Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы
(с изменениями на 28 декабря 2010 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия.
См. Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2014-2016 годы от 12 ноября 2013 года
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным отраслевым соглашением от 28 декабря 2010 года (о порядке вступления в силу см. пункт 3 Федерального отраслевого соглашения от 28 декабря 2010 года).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Срок действия настоящего Отраслевого соглашения продлен на 2011-2013 годы - см. пункт 1 Федерального отраслевого соглашения от 28 декабря 2010 года.
____________________________________________________________________
1.1. Настоящее Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы (далее - Соглашение) заключено на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы, других нормативных правовых актов.
Соглашение устанавливает общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
- работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - профсоюз) в соответствии с Уставом профсоюза;
- работодатели в лице их представителей:
Федерального дорожного агентства (представитель организаций дорожного хозяйства, подведомственных агентству);
Общероссийского отраслевого объединения работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" представитель работодателей - организаций, входящих в состав объединения работодателей "АСПОР", и уполномочивших "АСПОР" заключить Соглашение от их имени;
Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" (представитель работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение настоящего Соглашения от их имени).
Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций "РОДОС" (представитель работодателей - учредителей Ассоциации и организаций, уполномочивших "РОДОС" заключить Соглашение от их имени).
1.3. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2008 года и действует по 31 декабря 2013 года (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным отраслевым соглашением от 28 декабря 2010 года, - см. предыдущую редакцию).
1.4. Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Изменение и дополнение настоящего Соглашения допускается по взаимному согласию заключивших его сторон в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
Изменения и дополнения оформляются приложением к Соглашению, являются его неотъемлемой частью и доводятся до сведения работников, профсоюзных органов и работодателей.
1.5. Настоящее Соглашение:
- является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется;
- распространяется на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не являющихся государственными служащими, в части не противоречащей законодательным актам, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектно-изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным отраслевым соглашением от 28 декабря 2010 года, - см. предыдущую редакцию).
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.
- устанавливает экономические и социальные гарантии работникам отрасли и членам их семей и не ограничивает права работодателей в расширении гарантий в заключаемых с работниками трудовых договорах, коллективных договорах за счет средств организаций в соответствии с законодательством;
- является основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного хозяйства и региональных и территориальных отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Стороны считают целесообразным заключение региональных отраслевых соглашений между республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза, представителями работодателей и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1.6. Затраты, связанные с обеспечением гарантий, принятых настоящим Соглашением для работников дорожного хозяйства, выполняющих работы по строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, включаются в установленном порядке в начальную цену конкурсов на эту продукцию (работы, услуги) в соответствии с утвержденными нормативами затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог.
Включение затрат на инженерные изыскания и проектирование в планы работ и начальную цену конкурсов обеспечивается применением документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендуемых для определения стоимости проектных и инженерных изыскательских работ, определенных уполномоченным органом исполнительной власти, а также дополнительным расчетом в установленном порядке.
1.7. Региональные и иные отраслевые соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения.
1.8. В соответствии с действующим законодательством органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению при пересмотре и выполнении Соглашения.
1.9. В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязанности по Соглашению переходят к его правопреемнику (правопреемникам) либо иному органу, на который будет возложено исполнение функций представителя, и сохраняются на весь срок действия Соглашения.
1.10. Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников, заявивших свое согласие на присоединение к Соглашению. *1.10)
Решение о присоединении к Соглашению оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего профсоюзного органа данной организации с уведомлением о присоединении к Соглашению, направленным в адрес представителей сторон Соглашения.
1.11. Стороны Соглашения представляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию по вопросам социально-экономического положения организаций: о ходе выполнения Соглашения, о принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, профессиональные и социально-экономические права и интересы работников организаций, руководствуясь при этом постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.91 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", проводят взаимные консультации по социально-экономическим проблемам и задачам организаций.
2.1. Федеральное дорожное агентство, Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", ассоциации "РАДОР", "РОДОС", Центральный комитет Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства будут совместно:
- участвовать в установленном порядке в разработке и принятии проектов законодательных и нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников дорожного хозяйства;
- содействовать заключению коллективных договоров во всех организациях дорожного хозяйства;
- содействовать укреплению и объединению дорожных организаций как единого технологического производственно-хозяйственного комплекса;
- участвовать в рамках реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ на 2008-2010 годы через своих представителей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке механизма выделения из федерального бюджета на основании коллективных договоров средств для проведения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений, федеральных органов исполнительной власти, иных исполнительных органов;
- готовить предложения по проведению мониторинга финансового состояния стратегических организаций и их платежеспособности, в случае необходимости разрабатывать и реализовывать меры по социальной поддержке работников указанных организаций;
- разрабатывать и организовывать мероприятия по проведению профессионального праздника Дня работников дорожного хозяйства и осуществлять контроль за их выполнением.
2.2. Организации дорожного хозяйства обеспечивают:
- бесперебойное и безопасное функционирование автомобильных дорог общего пользования;
- качественное выполнение работ по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями норм и условиями договоров на выполнение дорожных работ и, при необходимости, участие в мобилизационной подготовке и ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;
- страхование имущества, машин, механизмов, зданий сооружений и других видов ответственности работодателей;
- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров в каждой организации на согласованных сторонами условиях в соответствии с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
2.3. Профсоюз своей деятельностью способствует созданию благоприятных трудовых отношений в коллективах, сотрудничеству между работодателями и работниками по вопросам, представляющим взаимный интерес, укреплению трудовой дисциплины, внедрению новых методов управления и хозяйственной деятельности.
2.4. Работодатели и их представители считают необходимым наличие отраслевого органа печати и будут содействовать сохранению и развитию средств массовой информации дорожного хозяйства, а также будут осуществлять поддержку и необходимую помощь отраслевым некоммерческим организациям, созданным для решения задач по социальной защите работников.
3.1. Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2011 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным отраслевым соглашением от 28 декабря 2010 года, - см. предыдущую редакцию). *3.1.1)
В организациях, где повышение размера тарифной ставки рабочих 1 разряда требует осуществления необходимых организационных мероприятий, допускается поэтапное введение размера тарифной ставки рабочих 1 разряда (с учетом индексации в соответствии с пунктом 3.2 настоящего соглашения). Этапы (сроки) введения минимальных гарантий устанавливаются в отраслевых региональных тарифных соглашениях, а при их отсутствии в коллективных договорах предприятий. Общая продолжительность этапов не может превышать 1 года со дня введения в действие настоящего Федерального отраслевого соглашения.
Введение размера тарифной ставки рабочих 1 разряда, указанной в первом абзаце пункта 3.1 настоящего соглашения, в территориальных органах управления автомобильными дорогами осуществляется с участием соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации.
Абзац исключен с 1 января 2011 года - Федеральное отраслевое соглашение от 28 декабря 2010 года. - См. предыдущую редакцию.
Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением настоящего Федерального отраслевого соглашения, а также Соглашения о продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы и внесении в него дополнений и изменений (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным отраслевым соглашением от 28 декабря 2010 года, - см. предыдущую редакцию).
3.2. Пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда осуществляется при достижении индекса потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации 110% и более, но не реже чем один раз в год (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным отраслевым соглашением от 28 декабря 2010 года, - см. предыдущую редакцию).
3.3. Указанный в п.3.1 размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах.
Конкретные размеры минимальных тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1.
Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1. В федеральных государственных унитарных предприятиях дорожного хозяйства приведенная в приложении N 1 тарифная сетка по оплате труда работников обязательна для применения при определении конкретных размеров тарифных ставок (окладов) работников.
3.4. Абзац исключен с 1 января 2011 года - Федеральное отраслевое соглашение от 28 декабря 2010 года. - См. предыдущую редакцию.
Абзац исключен с 1 января 2011 года - Федеральное отраслевое соглашение от 28 декабря 2010 года. - См. предыдущую редакцию.
Работодатели будут стремиться к достижению среднемесячной заработной платы по предприятию в размере не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, в котором находится предприятие.
3.5. Для работников федеральных государственных учреждений, осуществляющих управление строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования и федеральных государственных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации, оплата труда устанавливается на основе отраслевой системы оплаты труда в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным отраслевым соглашением от 28 декабря 2010 года, - см. предыдущую редакцию).
3.6. В организациях дорожного хозяйства производятся:
- оплата времени простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника; о начале простоя работник сообщает своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя в порядке, предусмотренном коллективным договором;