29 декабря 2005 года N ВП-12516
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации в ОАО "РЖД" работы по содержанию
и эксплуатации пожарных поездов
1. Настоящее Положение разработано на основании законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности и железнодорожного транспорта, с учетом требований Правил содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденных МПС России 20 декабря 1993 года N ЦУО-219 (далее - Правила N ЦУО-219), и определяет порядок содержания и эксплуатации пожарных поездов.
2. Настоящее Положение распространяется на подразделения аппарата управления ОАО "РЖД", железные дороги, филиалы и иные структурные подразделения ОАО "РЖД" (в ведении которых находится железнодорожный подвижной состав пожарных поездов), причастные к организации содержания, эксплуатации, переоборудования (модернизации) и ремонту этого подвижного состава, а также на Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России), филиалы ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах и их структурные подразделения, эксплуатирующие пожарные поезда.
3. Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе и на стационарных объектах ОАО "РЖД", участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3-4 классов опасности (далее - тушение пожаров), в пределах тактико-технических возможностей, а также для осуществления профилактической работы по предупреждению пожаров на объектах ОАО "РЖД".
Для выполнения иных задач пожарные поезда не привлекаются.
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" пожарные поезда отнесены к силам постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
5. Виды аварийно-спасательных работ, к которым привлекаются пожарные поезда, определяются исходя из численности работников, их профессиональной подготовки, тактико-технических характеристик пожарной техники, обеспеченности пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, а также средствами связи.
6. Численность работников пожарных поездов определяется договором об оказании услуг по охране и в области пожарной безопасности на объектах ОАО "РЖД" между ФГП ВО ЖДТ России и ОАО "РЖД" с учетом штатных нормативов работников филиалов ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах, утвержденных распоряжением МПС России от 18 февраля 2004 года N 42р "Об утверждении штатных нормативов работников филиалов федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации" на сети железных дорог". При наличии звеньев газодымозащитной службы (далее - ГДЗС) в пожарном поезде количество пожарных в каждом дежурном карауле (смене) должно быть не менее 4 человек.
7. Аттестация пожарных поездов на право ведения аварийно-спасательных работ проводится в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 года N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей", а также изданных во исполнение указанного постановления нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области транспорта и нормативных документов ОАО "РЖД" и ФГП ВО ЖДТ России.
8. Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО "РЖД", согласованному с ФГП ВО ЖДТ России, по представлению железной дороги с учетом пожарной опасности перевозочного процесса.
9. Пожарные поезда в соответствии с Правилами N ЦУО-219 подразделяются на две категории:
специализированный пожарный поезд 1 категории, который наряду с тушением пожаров выполняет задачи по перекачке и (или) нейтрализации опасных грузов;
пожарный поезд 2 категории, выполняющий задачи по тушению пожаров.
10. Изменение категории пожарного поезда производится по результатам его аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ решением начальника железной дороги по согласованию с ФГП ВО ЖДТ России.
11. В зависимости от категории пожарные поезда комплектуются подвижным составом в соответствии с типовым табелем, указанным в Правилах N ЦУО-219.
12. Подвижной состав пожарных поездов содержится на балансе железных дорог.
13. Передислокация пожарных поездов производится в соответствии с приказом начальника железной дороги по согласованию с ФГП ВО ЖДТ России.
14. Подвижной состав пожарных поездов вводится в боевой расчет в срок не более одного месяца с даты его получения железной дорогой после переоборудования (модернизации).
15. Прием и введение в боевой расчет подвижного состава пожарного поезда производится в порядке, определяемом нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области транспорта и нормативными документами ОАО "РЖД" и ФГП ВО ЖДТ России.
16. Списание подвижного состава пожарных поездов производится по решению ОАО "РЖД", согласованному с ФГП ВО ЖДТ России.
17. Пожарные поезда, как правило, должны размещаться на крупных железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), где дислоцируются тепловозы с правом выезда на главный путь.
18. Железнодорожные станции и пути постоянной стоянки пожарных поездов определяются приказом начальника железной дороги.
19. Пути постоянной стоянки пожарного поезда на строящейся (реконструируемой) железнодорожной станции должны предусматриваться в проекте, а на действующих станциях - определяться комиссией, состоящей из специалистов служб (отделов) перевозок, вагонного и локомотивного хозяйства, пути, грузовой и коммерческой работы, информатизации и связи, сигнализации, электроснабжения, водоснабжения и других причастных служб (отделов) железной дороги (далее - комиссия).
20. Состав комиссии утверждается приказом начальника железной дороги. В состав комиссии включается руководитель филиала ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге.
21. Пути постоянной стоянки пожарных поездов должны располагаться вблизи пожароопасных объектов железнодорожных станций и иметь выходы на главный путь в обе стороны. В исключительных случаях и, как правило, на тупиковых железнодорожных станциях допускается организовывать выход пожарного поезда на главный путь в одну сторону, при условии протяженности в соответствии с Правилами N ЦУО-219 не более 500 м маневровых передвижений с пути постоянной стоянки на путь отправления.
22. Пути постоянной стоянки пожарных поездов не разрешается занимать подвижным составом, в том числе восстановительными поездами.
23. Для постоянной стоянки пожарных поездов выделяются железнодорожные пути, обеспеченные околопутевой наземной площадкой (далее - территория пожарного поезда).
Как правило, для постоянной стоянки пожарных поездов не допускается выделение железнодорожных путей, имеющих контактный провод.
24. На территории пожарного поезда с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1335-03 за счет средств ОАО "РЖД" и ФГП ВО ЖДТ России оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:
учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.);
производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).
25. При наличии в составе пожарного поезда пожарного депо расстояние от него до территории пожарного поезда в соответствии с Правилами N ЦУО-219 не должно превышать 500 м.
26. На территории пожарного поезда оборудуются полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня для занятий по пожарно-строевой подготовке.
27. При наличии в пожарном поезде вагона-гаража с пожарным автомобилем для его выезда организуется технологический проезд.
28. Входы в вагоны пожарного поезда должны быть оборудованы приставными лестничными тумбами.
29. Стационарные объекты на территории пожарного поезда и подвижной состав пожарных поездов обеспечивается за счет средств ОАО "РЖД" в соответствии с Правилами N ЦУО-219 источниками наружного противопожарного водоснабжения, линиями водяного или парового отопления, связи, а также 3-фазного электроснабжения напряжением 380 В с расчетной мощностью потребителей.
30. Расходы на строительство, текущее содержание и ремонт стационарных объектов и подвижного состава пожарных поездов производятся за счет средств балансодержателя.
31. Ремонт и текущее содержание железнодорожных путей постоянной стоянки пожарных поездов осуществляется за счет средств железной дороги.
32. Очистку от снега стрелочных переводов на расстоянии до 40 м от пожарного поезда, ведущих непосредственно к пути его постоянной стоянки, в соответствии с Правилами N ЦУО-219 производят работники пожарного поезда.
33. Границы участка обслуживания пожарного поезда определяются приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге из расчета максимального удаления от путей постоянной стоянки пожарного поезда на расстояние не более 100 км, а также времени доставки подвижного состава на конечный пункт в пределах участка обслуживания не более 1,5 часов, в соответствии с Правилами N ЦУО-219.
34. На каждой железнодорожной станции, расположенной на участке обслуживания пожарного поезда, приказом начальника отделения железной дороги и (или) начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге, определяются пункты заправки водой цистерн-водохранилищ из водораздаточных устройств, снабженных необходимыми приспособлениями для наполнения через горловину, а также работники железной дороги, ответственные за хранение приспособлений и заправку водой цистерн-водохранилищ.
35. Подвижной состав пожарных поездов (вагоны-насосные станции, вагоны-перекачивающие станции, цистерны-водохранилища, цистерны-приемники, вагоны-гаражи, а также другие вагоны, платформы и контейнеры) должен соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных 26 мая 2000 года N ЦРБ-756, нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области транспорта по вопросам технического обслуживания и ремонта грузовых и пассажирских вагонов, нормативным документам ОАО "РЖД", проектным решениям (техническим условиям) на переоборудование (модернизацию) подвижного состава в вагон-насосную станцию, вагон-перекачивающую станцию, цистерну-водохранилище, цистерну-приемник, вагон-гараж, транспортную систему комбинированного пожаротушения (далее - ТСКП) и другим, а также санитарно-эпидемиологическим правилам СП 2.5.1335-03.
36. Техническое оснащение пожарных поездов пожарной техникой, пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, а также средствами индивидуальной защиты производится в соответствии с типовым табелем, утвержденным ФГП ВО ЖДТ России.
37. Исходя из особенностей функционирования пожарных поездов ОАО "РЖД" за счет собственных средств может приобретать в соответствии с согласованными с ФГП ВО ЖДТ России и утвержденными ОАО "РЖД" планами дополнительное оборудование.
38. ТСКП, электростанции и насосные установки для перекачки опасных грузов содержатся и обслуживаются в порядке, предусмотренном инструкциями по их эксплуатации.
39. Оборудование (установка), техническое обслуживание и ремонт средств пожарной связи, состоящих на вооружении пожарных поездов, осуществляется за счет средств ФГП ВО ЖДТ России.
40. Оборудование (установка), техническое обслуживание и ремонт средств поездной радиосвязи и диспетчерской связи, состоящих на вооружении пожарных поездов, осуществляется за счет средств ОАО "РЖД".
41. Пожарные поезда обеспечиваются за счет средств ФГП ВО ЖДТ России неснижаемым запасом продуктов питания с учетом возможности автономной работы в течение трех суток дежурного караула (смены), включая приписной штат из числа работников стрелковых команд и добровольных пожарных, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.5.1335-03.
42. Расходование неснижаемого запаса продуктов питания допускается по истечении 4 часов с момента отправления пожарного поезда на пожар.
43. Нормы расхода продуктов питания утверждает ФГП ВО ЖДТ России.
44. Качество продуктов питания, условия и сроки их хранения в пожарных поездах контролируют должностные лица органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и работники филиалов ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах.
45. Пожарные поезда обеспечиваются аптечкой первой медицинской помощи за счет средств ФГП ВО ЖДТ России.
46. Состав аптечки первой медицинской помощи утверждает ФГП ВО ЖДТ России.
47. Качество медикаментов, условия и сроки их хранения в пожарных поездах контролируют должностные лица органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и работники филиалов ФГП ВО ЖДТ России на железных дорогах.
48. Подвижной состав пожарных поездов должен содержаться в технически исправном состоянии, обеспечивающем его безопасное движение при следовании к месту пожара с максимально допустимой скоростью.
49. Содержание и эксплуатация подвижного состава пожарных поездов осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области транспорта, а также нормативными документами ОАО "РЖД" и ФГП ВО ЖДТ России.
50. На подвижной состав пожарных поездов наносятся трафареты согласно техническим условиям, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
51. Подвижной состав пожарных поездов в соответствии с Правилами N ЦУО-219 окрашивается в красный цвет и имеет две параллельные белые полосы по всей длине вагонов, шириной 80 мм вверху и 230 мм внизу, а также надпись белым цветом "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта".
52. Номер каждой единицы подвижного состава пожарного поезда состоит не более чем из шести знаков, первые два из которых являются кодом железной дороги, остальные должны соответствовать дорожной нумерации (инвентарному номеру) объектов железнодорожного подвижного состава.
53. На каждую единицу подвижного состава пожарного поезда, в том числе и ТСКП, ведется технический паспорт (формуляр) установленного образца, содержащий технические и эксплуатационные характеристики. Паспорт (формуляр) хранится в пожарном поезде, его ведение обеспечивается соответствующими службами (отделами) железных дорог.
54. Осмотр ходовых и тормозных частей, а также сцепных приборов на подвижном составе пожарного поезда в соответствии с Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железнодорожного транспорта, утвержденной МПС России 16 мая 1994 года N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, производят работники эксплуатационного вагонного депо в присутствии начальника пожарного поезда или начальника караула (отделения) пожарного поезда не реже одного раза в месяц и после каждого выезда.
О проведении осмотра ходовых и тормозных частей, а также сцепных приборов делается соответствующая запись в журнале учета работы пожарного поезда.
55. В случае если подвижной состав пожарного поезда не выезжал на линию, по заявке его начальника не реже одного раза в 6 месяцев производится обкатка подвижного состава с выставлением на приемо-отправочные пути, проведение хронометража времени по выполнению операций в соответствии с инструкцией о порядке отправления пожарного поезда и технологическим графиком, утвержденным начальником отделения железной дороги и (или) начальником железной дороги.
Сведения об итогах обкатки заносятся в журнал учета работы пожарного поезда.
56. Вагоны-насосные станции пожарного поезда должны соответствовать требованиям технических условий и проектной документации на данный вид железнодорожного подвижного состава.