РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 апреля 2008 года N 681р
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 октября 2015 года на основании
распоряжения ОАО "РЖД" от 15 сентября 2015 года N 2236р
____________________________________________________________________
В целях расчета экономического ущерба, возникающего в результате транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий:
Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2008 года прилагаемые Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий в ОАО "РЖД".
Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
Б.М.Лапидус
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий в ОАО "РЖД"*
_______________
* Сохранена редакция оригинала. - Примеч. ред.
1.1. Методические рекомендации применяются работниками структурных подразделений и филиалов ОАО "РЖД", занимающихся расчетами ущерба ОАО "РЖД", понесенного в результате транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий.
1.2. Установление факта транспортного происшествия и иного связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта события (далее - транспортное происшествие или иное событие) производится комиссией в соответствии с приказом Минтранса России от 25 декабря 2006 года N 163, а также Положением об организации в ОАО "РЖД" служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД", утвержденным ОАО "РЖД" 7 июля 2005 года N 620.
1.3. Настоящие Методические рекомендации обеспечивают оценку реального ущерба ОАО "РЖД", возникающего в случаях нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
1.4. При оценке ущерба от нарушений правил безопасности перевозочного процесса необходимо определить источник покрытия этих расходов. В соответствии с Номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО "РЖД", утвержденной приказом Минтранса России от 17 августа 2007 года N 124, возмещение полного ущерба от нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта следует относить к расходам по обычным видам деятельности и к прочим расходам, учитываемым как штрафы, пени и неустойки.
Расчет реального ущерба, наносимого ОАО "РЖД" транспортными происшествиями и иными событиями, производится работниками структурных подразделений и филиалов ОАО "РЖД" путем определения размера ущерба, связанного с ущербом от повреждений грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов, элементов инфраструктуры, средств связи, затрат на работу восстановительного поезда, ущерба от повреждений и потери груза, от задержек грузов и пассажиров в пути следования, от нанесения вреда здоровью и жизни людей, вовлеченных в транспортные происшествия и иные события.
Расчет реального ущерба осуществляется по следующей формуле:
Y = Y + Y + ... + Y + Y, (1)
где Y - ущерб вследствие транспортных происшествий и иных событий;
Y - ущерб от повреждений грузовых вагонов;
Y - ущерб от повреждений пассажирских вагонов;
Y - ущерб от повреждений тягового подвижного состава;
Y - ущерб от повреждений пути;
Y - ущерб от повреждений контактной сети;
Y - ущерб от повреждений устройств автоматики и телемеханики;
Y - ущерб от повреждений средств связи;
Y - ущерб от повреждений и потери груза;
Y - затраты на работу восстановительного поезда;
Y - ущерб от внеплановых задержек и простоя поездов на участках;
Y - ущерб от задержек грузов в пути следования;
Y - ущерб от задержек пассажиров в пути следования, порчи и потери багажа;
Y - ущерб от причинения вреда здоровью и жизни людей, вовлеченных в транспортные происшествия и иные события;
Y - экологический ущерб;
Y - прочие составляющие ущерба.
2.1. Оценка ущерба от повреждения грузовых вагонов Y
Стоимость ремонта грузового вагона зависит от степени сложности вида ремонта, который необходимо выполнить. Во всех случаях повреждения вагона составляется акт о повреждении вагона (форма ВУ-25М).
В зависимости от степени повреждения вагоны подлежат текущему (отцепочному или безотцепочному), деповскому, капитальному ремонту или исключению из инвентаря.
Расходы на восстановление подвижного состава включают: затраты на выполнение ремонтных работ и расходы на материалы. При заполнении таблицы 1 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ определяются прямые затраты на ремонт и восстановление грузовых вагонов. Для расчета ущерба необходимо к прямым затратам добавить общие и общехозяйственные (накладные) расходы.
В случае исключения вагона из инвентаря ущерб определяется его балансовой стоимостью. Документом, в соответствии с которым принимается решение о списании вагонов, как грузовых, так и пассажирских, является Инструкция по исключению из инвентаря вагонов, утвержденная МПС России 25 декабря 1986 года, N ЦЧУ-ЦВ-4433.
2.2. Оценка ущерба от повреждения пассажирских вагонов Y
В случае транспортного происшествия и иного события, в котором были повреждены пассажирские вагоны, порядок расчета ущерба принимается аналогичным указанному в пункте 3.1 к настоящим Методическим рекомендациям*. В соответствии с актом о повреждении пассажирского вагона (форма ВУ-25а) на основании всех выявленных неисправностей определяется необходимый вид ремонта. При заполнении таблицы 1 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ определяются прямые затраты на ремонт и восстановление пассажирских вагонов. Для расчета ущерба необходимо к прямым затратам добавить общие и общехозяйственные (накладные) расходы.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "пункте 2.1 к настоящим Методическим рекомендациям". - Примечание изготовителя базы данных.
2.3. Оценка ущерба от повреждения тягового подвижного состава Y
По степени повреждения тягового подвижного состава выделяются следующие виды ремонтов: техническое обслуживание (ТО), текущий ремонт (ТР), средний ремонт (СР), капитальный ремонт (КР), списание локомотива. Во всех случаях повреждения тягового подвижного состава составляется технический акт о повреждениях и неисправностях локомотива, мотор-вагонного подвижного состава (форма ТУ-21).
Для определения общего значения ущерба при повреждении тепловозов, электровозов, дизель-поездов и электропоездов необходимо учитывать затраты на их доставку с места транспортного происшествия в депо приписки.
В соответствии с расчетом, проводимым по таблице 1 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям, определяется стоимость прямых затрат по ремонту тягового подвижного состава. Для расчета ущерба необходимо к прямым затратам добавить общие и общехозяйственные (накладные) расходы.
2.4. Оценка ущерба от повреждения железнодорожного пути Y
Затраты на восстановление железнодорожного пути (далее - пути) определяются объемами повреждений и характеристикой участка, на котором произошло транспортное происшествие или иное событие. Поэтому в каждом конкретном случае требуется использование различных материалов, машин и специализированной техники. Затраты труда при выполнении работ, связанных с восстановлением пути, определяются особенностями рельсошпального полотна и стрелочных переводов, а также наличием материалов верхнего строения пути и путевых машин.
В случае необходимости восстановления пути в результате транспортного происшествия или иного события для определения необходимых затрат на ремонт составляется акт осмотра, в котором перечисляются все повреждения пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения). В соответствии со степенью повреждений определяется вид и объем работ, соответствующий конкретной ситуации.
В соответствии с таблицей 2 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям в каждом конкретном случае определяются затраты, характеризующие работы по восстановлению пути. При заполнении таблицы 2 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ определяются прямые затраты на ремонт и восстановление пути. Для расчета ущерба от повреждения пути необходимо к прямым затратам добавить общие и общехозяйственные (накладные) расходы.
2.5. Оценка ущерба от повреждения контактной сети Y
К наиболее распространенным повреждениям контактной сети, происходящим в результате транспортных происшествий и иных событий и требующих восстановления, относятся:
повреждение опоры контактной сети без обрыва проводов;
повреждение опоры контактной сети с обрывом проводов;
повреждение жесткой поперечины;
повреждение гибкой поперечины;
повреждение проводов, тросов и поддерживающих конструкций.
Ремонт устройств электрификации и электроснабжения складывается из затрат труда работников, использования специализированного оборудования, механизмов и машин, стоимости материалов. Расчет производится в соответствии с таблицей 3 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям. При заполнении данной таблицы в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ определяются прямые затраты на ремонт и восстановление устройств электрификации и энергоснабжения. Для расчета ущерба необходимо к прямым затратам добавить общие и общехозяйственные (накладные) расходы.
2.6. Оценка ущерба от повреждений устройств автоматики и телемеханики Y
Для определения необходимых затрат на проведение работ по восстановлению нормальной работы устройств автоматики и телемеханики после транспортного происшествия или иного события начальником дистанции сигнализации, централизации и блокировки составляется акт, в котором перечисляются все поврежденные устройства автоматики и телемеханики и очередность восстановления их нормальной работы.
Расходы на ремонт и восстановление этих устройств определяются затратами труда работников, стоимостью материалов и оборудования, затратами на использование механизмов и машин. Для выполнения ремонтных работ необходимо провести демонтаж вышедшего из строя оборудования и замену его на новое. Необходимые данные для проведения расчетов заносятся в таблицу 4 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям. При заполнении данной таблицы в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ определяются прямые затраты на ремонт и восстановление устройств автоматики и телемеханики. Для расчета ущерба необходимо к прямым затратам добавить общие и общехозяйственные (накладные) расходы.
2.7. Оценка ущерба от повреждений средств связи Y
Расходы на ремонт и восстановление устройств связи, как стационарных, так и поездных, определяются затратами труда работников и стоимостью материалов и оборудования, а также расходами на организацию временных (на период проведения ремонтно-восстановительных работ) схем связи с местом происшествия. Объем необходимых ремонтных работ оценивается на основании первичного акта специалиста по связи.
Расходы на организацию временных (на период проведения ремонтно-восстановительных работ) схем связи определяются затратами труда работников, стоимостью материалов и оборудования и затратами на использование временных каналов (услуг) связи. Объем необходимых работ оценивается на основании первичного акта специалиста по связи.
Необходимые данные для проведения расчетов заносятся в таблицу 5 приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям. При заполнении данной таблицы в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ рассчитываются прямые затраты на ремонт и восстановление устройств связи. Для расчета ущерба от повреждения устройств связи необходимо к прямым затратам добавить общие и общехозяйственные (накладные) расходы.