Упрощенка, N 5, 2008 год     

Рубрика: Комментарии                             

Подрубрика: Проблема
В.В.Данилин,

юрист, юридическая фирма "КЛИФФ"

Л.А.Масленникова,

эксперт журнала "Упрощенка",

кандидат экономических наук        

Если товар импортируется



Принято считать, что закупки за рубежом производят крупные организации. Но при наличии средств ничто не мешает стать импортером любому предприятию. Каким же при этом будет налоговый учет, если применять упрощенную систему?


  В.В. Данилин,
юрист, юридическая фирма "КЛИФФ"
     Л.А. Масленникова,
эксперт журнала "Упрощенка",
кандидат экономических наук


В Таможенном кодексе РФ понятие "импорт" отсутствует, однако оно определено в статье 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Так, импортом называется ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.

Подобное определение импорта соответствует сразу нескольким таможенным режимам, установленным Таможенным кодексом (например, выпуск для внутреннего потребления, переработка для внутреннего потребления) и предусматривающим различный порядок уплаты таможенных платежей. Нас же интересует такой таможенный режим, как выпуск товаров для внутреннего потребления. Он регулируется параграфом первым главы 18 Таможенного кодекса и означает режим, при котором товары, ввезенные на таможенную территорию России, остаются на ней без обязательства об их вывозе (ст.163).

Товары приобретают статус находящихся в свободном обращении в РФ после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

Сделка по ввозу товаров начинается с заключения контракта с иностранным поставщиком. Хотя бухгалтеры не обязаны оформлять юридические документы, работающим в небольших фирмах часто приходится брать это на себя. Поэтому остановимся на некоторых особенностях данного этапа.

К настоящему времени имеется множество международных соглашений и актов по импорту и экспорту товаров. Основой для сотрудничества может служить Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенная в Вене 11 апреля 1980 года (далее - Венская конвенция). Термины и правила, принятые в мировой практике, сведены в ИНКОТЕРМС - справочнике, который выпускает Международная торговая палата.

Венская конвенция (ст.1) применяется, если:

- коммерческие предприятия сторон находятся в разных странах - участницах Венской конвенции;

- согласно нормам международного частного права к договору применимо право государства, поддержавшего Венскую конвенцию.

Вместе с тем следовать указанному документу необязательно (ст.6), и мы не будем подробно его разбирать. Отметим только, что Венская конвенция допускает устную договоренность (ст.11). Однако согласно постановлению Верховного Совета СССР от 23.05.90 N 1511-1 в нашей стране это положение не имеет силы, и российским бизнесменам, ведущим торговые операции, недостаточно заручиться согласием зарубежных партнеров - необходимо все зафиксировать на бумаге. Кстати, в противном случае будет невозможно обосновать расходы.

Инкотермс содержит кодификацию терминов, разъясняющих, как распределяются права и обязанности между поставщиком и покупателем в связи с поставкой, таможенной очисткой, оплатой и прочими процедурами. Мы уже приводили в журнале расшифровку некоторых терминов. Бухгалтеру, даже если он не занимается юридической частью контракта, важно изучить условия поставки по крайней мере по двум причинам: чтобы, во-первых, не платить лишнее, а во-вторых, не ошибиться при подсчете налогов. Например, покупателю, обеспечившему доставку вместо поставщика, в чьи обязанности она входила, нельзя включить ее стоимость в расходы.

См. статью "Экспорт товаров" // Упрощенка, 2006, N 12

На данный момент действуют одновременно две редакции: ИНКОТЕРМС-1990 и ИНКОТЕРМС-2000.

Валютные операции


Итак, контракт заключен, пора позаботиться о деньгах. Поставщика не всегда устраивают рубли, и тогда приходится искать другую валюту. Если вы занимаетесь еще и экспортом, можно оформить перевод со своего валютного счета. В общем случае валюту приобретают в банке. В последнее время делать это намного легче. Согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) валютные операции между резидентами и нерезидентами ведутся без ограничений. Потребуются лишь некоторые документы.

Паспорт сделки


В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция) при расчетах в иностранной валюте в обслуживающий банк нужно представить паспорт сделки.

Если расчеты ведутся через банк-нерезидент, паспорт сделки все равно сдается в банк-резидент, в котором открыт расчетный счет (п.3.4 Инструкции)

Документ не требуется, когда партнером нерезидента выступает (п.3.2 Инструкции):

- резидент - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем;

- резидент - кредитная организация;

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на проведение валютных операций;

- резидент, если общая сумма контракта (кредитного договора) с учетом всех его изменений и дополнений не превышает в эквиваленте 5000 долл. США по курсу, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора).

Из перечисленных пунктов к "упрощенцам" может относиться только последний.

Чтобы утвердить паспорт сделки, в отдел валютного контроля банка нужно подать следующие документы (п.3.5 Инструкции):

- паспорт сделки (два экземпляра);

- контракт;

- разрешение органа валютного контроля на валютные операции по контракту и на открытие счета в банке-нерезиденте (в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ).

Банк вправе запросить и другие документы, указанные в пункте 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ (например, свидетельство о государственной регистрации, таможенные декларации и т. д.).

У индивидуального предпринимателя на паспорте сделки должна быть подпись (либо его, либо уполномоченного лица, на которое есть доверенность) и печать. От организации требуется две подписи (руководителя и главного бухгалтера) или одна (если в штате нет ответственного за бухгалтерский учет) с печатью. Как заполнять паспорт сделки, подробно разъяснено в приложении 4 к Инструкции.

Паспорт сделки проходит проверку в течение трех рабочих дней. Если все нормально, ответственное лицо банка расписывается на обоих экземплярах (один возвращается импортеру) и ставит печать. Найдутся ошибки - придется переоформлять. Без банковской подписи в паспорте сделки нельзя произвести валютный платеж, так что в интересах дела закончить с документом как можно быстрее.

Обратите внимание: оформлять паспорт сделки придется и в том случае, если резидент заключает контракт с иностранным лицом через его филиал или представительство, находящееся на территории РФ, так как требования валютного законодательства в отношении подобной ситуации не содержат каких-либо исключений.

Справка о валютных операциях


Когда паспорт сделки готов, можно приступать к оплате. Денежный перевод делается на основании платежного поручения, помимо которого налогоплательщик обязан представить справку о валютных операциях. Ее подписывают руководитель и главный бухгалтер организации, чьи подписи есть в банковской карточке, или индивидуальный предприниматель (его уполномоченный).

Образец справки и порядок ее заполнения приведены в приложении 1 к Инструкции

Банк проверяет сведения, внесенные в справку, и ее заполнение. Если замечаний нет, то справку, подписанную ответственным лицом и заверенную печатью банка, помещают в досье по сделке.

Справку могут не принять (п.1.8 Инструкции), если:

- она неправильно составлена;

- по документам, которыми располагает банк, вид валютной операции не соответствует коду, указанному в справке в графе 6.

В таких случаях расчет придется отложить и снова заняться формальностями.

Внимание: репатриация


При импорте товаров участнику внешнеэкономической деятельности помимо оформления паспорта сделки важно соблюсти еще одно требование валютного законодательства. Особенно большое значение это имеет при заключении договоров купли-продажи (поставки) товаров с нерезидентами на условиях предварительной оплаты товара или заключении договора мены.

Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеэкономической деятельности резиденты обязаны обеспечить в сроки, предусмотренные контрактами, возврат уплаченных денежных средств за товары, не ввезенные на таможенную территорию РФ. При этом отметьте, что в случае просрочки поставки со стороны иностранного контрагента резидент должен в тот же день направить претензию. Иначе суд может посчитать, что резидент не исполнил своей обязанности по возврату валюты, и оштрафовать за нарушение валютного законодательства.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs