ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Совет Безопасности ООН


Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом,
от 10 июня 2008 года на имя Председателя Совета Безопасности


Имею честь сослаться на резолюцию 1805 (2008) Совета Безопасности и рад представить на рассмотрение Совета Безопасности доклад Контртеррористического комитета об осуществлении резолюции 1373 (2001).

Этот доклад был подготовлен Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета. В нем дается оценка осуществления резолюции 1373 (2001) с разбивкой по регионам и субрегионам и изложены выводы в отношении прогресса, достигнутого в осуществлении этой резолюции в ключевых тематических областях. В докладе содержатся первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета, в которых особо отмечены основные проблемы, связанные с осуществлением резолюции 1373 (2001), и которые Комитет и Совет Безопасности могут использовать в качестве инструмента при планировании и определении приоритетов.

Это доклад основан на информации, имевшейся в распоряжении по состоянию на октябрь 2007 года. Во исполнение просьбы Совета Исполнительный директорат подготовит обновленный вариант этого доклада после получения от государств-членов новой информации.

Был бы признателен за распространение настоящего письма и прилагаемого к нему доклада в качестве документа Совета Безопасности.

(Подпись) Невен Юрица
Председатель
Комитет Совета Безопасности,
учрежденный резолюцией 1373 (2001)
о борьбе с терроризмом

     

Обзор осуществления резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности

Доклад Контртеррористического комитета

I. Введение

1. Настоящий обзор подготовлен во исполнение просьбы Совета Безопасности, содержащейся в его резолюции 1805 (2008), и в рамках оценки Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета прогресса, достигнутого государствами-членами в осуществлении резолюции 1373 (2001).

2. Обзор, представляемый Комитетом, был подготовлен экспертами Исполнительного директората Контртеррористического комитета. Он основывается на их профессиональной оценке информации, имевшейся в распоряжении по состоянию на октябрь 2007 года.

3. При проведении обзора эксперты опирались на данные, взятые Исполнительным директоратом Комитета из докладов государств-членов и докладов о результатах визитов (в отношении тех государств, где побывали члены Комитета), а также на данные, полученные от международных организаций. Эти данные отражены также в 192 предварительных оценках осуществления, которые были подготовлены в отношении всех государств-членов. Обсуждение с государствами-членами предварительных оценок осуществления и докладов о результатах визитов членов Комитета продолжается. Комитет и его Исполнительный директорат по-прежнему выступают за поддержание такого диалога с целью содействовать обмену с государствами-членами информацией и мнениями об осуществлении резолюции 1373 (2001).

4. В рамках обзора основное внимание было уделено крупным тематическим областям, затрагиваемым в резолюции, а именно законодательству по противодействию терроризму и политике в отношении борьбы с финансированием терроризма, пограничного контроля, правоприменения, международного сотрудничества и защиты прав человека.

5. Раздел II обзора представляет собой оценку осуществления резолюции 1373 (2001) с разбивкой по регионам и субрегионам.

6. Раздел III содержит ряд выводов в отношении прогресса, достигнутого на глобальном уровне в осуществлении ключевых тематических аспектов этой резолюции.

7. К обзору приложена таблица, отображающая взаимосвязь между обзором и предварительной оценкой осуществления (см. приложение).

8. Цель обзора состоит в том, чтобы проанализировать текущие общие тенденции в деле осуществления резолюции с целью выявить слабые места на региональном уровне или области, в которых группы государств сталкиваются с особыми трудностями при осуществлении резолюции, что позволило бы им с выгодой использовать региональный или субрегиональный подход к борьбе с терроризмом. Следует отметить, что в ряде субрегионов государства демонстрируют существенно разнящиеся уровни прогресса, достигнутого в осуществлении резолюции.

9. Следует также отметить, что в ряде регионов многие государства сталкиваются с разнообразными проблемами, включая необходимость одновременного решения нескольких приоритетных задач в области развития, ограниченность возможностей в плане подготовки кадров и сохраняющееся давление на государственный бюджет, что в совокупности влияет на уровень прогресса, достигнутого в осуществлении резолюции 1373 (2001).

II. Оценка по регионам

А. Африка

Северная Африка
     
     (Алжир, Египет, Ливийская Арабская Джамахирия,
     
     Мавритания, Марокко, Судан и Тунис)     
    


    Области оценки

10. Законодательство: все семь государств в субрегионе Северной Африки приняли законодательство о борьбе с терроризмом и частично инкорпорировали преступления, предусмотренные в международных документах о борьбе с терроризмом, в свое внутреннее право. Два обеспечили адекватное включение преступлений, предусмотренных в международных документах о борьбе с терроризмом, в свое внутреннее право, пять других сделали это частично. В большинстве государств приняты адекватные меры по пресечению вербовки террористов. Лишь два государства создали в своей внутренней правовой системе адекватные механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений.

Противодействие финансированию терроризма

11. Три государства установили уголовную ответственность за финансирование терроризма, тогда как четырьмя другими приняты определенные правовые положения, направленные на решение этого вопроса. Законы о борьбе с отмыванием денег действуют в настоящее время во всех семи государствах, а группы финансовой разведки созданы в четырех государствах. Наряду с этим четыре государства не регулируют передачу финансовых средств с использованием каналов неофициальных систем перевода денег, а еще в двух действуют лишь ограниченные меры. Ряд государств обладают потенциалом, позволяющим незамедлительно замораживать средства и активы, связанные с терроризмом, хотя в большинстве случаев этот потенциал ограничен. Ни одно государство субрегиона не принимает адекватных мер по защите некоммерческих организаций от использования в целях финансирования терроризма, хотя шестью государствами принимаются определенные меры в этом плане.

Пограничный контроль

12. Всеобъемлющие или частичные меры по выявлению поддельных проездных документов введены в шести государствах, однако степень защищенности и целостности процедуры выдачи удостоверений личности и проездных документов могла бы быть значительно повышена в ряде государств. Три государства внедрили эффективные процедуры и методы проверки лиц, совершающих поездки, по национальным и международным базам данных, и три сделали это частично. Меры по предотвращению неправомерного использования процедур предоставления убежища в полном объеме разработаны и внедрены лишь в одном государстве. Необходима дополнительная работа в области таможенного контроля - в том числе по повышению степени безопасности грузов и осуществлению международных стандартов и процедур - с учетом того, что лишь пять государств ввели частичные меры контроля в этой области. Международные стандарты авиационной безопасности лишь частично соблюдаются в четырех государствах. Международные стандарты безопасности на море в полной мере соблюдаются в одном государстве и частично - в трех. Одно государство в полной мере ввело меры по предотвращению незаконного передвижения людей через границу, еще пять внедрили такие меры частично, однако большая протяженность морских и сухопутных границ будет по-прежнему создавать в ряде государств проблемы в вопросах пограничного контроля. Семь государств лишь на частичной основе приняли меры по предупреждению контрабанды оружия и взрывчатых веществ.

Национальные службы безопасности и правоохранительные органы

13. Известно, что в большинстве государств субрегиона созданы подразделения правоохранительных органов по борьбе с терроризмом, однако лишь в трех из них созданы адекватные институциональные структуры и обеспечивается межучрежденческая координация, необходимая для решения вопросов борьбы с терроризмом. Всеми государствами приняты определенные меры по регулированию производства, продажи и передачи оружия и взрывчатых веществ.

Международное сотрудничество

14. Два государства приняли всеобъемлющие внутренние законы по вопросам взаимной правовой помощи и выдачи. Другие полагаются на многосторонние и двусторонние договоры, и это может, в определенных обстоятельствах, ограничивать их способность позитивно реагировать на соответствующие запросы большого числа государств. Пять государств установили процедуры обмена информацией. Показатель ратификации международных документов о борьбе с терроризмом в целом очень высок - все семь государств ратифицировали 10 или более из 16 таких документов.

Общие замечания

15. С учетом того, что в регионе сохраняется серьезная угроза терроризма, все государства Северной Африки приняли определенное число соответствующих законодательных мер и мер по борьбе с терроризмом. Однако остается не совсем ясным, насколько полно осуществляются эти меры. С учетом больших объемов переводов денежных средств трудящихся в этом субрегионе и характерных для него моделей использования неофициальных, небанковских механизмов перевода средств приоритетное значение имеет принятие мер по регулированию деятельности альтернативных систем перевода денег и предотвращению незаконного использования некоммерческих организаций.

16. Несмотря на существенные меры, принятые некоторыми государствами-членами, большая протяженность морских и сухопутных границ будет по-прежнему создавать серьезные проблемы с точки зрения обеспечения пограничного контроля в ряде государств.

Первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета

17. Первоочередные рекомендации состоят в следующем:

a) поощрять государства к укреплению безопасности границ в пунктах въезда с целью воспрепятствовать незаконному перемещению через границу людей, товаров и оружия/взрывчатых веществ, а также физической трансграничной перевозке валюты и других платежных средств на предъявителя;

b) поощрять государства к принятию адекватных мер по защите их некоммерческого сектора от незаконного использования в целях финансирования терроризма;

c) поощрять государства к принятию мер по предотвращению незаконного использования неофициальных сетей, обеспечивающих денежные переводы трудящихся, для целей финансирования терроризма.

Восточная Африка
     
     (Бурунди, Джибути, Кения, Коморские Острова, Мадагаскар, Мозамбик, Объединенная Республика Танзания, Руанда, Сейшельские Острова, Сомали, Уганда, Эритрея и Эфиопия)
     



     Области оценки
     



     Законодательство


18. Из 13 государств субрегиона Восточной Африки два создали всеобъемлющие правовые рамки для принятия мер по борьбе с терроризмом и обеспечили адекватное включение преступлений, предусмотренных в международных документах о борьбе с терроризмом, в свое внутреннее право. Шесть других частично инкорпорировали эти преступления, а еще пять государств не инкорпорировали их вообще. В пяти государствах действуют адекватные меры по борьбе с вербовкой террористов, четыре таких мер не принимали. Четыре государства предусмотрели в своей законодательной системе адекватные механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений.

Противодействие финансированию терроризма

19. Два государства ввели уголовную ответственность за финансирование терроризма, еще пять приняли определенные правовые положения, направленные на решение этой проблемы. Законы о борьбе с отмыванием денег приняты в шести государствах, однако лишь в двух из них существует функционирующая группа финансовой разведки. Ни одним из государств субрегиона не принято мер с целью предотвратить использование неофициальных переводов средств для целей финансирования терроризма, хотя в шести и созданы определенные механизмы контроля. Ни одно из государств не обладает потенциалом, позволяющим незамедлительно замораживать средства или активы, связанные с терроризмом, хотя некоторые государства и добились прогресса в работе над этим вопросом. Ни одно из государств не принимает адекватных мер по защите некоммерческих организаций от использования в целях финансирования терроризма, хотя восьмью из них и принимаются определенные меры в этом плане.

Пограничный контроль

20. Одно государство в полной мере внедрило действенные процедуры и методы досмотра лиц, совершающих поездки, и девять государств внедрили такие процедуры частично. В 10 государствах приняты определенные меры по выявлению поддельных проездных документов, однако степень безопасности и целостности процедур выдачи удостоверений личности и проездных документов необходимо повысить. Меры по недопущению неправомерного использования процедур предоставления убежища частично действуют лишь в пяти государствах. Шесть государств установили ряд соответствующих таможенных процедур и процедур проверки безопасности грузов, однако большинству еще лишь предстоит внедрить соответствующие международные стандарты и процедуры. Международные стандарты авиационной безопасности частично внедрены в пяти государствах, а международные стандарты безопасности на море применяются лишь четырьмя государствами. Десять государств частично осуществили меры по предотвращению незаконного передвижения людей через границу. Девять государств ввели определенные меры по выявлению и предотвращению контрабанды оружия и взрывчатых веществ, однако остается неясным, насколько эффективно осуществляются эти меры.

Национальные службы безопасности и правоохранительные органы

21. Пять государств частично разработали стратегии и институциональные структуры по борьбе с терроризмом, в них в определенной степени обеспечивается координация между правоохранительными органами, занимающимися контртеррористическими вопросами. Остальные восемь государств не предоставили достаточной информации для проведения оценки. Четыре государства создали в структуре правоохранительных органов специализированные подразделения по борьбе с терроризмом и три предприняли шаги в этом направлении. В общей сложности двенадцать государств приняли меры по регулированию производства, продажи и передачи оружия и взрывчатых веществ, хотя всеобъемлющее осуществление таких мер обеспечивается лишь двумя из них.

Международное сотрудничество

22. В 11 государствах законы, предусматривающие оказание взаимной правовой помощи и выдачу, либо вообще отсутствуют, либо носят ограниченный характер. Всеобъемлющие национальные законы по вопросам взаимной правовой помощи и выдачи приняты одним государством. В четырех государствах таких законов нет, и это, возможно, ограничивает их способность позитивно реагировать на соответствующие запросы других государств. Лишь в одном государстве действуют адекватные процедуры обмена информацией, в то время как в 10 других принимаются частичные меры. Что касается показателей ратификации международных документов о борьбе с терроризмом, то они в значительной степени различаются по странам: семь государств ратифицировали по меньшей мере 10 из таких документов, тогда как одно вообще не ратифицировало ни одного, а еще одно ратифицировало только один документ.

Общие замечания

23. Восточная Африка становилась жертвой терроризма в прошлом, и в силу сохраняющейся политической нестабильности уровень террористической угрозы остается здесь высоким. Несмотря на это, большинство государств еще не приняли решительных законодательных и практических мер по вопросам борьбы с терроризмом. Государства обязаны представить информацию о своих законах и об их осуществлении, чтобы Комитет мог лучше оценить их непосредственные потребности и приоритеты.

24. Во всех странах данного субрегиона расчеты производятся в основном наличными, и в этой связи повышается опасность финансирования терроризма посредством физической трансграничной перевозки валюты и других платежных средств на предъявителя, а также неофициальной передачи денежных средств и ценностей с использованием каналов альтернативных систем денежных переводов.

25. С учетом политической нестабильности в некоторых частях данного субрегиона требуется активизировать меры по контролю за морскими и сухопутными границами, и в частности меры по предотвращению контрабанды оружия. В то же время, принимая во внимание большую протяженность сухопутных и морских границ, решение этой задачи будет по-прежнему представлять серьезную проблему для правительств стран субрегиона.

26. В силу непредставления государствами этого субрегиона данных, касающихся многих областей правоприменительной деятельности и пограничного контроля, провести оценку на предмет того, приняты ли в действительности меры по борьбе с терроризмом и обеспечивается ли их эффективное осуществление, не удалось. Государствам настоятельно предлагается представить Комитету данные о стратегиях и механизмах контроля, которые разрабатываются и применяются в этих областях.

Первоочередные рекомендации в отношении будущей деятельности Комитета

27. Первоочередные рекомендации состоят в следующем:

a) способствовать принятию национальных контртеррористических правовых рамок, которые носили бы всеобъемлющий и согласованный характер, и обеспечить включение в такие рамки всех террористических преступлений, предусматриваемых в международных документах о борьбе с терроризмом;

b) поощрять государства к отслеживанию физической трансграничной перевозки валюты и других платежных средств на предъявителя;

c) поощрять государства к активизации усилий по укреплению безопасности границ в пунктах въезда с целью воспрепятствовать незаконному перемещению через границу людей, товаров и оружия/взрывчатых веществ.

Южная часть Африки
     
     (Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Лесото, Маврикий,
     
     Малави, Намибия, Свазиленд и Южная Африка)     



     Области оценки     



     Законодательство


28. Из десяти государств данного субрегиона лишь два располагают всеобъемлющими контртеррористическими правовыми рамками, обеспечивающими включение соответствующих террористических преступлений в систему внутреннего права. Четыре государства частично инкорпорировали такие преступления, еще три не сделали этого вообще. Тремя государствами приняты адекватные меры по пресечению вербовки террористов и шестью приняты частичные меры. Три государства предусмотрели в своих законодательных системах механизмы преследования за совершение соответствующих преступлений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»