Недействующий

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 49995-5 "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
осуществления полномочий Правительства Российской Федерации"
, внесенный
депутатами Государственной Думы В.Н.Плигиным, А.П.Москальцом



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона (далее - законопроект) направлен на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти путем совершенствования осуществления полномочий, возложенных федеральными законами на Правительство Российской Федерации.

В этих целях законопроектом предлагается внести в 150 законодательных актов Российской Федерации изменения, предусматривающие возложение на федеральные органы исполнительной власти ряда полномочий, осуществляемых Правительством Российской Федерации (утверждение форм документов, типовых договоров, типовых положений, положений об осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности, аккредитации организаций, утверждение регистрационных порядков, порядка ведения федеральных государственных информационных систем, установление платы за предоставление информации, содержащейся в указанных информационных системах, и т.д.).

Вместе с тем из пояснительной записки к законопроекту неясно, на основании каких исходных положений предлагается передать федеральным органам исполнительной власти полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению соответствующих нормативных правовых актов. При этом отсутствует единый подход в отношении передачи полномочий Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти. В частности, лишь по десяти видам субвенций из двадцати, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", предлагается передать федеральным органам исполнительной власти полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка расходования и учета средств на предоставление субвенций.

В законопроекте не учтены нормы законодательства Российской Федерации, уже закрепившие за федеральными органами исполнительной власти функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию с учетом сферы их ведения.

Например, пунктом 2 статьи 43, пунктами 1, 2, 4, 7, 11, 12 статьи 111, пунктами 2 и 3 статьи 139 законопроекта предлагается ряд полномочий Правительства Российской Федерации возложить на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Между тем согласно Федеральному закону от 18 июля 2006 года N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции" функции по исполнению миграционного законодательства переданы от органов внутренних дел Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальным органам.

Статьей 48 законопроекта предлагается внести изменения в статью 73 Воздушного кодекса Российской Федерации, касающуюся установления порядка организации и проведения демонстрационных полетов воздушных судов. Согласно положениям законопроекта данное полномочие возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны. При этом не учитывается, что Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка использования воздушного пространства" в статью 12 Воздушного кодекса Российской Федерации, внесено изменение согласно которому государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.

Не могут быть поддержаны предложения о передаче федеральным органам исполнительной власти полномочий Правительства Российской Федерации, предоставленных Правительству Российской Федерации Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Так, статьями 109 и 113 законопроекта предлагается передать федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов, полномочия Правительства Российской Федерации утверждать формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения, предусмотренные частью 3 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частью пятой статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указанными нормами предусматривается установить единое регулирование, распространяющееся на работу Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. В соответствии со статьей 19 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что некоторые полномочия (в сфере сельского хозяйства, трудовых отношений, рекламы) были признаны избыточными решениями Правительства Российской Федерации. Данное обстоятельство необходимо учесть в отношении статьи 54, пункта 2 статьи 71, пункта 4 статьи 101, статьи 137 законопроекта.

При этом в отношении статьи 137 законопроекта, предусматривающей внесение изменений в Федеральный закон "О рекламе", необходимо учитывать, что Государственной Думой 9 апреля 2008 года принят в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 477310-4 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О рекламе", предусматривающий исключение из Федерального закона "О рекламе" указанной нормы.

Принимая во внимание, что полномочия по разработке и внесению в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствующей сфере ведения возложены на федеральные органы исполнительной власти положениями о них, утвержденными в установленном порядке, представляется, что функции, возлагаемые данным законопроектом на федеральные органы исполнительной власти, должны осуществляться ими в рамках установленной предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов упомянутых органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

Таким образом, необходимость выделения дополнительных ассигнований федерального бюджета на реализацию рассматриваемого законопроекта отсутствует.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект с учетом замечаний.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка