кроме спиртосодержащей парфюмерно-косметической и бытовой продукции в металлической аэрозольной упаковке, пока облагаемой по нулевой ставке). Из наименований подакцизных товаров следует, что вина натуральные, шампанские, газированные и т.п.должны изготавливаться без добавления этилового спирта (т.е. о розливе спирта или иной аналогичной продукции речи быть не может).
Упоминание же пива в контексте нормы п.3 ст.182 НК РФ, видимо, должно расцениваться как то, что законодатель допускает возможность добавления в пиво этилового спирта. Так это или нет, можно будет убедиться только после того, как будет утвержден технический регламент на пиво.
Еще менее существенное изменение внесено в п.2 ст.187.1 "Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки" НК РФ, в котором содержатся определения максимальной розничной цены и марки табачных изделий. Пункт 2 ст.187.1 НК РФ изложен в новой редакции. Однако при этом определение максимальной розничной цены дословно воспроизведено из прежней редакции, а в определение марки фактически внесено только одно уточнение, из которого следует, что под индивидуализированным обозначением табачного изделия нужно понимать его название.
Необходимые изменения внесены Законом N 142-ФЗ и в ст.193 "Ставки налога" НК РФ.
В связи с изменением бюджетного законодательства ставки акцизов начиная с 2008 года устанавливаются сразу на три года. При этом допускается ежегодная корректировка акцизных ставок.
Первоначально ставки акцизов на 2009 год были установлены Федеральным законом от 16.05.2007 N 75-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 75-ФЗ).
Затем Законом N 142-ФЗ акцизные ставки были установлены на период с 2009 по 2011 год. При этом практически все (ранее установленные на 2009 год) ставки изменены в сторону повышения.
Обобщим изменения ставок акцизов в таблице.
Сопоставление ставок акцизов, установленных Законами N 75-ФЗ и 142-ФЗ на 2010 год, практического значения не имеет, так как в следующем году они, скорее всего, также подвергнутся корректировкам. Поэтому указываются только последние утвержденные ставки - установленные Законом N 142-ФЗ.
Ставки акцизов на 2009 - 2011 годы
Вид подакцизных товаров | Налоговая ставка, руб. | ||||
2009 год | 2009 год | Изменения, % | 2010 год | 2011 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт- сырец из всех видов сырья), за 1 л безводного спирта этилового | 26,8 | 27,7 | 3,36 | 30,5 | 33,6 |
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке - за безводный этиловый спирт, содержащийся в подакцизных товарах, за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке), за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах | 185,00 | 191,00 | 210,00 | 231,00 | |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта), за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах | 117,15 | 121,00 | 3,29 | 133,00 | 146,00 |
Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта, за 1 л | 2,50 | 2,60 | 4,00 | 2,90 | 3,20 |
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие, за 1 л | 11,20 | 10,50 | -6,25 | 11,55 | 12,70 |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5% включительно, за 1 л | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно, за 1 л | 2,92 | 3,00 | 2,74 | 3,30 | 3,60 |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6%, за 1 л | 9,52 | 9,80 | 2,94 | 10,80 | 11,90 |
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, за 1 кг | 300,00 | 300,00 | 0 | 300,00 | 330,00 |
Сигары, за 1 шт. | 17,75 | 17,75 | 0 | 17,75 | 19,50 |
Сигариллы, за 1000 шт. | 247,00 | 255,00 | 3,24 | 281,00 | 309,00 |
Сигареты с фильтром, за 1000 шт. (+ % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены) | 145,00 + 6%, но не менее 177,00 | 150,00 + 6%, но не менее 177,00 | 3,45 | 180,00 + 6,5%, но не менее 216,00 | 216,00 + 7%, но не менее 260,00 |
Сигареты без фильтра, папиросы, за 1000 шт. (+ % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены) | 70,00 + 6%, но не менее 93,00 | 72,00 + 6%, но не менее 93,00 | 2,86 | 92,00 + 6,5%, но не менее 118,00 | 120,00 + 7%, но не менее 154,00 |
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно, за 0,75 кВт (1 л.с.) | 0,00 | 0,00 | 0 | 0,00 | 0,00 |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно, за 0,75 кВт (1 л.с.) | 21,00 | 21,70 | 3,33 | 23,90 | 26,30 |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), за 0,75 кВт (1 л.с.) | 207,00 | 214,00 | 3,38 | 235,00 | 259,00 |
Автомобильный бензин с октановым числом до "80" включительно, за 1 т | 2 657,00 | 2 657,00 | 0 | 2 657,00 | |
Автомобильный бензин с иными октановыми числами, за 1 т | 3 629,00 | 3 629,00 | 0 | 3 629,00 | |
Дизельное топливо, | 1 080,00 | 1 080,00 | 0 | 1 080,00 | |
за 1 т | |||||
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, за 1 т | 2 951,00 | 2 951,00 | 0 | 2 951,00 | 3 246,00 |
Прямогонный бензин, за 1 т | 2657,00 | 3 900,00 | 46,78 | 4 290,00 | 4 720,00 |
Нетрудно заметить, что практически по всем видам подакцизных товаров корректировка составила от 2,7 до 4%. Это почти соответствует корректировке планового уровня инфляции на 2008 год - с 8 - 8,5% до 11 - 12%. Плановая инфляция в размер акцизов в той или степени закладывалась.
Несколько выпадают из общей картины акцизы по вину натуральному (ставка на которые даже снижена), а также на прямогонный бензин (рост составил почти 50%). Последнее укладывается в общий курс, взятый Правительством Российской Федерации на улучшение качества продуктов нефтепереработки.
Кроме того, очевидна тенденция к постоянному росту ставок акцизов на табачные изделия (повышение акцизной ставки на табак и сигары планируется только на 2011 год), алкогольную продукцию и автомобили.
Не планируется повышение ставок и по тем видам товаров, в отношении которых ранее была установлена нулевая ставка.