Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 апреля 2008 года N 287-О-О

     

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова Ивана Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и пунктом 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, рассмотрев по требованию гражданина И.Ю.Павлова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2007 года, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 года, гражданину И.Ю.Павлову было отказано в признании недействующими пунктов 1.2 и 1.7 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1233) на том основании, что они не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают право граждан на доступ к информации.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации И.Ю.Павлов оспаривает конституционность пункта 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, согласно которому к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, и пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которому обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа.

По мнению заявителя, названные нормативные положения позволяют федеральным органам исполнительной власти и иным обладателям информации самостоятельно определять критерии отнесения имеющейся у них информации к категории ограниченного доступа, что нарушает принцип равенства и конституционное право свободно искать и получать информацию любым законным способом, а потому противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 29 (часть 4), 45 (часть 1), 55 (часть 3) и 115 (часть 1).

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.Ю.Павловым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

В Определении от 11 июля 2006 года N 269-О по жалобе И.Ю.Павлова, в которой оспаривалась конституционность в том числе пункта 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодательной основой принятия постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1233, утвердившего указанное Положение, является комплекс содержащихся в различных законодательных актах (Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", его статьи 10 и 11; Гражданский кодекс Российской Федерации, его статья 139) нормативных положений, определяющих общий правовой режим конфиденциальной информации; данные законоположения, не предусматривая прямых предписаний Правительству Российской Федерации, в то же время не исключают осуществление им нормативного правового регулирования отнесения информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций к информации ограниченного служебного распространения, не являющейся секретной, что соответствует конституционной обязанности Правительства Российской Федерации обеспечивать эффективную реализацию полномочий федеральных органов исполнительной власти, возложенных на них Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, и способствовать устранению угрозы нарушения информационной безопасности государственного управления (статья 114, пункт "д" части 1, Конституции Российской Федерации); проверка же соблюдения Правительством Российской Федерации при нормативном регулировании данных общественных отношений законодательно установленных правил, составляющих правовой режим конфиденциальной информации, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Данное решение Конституционного Суда Российской Федерации и выраженные в нем правовые позиции сохраняют свою силу.

Что касается пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (принятого взамен Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации"), то он действует в нормативном единстве с другими положениями данного Федерального закона, в частности о праве гражданина на получение от органов публичной власти, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2 статьи 8); об информации, доступ к которой не может быть ограничен (часть 4 статьи 8); о принципах установления ограничения доступа к информации (статья 9); о праве на обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд решений и действий (бездействия) органов публичной власти, общественных объединений, должностных лиц, нарушающих право на доступ к информации (часть 6 статьи 8). В связи с этим нельзя признать обоснованным утверждение заявителя о том, что оспариваемое им законоположение допускает произвольное, по усмотрению федерального органа исполнительной власти, иного обладателя информации отнесение информации к категории ограниченного доступа.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова Ивана Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С.Хохрякова

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка